Текст: Анастасия Зеленова, директор Открытого фестиваля молодежной журналистики «Пингвины пера» 

 

В этом году мы в седьмой раз провели Открытый фестиваль молодежной журналистики «Пингвины пера».  Суть его в том, что на три дня в замкнутом пространстве встречают редакции молодежных изданий и выясняют между собой, кто сильнее и профессиональнее. Команды-редакции работают в режиме пресс-центров, оперативно освещая все, что происходит внутри фестивального пространства, иными словами, каким-то образом касается «Пингвинов пера». Написанные тексты размещаются на стенде, который ребята превращают в полноценное издание со своей концепцией, дизайном и редакционной политикой.

Три дня напряженной работы в режиме нон-стоп дают не только огромный опыт для участников фестиваля, но и большое количество информации для размышления организаторам. Ежегодно перечитывая стенды-газеты, я обращаю внимание, что хотя уровень команд заметно растет, типичные ошибки остаются. А если таковые допускают две сотни человек, логично предположить, что с подобными проблемами сталкиваются и многие другие начинающие и продолжающие журналисты. Так что начнем по порядку и на примерах фестивальных работ разберем узкие места на пути к профессиональным высотам. 

 

 

Задача наших пингвинов – не только написать качественный текст, но сначала найти тему, информационный повод будущего материала. Семилетний опыт наблюдения за работой участников фестиваля показывает, что именно на этом этапе многие спотыкаются. Сложно, оказывается, найти именно то, что будет интересно не только данной конкретной редакции, но и другим читателям. Грубая ошибка юных журналистов – думать, что подробности вашего утра, дня, дороги на фестиваль, покупки еды интересны читателю. Эти темы годятся для блога или твиттера, но они далеки от журналистики. Другое дело, что дома утром, по дороге в транспорте и в очереди за хот-догами вас окружает такое количество реальных тем, что становится даже грустно, когда вы их не замечаете. Еще печальнее, когда замечаете, но не уделяете им должного внимания.

Рассмотрим на примерах. Читаем  отрывок текста.

Покинули пределы электрички, минули турникет и первую платформу: в животе характерно заурчало. Отправились в сторону аппетитно пахнущих закусочных. Да здравствует фастфуд! Покупаем какой-то многослойный бутерброд с названием на американский лад и пакетик зеленого чая – 39 рублей штука. Сели. И вдруг в голову полезли сомнительные мысли, когда видишь поблизости летающих голубей и одновременно жуешь хрустящую курицу. Если бы умели эти голуби читать мысли человеческие, то оскорбились бы до глубины души. Мы, правда, сразу же обо всех предубеждениях забыли, голод взял свое. А вот «летающие крысы», похоже, нет. (Орфография и пунктуация автора сохранены)

Тематический отрывок закончился, а журналистика еще и не начиналась. Хотя в этом небольшом тексте есть, за что зацепиться. Только автор этого не заметил и решил продолжить рассказ о дороге на фестиваль. Телеканалы, например, частенько возвращаются к теме подозрительно фаст-фуда, а значит, эта проблема могла стать поводом к написанию полноценного журналистского текста. Для этого нужно было просто продолжить сбор информации. Наметим самый простой путь, которым могли пойти участники «Пингвинов», находящиеся в закрытом пространстве. Вне фестиваля у журналиста куда больше возможностей, времени и простора для фантазии. 

- Говорим с участниками. На фестивале около 200 человек. Наверняка, с кем-то случались печальные, курьезные или какие-то другие истории, связанные с подобным быстрым питанием.

- Ищем спикеров. На 7 фестивале было две различные компании, занимающиеся организацией питания. Вполне вероятно, что у них можно было получить интересный комментарий, неожиданный взгляд на проблему.

- Ищем дополнительную информацию. Она может найтись в интернете, СМИ или других источниках.

- Анализируем полученные данные, делаем выводы.

Еще, конечно, было бы здорово поболтать с продавцом подозрительных бутербродов и задать пару вопросов другим покупателям, стоявшим вместе с вами в очереди. Но это уже более сложный путь, подразумевающий, что вы готовились писать на эту тему.

Другая история про информационные поводы. Снова короткий текст о дороге на фестиваль. Теперь мы узнаем, что команда долго ждала одного из своих журналистов на перроне. Успел он только к последней электричке, а опоздание свое объяснил тем, что толкал газель, за что был награжден батоном хлеба. Далее автор в подробности не углубляется, говорит, что про газель эту ничего не знает, а хлеб, и в правду, есть, и даже вкусный. И это снова финал. Мне, как читателю, стало грустно и обидно. Меня подразнили и оставили умирать от любопытства. Это как раз тот случай, когда происшествие личного порядка вполне могло стать достойным информационным поводом. Я долго искала в материалах этой команды текст, посвященный толканию газели, чтобы узнать, почем нынче одна батоносила, но не нашла. Не стал расспрашивать товарища и автор описанной выше заметки, не взялся описать свои приключения и сам участник событий, не увидели в коротком тексте интересный информационный повод и другие участники фестиваля, которые читали материалы соперников. А мог бы получиться необычный текст.

Конечно, на первый взгляд кажется, что за пределами фестиваля проблем с информационными поводами не существует. Столько всего вокруг происходит – пиши не хочу. Да и редактор есть, который задание даст и все вопросы снимет. Но зачастую, особенно, кстати, при приеме на новую работу, вас попросят предложить несколько тем для своих будущих материалов. Вот тут и могут появиться проблемы. Так что давайте подводить итоги.

Вы решили написать текст и уже придумали о чем. Прежде чем начать, подумайте, будет ли эта тема интересна кому-то, кроме вас, ваших родных и близких друзей? Поставьте перед собой цель, ради чего вы пишите именно на эту тему. И если окажется, что цель ваша просто рассказать о каком-то небольшом событии вашей жизни, думайте над другой темой или меняйте цель. Попробуйте в незначительном найти то, что может зацепить читателя, смотрите на проблему шире, привлеките интересных спикеров, изучите вопрос со всех возможных сторон. Вполне вероятно, что в итоговый текст попадет лишь небольшая часть собранной информации, зато вы будете прекрасно ориентироваться в выбранной теме. И самое главное. Когда текст будет готов, ответьте себе честно на вопрос, сообщили ли вы что-то новое своему читателю. Если ответ положительный, несите творение редактору! Удачи!

Теперь давайте приступим к вопросам, если таковые у вас появились.