Интервью – трудный журналистский жанр. Лично я всегда рассматривала его как возможность представления Другого посредством слова (а в этом уже есть некая сверхзадача). Состоит оно из двух этапов: беседы и написания на ее основе материала. Причем форма текста по итогам общения может быть самой разной: вопрос-ответ, портретный очерк, диалог с элементами зарисовок или репортажа. Исходя из личного опыта, я решила сформулировать 10 правил удачного интервью. Возможно, кому-то будет полезно или просто любопытно. 

Правило первое: будь готов
Вопросы, аппаратуру и настрой следует готовить заранее. Экспромт – удел профессионалов, но даже они стараются не рисковать.
Comments: 
- Присутствуя на различных пресс-конференциях, поражалась тому, насколько легко коллеги задают вопросы с заведомо известными ответами. Неудивительно, что многие артисты и публичные люди устали комментировать одно и то же. Неподготовленного журналиста выдадут как раз глупые вопросы. 
- Был случай, когда у меня на диктофоне села батарейка, причем я заметила это под занавес разговора. Пришлось по памяти восстанавливать практически всю беседу. Опыт незабываемый, но времени на это уходит много.

Правило второе: очная ставка
Выбирай очное общение. Оно сократит время при подготовке текста и откроет перед тобой Личность, а не бездушный набор букв и слов.
Comments: 
- Для полноценного интервью живое общение – необходимость, а не каприз. На практике сие правило не всегда совпадает с возможностями собеседников (расстояние, занятость, страх). Среди моих коллег, например, есть те, кто избегает очного разговора. На мой взгляд, это показатель непрофессионализма. 
- Однажды я брала заочное интервью у молодой актрисы из Омска – Даши Мельниковой (одна из «Папиных дочек»). Единственный доступный на тот момент вариант – электронная почта. Как результат, материал получился крайне разрозненным, бесформенным, хотя и интересным. 

Правило третье: место встречи изменить нельзя
Предоставляй собеседнику право выбора места встречи. Это не просто показатель воспитанности.
Comments: 
- Люди обычно лучше всего чувствуют себя «на своей территории»: место работы, любимое кафе или парк недалеко от дома. Тогда их проще «разговорить». Однако следует поинтересоваться, не будут ли вам мешать посторонние шумы или люди. 
- Один раз пришлось расшифровывать запись интервью вперемешку с клубной музыкой. В тот момент мне показалось, что я была на вечеринке, а не на работе. Больше в такие места не хожу и другим журналистам не советую. 

Правило четвертое: Свобода. Равенство. Братство
Общайся на равных вне зависимости от социального статуса, цвета кожи и языковой принадлежности.
Comments: 
- Некоторые думают, что в интервью главное – умение задавать вопросы. Но тогда есть риск превратить беседу в обычный допрос, что весьма негативно скажется на содержании. Помню свое первое интервью с местной знаменитостью – Евгенией Канаевой (олимпийская чемпионка по художественной гимнастике). На разговор было отведено 20 минут, а мне хотелось спросить многое. Плюс волновалась чуток. Так вышел самый неудачный текст в моей карьере. 
- В 2009 году я была аккредитована на Чемпионат мира по бальным танцам (латиноамериканская программа), проходивший в родном городе. Такое событие предполагало общение с иностранными гостями. Хотя мой английский оставляет желать лучшего, языковые барьеры я отбросила. В итоге танцор из Южной Африке дал мне в перерыве мастер-класс на паркете на глазах у 10 000 публики. 

Правило пятое: вопрошайка
Задавай открытые вопросы. Они предполагают развернутые ответы. 
Comments: 
- Большой поток информации от собеседника гораздо лучше, чем его недостаток. Тем не менее затягивать интервью не стоит. В среднем часа достаточно для полноценной беседы. Исключения бывают в том случае, когда Личность увлекла настолько, что есть желание и время пообщаться еще. 
- Ошибка многих начинающих журналистов объять необъятное и уместить в одном тексте все, о чем им удалось пообщаться с человеком. Итоговый же материал – это квинтэссенция, выжимка самого интересного. Пусть текст будет небольшим по объему, но ярким от начала и до конца.

Правило шестое: собери пазл
Перерабатывай полученную информацию. Не надо расшифровку интервью принимать за конечный текст. Собери свой пазл из фактов, цифр и цитат.
Comments: 
- Не все люди обладают красноречием, поэтому их слова требуют серьезной правки и редактуры. Однако есть тонкая грань, перейти которую журналист не в праве: выдать свои мысли за мысли героя интервью. 
- Как-то мне довелось пообщаться с омской каратисткой для женского журнала. Разговор о спорте оказался весьма содержательным, а вот со всем остальным было скудно. Уже дома я схватилась за голову, потому что не знала, как и о чем писать. Выходом оказался выбор формы: интервью с элементами зарисовок, то есть там, где нечего было сказать герою, говорила я. 

Правило седьмое: all you need is love
Полюби героя: найди в нем то, что может быть интересно тебе и окружающим.
Comments: 
- Без любви к делу вряд ли получится хороший результат. Понятно, что мы не всегда выбираем тех, с кем нам предстоит общаться целый час. Редакционные задания могут быть очень разнообразными. Однако если не найти в собеседнике личный интерес, трудно написать текст, который заинтересует кого-то еще. 
- Кстати, «полюбить» стоит и свой текст. Как только ты отшлифуешь его до каждой запятой, вычитаешь и подумаешь: «Блииииин, как же здорово все-таки вышло», - можно с уверенностью сказать, что с заданием ты справился. Однако не стоит пренебрегать советами редактора. Свои первые тексты я переписывала не раз и горжусь этим. Журналистика – ежедневная практика, а не теория.  

Правило восьмое: по следам публикации
Знакомься с текстом после публикации. 
Comments: 
- Как там было сказано в КВН? Многое открывается при повторном прочтении. Свежий взгляд помогает оценить свой труд более объективно и увидеть правки редактора. Если честно, в последнее время делаю это все реже: работы много. Но это неправильно. 
- Между прочим, если внимательно расшифровывать интервью и обращать внимание на собственную речь, можно заметить свои ошибки и удачные приемы в ходе беседы. Один омский радиодиджей всегда переслушивает эфиры для оттачивания мастерства. Это из той же «оперы». 

Правило девятое: good morning, мониторинг
Читай прессу в любом ее проявлении: электронные СМИ, газеты, журналы. 
Comments: 
- Считая себя профи, многие перестали читать коллег по цеху. Особенно этим грешат студенты, решившие стать журналистами, и практиканты. Ни газеты, ни журналы они в руках давно не держали. Знакомство с современной прессой научит некоторым приемам, до которых ты пока не дошел, позволит оценить свой уровень, а также поможет понять, как писать не стоит.
- Лично я люблю сначала просматривать прессу по заголовкам. Удачный нейминг – залог того, что статью заметят и дочитают. Тексты выбираю по интересам. Все подряд, конечно, читать нет смысла. 

Правило десятое: из-не-последнего
Сформулируй свои правила удачного интервью.
Comments: 
- Конечно, изложенное выше – прописные истины, но почему-то не все спешат использовать их в своей работе. Поэтому прежде чем придут к ним, наступят на десятки грабель. Предлагаю дописывать этот свод правил по мере получения опыта. Все равно у каждого он свой...