Каждый человек, у которого есть фотоаппарат, хоть пару раз в жизни, но побудет концертным фотографом: обязательно снимет любимого музыканта на концерте, сфотографирует знаменитого актёра в ходе спектакля. Некоторые этим ограничиваются, кто-то идёт дальше. Я снимаю концерты, театр и танцы где-то около 7 лет. Сначала от необходимости, по работе, потом начала получать удовольствие от процесса. Сейчас концертная съёмка - мой любимый вид фотографии.

"Крематорийв арт-клубе "Планетарий"

Перво-наперво, чтобы заняться концертной съёмкой, нужно попасть в зал, клуб, театр. Вариант "купить билет" отпадает довольно быстро - денег не хватит ходить на всё, что хочется поснимать. Поэтому стоит озаботиться получением аккредитации - возможностью бесплатного входа на культурные заведения города. Как её получиь и к кому обратиться?

Во-первых, к музыкантам, предложив им услуги по съёмке концерта. Разумеется, на концерт "Чайфа" вы так не попадёте - группе вряд ли понадобятся любительские фотографии с провинциального концерта. Но молодые местные группы вполне могут взять вас на свой концерт бесплатно, в обмен на ваши снимки.

Во-вторых, аккредитацию дают журналистам, так что есть резон устроиться в какое-нибудь местное СМИ фотографом. Здесь даже можно подзаработать, правда не много: 50-200 рублей за снимок в среднем. Но главное - халявный проход на выступления известных музыкантов у вас будет в кармане.

Дидюля на фестивале "Аркада Джаз"

Итак, предположим, проходку на концерт вы раздобыли. Теперь задумываемся, что из техники стоит взять с собой.

Фотоаппарат.Чем круче, тем, разумеется, лучше. Главный "козырный" момент - минимальные шумы на наибольших значениях ISO. Это помогает по максимуму компенсировать плохое концертное освещение.

Объёктивы. 1 правило - чем светлее, тем лучше. 2 правило - зумы предпочтительнее фиксов.Именно они помогают с наименьшим геморроем снимать и общие планы сцены, и крупные планы музыкантов.

Выспышки. Многие музыканты не разрешают использовать вспышку на своих концертах, многие крупные клубы больших городов вовсе запрещают её использование. Так что умение снимать без пыхи - обязательное для концертного фотографа. С другой стороны, провинциальные и маленькие клубы грешат очень плохим светом на сцене, и без дополнительного источника освещения обойтись не получается. Здесь каждый решает для себя.

Защитные фильтры. Обязательно! Обязательно ставьте защиту на объектив, когда идёте на концерт, тем более, в ночной клуб, а не в консерваторию. Музыканты любят поливать фанатов из бутылок, пьяные поклонники норовят ткнуть пальцем в объектив, на панк или метал-концертах можно словить шипастый напульсник и вовсе разбить объектив - словом, проще поставить защитное стекло. 

Штатив. Как правило, бесполезен, мешает мобильности фотографа, занимает много места. Хотите снимать с большими выдержками (что на концерте обычно бессмысленно), поставьте технику на столик, поручни, край сцены.

 

 БГ в "Планетарии"

Место съёмки

На крупных концертах в больших залах обычно существует фото-пит - зона перед сценой, отгороженная от публики и позволяющая снимать музыкантов без помех. В Рязани фото-пита нигде нет и не будет, поэтому крутиться приходится самостоятельно. Тем не менее есть заведомо неудачные места:

-  прямо напротив музыканта. В таком случае лицо музыканта будет закрыто от вас микрофоном. Выбирать место стоит чуть сбоку от стойки вокалиста.

"Чёрный кофе" на фестивале Ночных волков "Мото нашествие"

- Исключение из первого правила - театр и танцы, их-то как раз стоит снимать из центра зала, посреди сцены.

Фестиваль современного танца "Чёрный кот 2009" в РДМ

Фестиваль современного танца "Чёрный кот 2010" в РДМ

- Не стоит снимать сильно сверху - в кадре окажутся только макушки музыкантов, грязные волосы и лысины. Такие кадры мало кому нужны.

- Не стоит снимать сильно снизу - в большинстве случаев такая точка съёмки продчеркивает второй подбородок и избыточный вес. 

- Концерты тяжелых групп тяжело снимать непосредственно из-под сцены, так как там обычно находятся слемующиеся фанаты. Это же место неудобно во время сидячих концертов - вы перекроете обзор зрителям первых рядов. А люди, которые покупают билеты на первые ряды и переплачивают за них по 1000 - 5000 рублей, реагируют на это не всегда адекватно.

"Exploited" в "Планетарии"

Что именно снимать во время концерта?

Концертные фото  условно можно разделить на обязательные, пригодные для публикации в СМИ: портреты музыкантов, общий вид сцены со всеми музыкантами.

Например, сам Гребень

Его гитарист

Его флейтист

И атмосферные, в СМИ такие публикуются редко, но для фотоотчета в блоге или на сайте они необходимы.  Снимайте бенгальские огни и фаеры, фенечки и экзотические инструменты, зрителей и прочую лабуду.

Смещайте фокус и расставляйте акценты

"Белая гвардия" в "Старом парке". 

Попали за кулисы, успели на пресс-конференцию, заметили вышедшую на перекур звезду? Не забудьте сделать пару кадров.

Пресс-конференция "Чайфа" в КЗ им.Еесенина

Что ценится на концертных фото?

Типичные для музыканта позы:

"Billys band" обязательно "умирает" на своём контрабасе

Федя из "Тинтал" всегда позирует со стойкой на плечах

- Эмоциональные фото, нетривиальные позы:

"Ногу свело"

Немецкие "Das Ich"

Иногда музыканты, особенно, если они знаю, что получат ваши фото, начинают позировать - не пропускайте такие моменты!

"Нервы" на "Нервы-фесте"

- Динамизм. Его часто сообщает экспрессивная поза и заваленный горизонт. 

Нойз МС

"Лицедеи" в театре Драмы

"Чёрный кот 2009"

"Тараканы!"

- Старайтесь не отрезать музыкантам конечности, оставьте им кисти рук, постарайтесь, чтобы в снимок влез гриф гитары целиком. "Инвалиды" на фото выглядят всегда намного хуже целых людей.

- Не бойтесь переводить фотографии в ч/б, если понимаете, что никакими силами не можете добиться естественного и красивого цвета в кадре

Андрей "Кришна" был ярко-красного цвета, это естественный цвет для сцены "Голливуда". В ч/б варианте получился вполне себе симпатичным.

Итак, концерт мы отсняли, куда девать фото?

Если вы снимали для СМИ, тут же отправьте десяток лучших кадров редактору, если для группы, обрабатывайте все фотографии и записывайте их на диск.

Если фото выложить в интернет, будьте готовы к тому, что их непременно сопрут (растащат по блогам, Контакту, тем же СМИ). Если не выкладывать - смиритесь, что о вас никто не узнает. Что хуже - вопрос сложный.

Выкладывая фото в интернет, обязательно подписывайте снимки, делайте логотипы. Любая работа имеет право быть подписанной, содержать имя своего автора и адрес его сайта/блога. По этой же информации вас может найти потенциальный работодатель. Или возжелавшие с вами сотрудничать музыканты, если им понравятся ваши снимки.

Если вы остсняли группу без договорённости с ней, обязательно отправьте ей фото или ссылку на свой ресурс (сайт или блог), куда вы заливаете фотографии. Это помогает налаживать нужные контакты. Деньги за фото вам вряд ли предложат, но если известная группа возьмет ваши фото на свой сайт, это может быть хорошей рекламой вам, как фотографу.

"Надысь" на "Ночи в музее 2010"

п.с. так как за последние дни несколько человек спросили меня, на что я снимаю, то:

Nikon D300 + Nikkor 80-200/2.8 (как основной объектив для больших залов) и Nikkor 17-55/2.8 (для маленьких клубов). Вспышкой на концертах не пользуюсь никогда.

пп.с. Все фото в тексте мои.

 

ппп.с. Если вам посчастливилось пробиться на съёмку в большой клуб (с фото-питом и т.д.) обязательно прочитайте вот этот текст: http://blyg.livejournal.com/77085.html

Один из лучших туториалов по концертной съёмке, правда адаптированный по большому счёту под крупные площадки и мероприятия.