Межгалактический полёт на разнообразные планеты и познание вечных для всех возрастов истин вместе с «Маленьким принцем» в Московском Губернском Театре



С легендарной аллегорической повестью известного французского писателя, профессионального лётчика- Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» знакомы дети и взрослые всего мира. Произведение, переведенное на 180 языков, уже более семидесяти лет с момента первой публикации в далёком и страшном военном 1943 году до наших дней покоряет сердца миллионов людей всех стран, сословий и возрастов. Цитаты из повести, которая буквально пронизана философией и аллегорией, давно стали крылатыми фразеологизмами. Как например: « Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит», «Ты живешь в своих поступках, а не в теле. Ты — это твои действия, и нет другого тебя», «Если идти всё прямо да прямо, далеко не уйдешь…», « Люди забираются в скорые поезда, но они сами не понимают, чего они ищут, поэтому они не знают покоя, бросаются то в одну сторону, а то в другую... И все напрасно. Глаза слепы. Искать надо сердцем...», «Мы в ответе за тех, кого приручили...» и многие-многие другие мудрые мысли и афоризмы...

Спустя чуть больше месяца со дня премьеры глубокого философского спектакля по мотивам произведений Гоголя «Сон разума», народный артист России, художественный руководитель Московского Губернского театра Сергей Витальевич Безруков совместно с коллегами представил зрителям ещё одну новую постановку- 31 октября на большой сцене Московского Губернского театра состоялась премьера музыкальной сказки «Маленький принц».

Эта постановка стала второй работой театра в музыкальном направлении – при участии Губернаторского оркестра Московской области. Для Сергея Безрукова сценическая встреча с «Маленьким принцем» – не первая. Несколько лет назад артист читал повесть Экзюпери со сцены Концертного зала им. Чайковского, позже – в рамках благотворительных акций в разных городах: Казани, Ульяновске, Красногорске. Однако сейчас «Маленький принц» приобрёл несколько иной формат- если раньше, по словам Безрукова, это был не спектакль, а прочтение под музыку, то теперь это именно спектакль, в котором задействован Губернаторский оркестр под руководством Сергея Пащенко.

Краткий сюжет «Маленького принца»:

Пилот совершает вынужденную посадку в пустыне и встречает мальчика — принца с другой планеты, который рассказывает о своих приключениях, говорит об удивительной розе, которую оставил на своей малой планете,о жизни дома. В один день Маленький принц улетает, чтобы изучить и познать другие места необъятной Вселенной. Посетив несколько других астероидов, он встречает много странных взрослых: короля, которому кажется, что он правит звёздами, честолюбца, мечтающего, чтобы окружающие им восхищались, пьяницу, который пьёт, чтобы забыть, что ему совестно пить, делового человека, постоянно считающего звёзды, фонарщика, который, верный своему слову, каждую минуту зажигает и тушит фонарь, географа, записывающего в книгу рассказы путешественников. По совету географа Маленький принц посещает Землю, где знакомится с пилотом потерпевшего аварию самолета, встречает других персонажей и узнаёт много важных вещей.

Ставшее легендарным произведение неоднократно экранизировали в кинематографе, мультипликации, на театральной и балетной сценах разных стран. В творчестве русского поэта Николая Добронравова есть трогательная лиричная песня, посвящённая «Маленькому принцу»:

«Кто тебя выдумал, звездная страна?
Снится мне издавна, снится мне она.
Выйду я из дому, выйду я из дому,
Прямо за пристанью бьется волна.
Ветреным вечером смолкнут крики птиц,
Звездный замечу я свет из-под pесниц,
Прямо навстречу мне, прямо навстречу мне
Выйдет доверчивый Маленький Принц...»

В зале звенит третий звонок, гаснет свет и все зрители, пришедшие на спектакль «Маленький принц» в Московский Губернский театр, попадают в сказочную звёздную страну, знакомятся с героями удивительной повести и осуществляют вместе с Маленьким принцем межгалактический полёт. Сергей Безруков снова и снова поражает своей безграничной фантазией, многогранным талантом и уникальными трансформациями в разные образы, характеры, настроения, голоса, жесты... Ведь фактически эта постановка- моноспектакль, в котором Сергей Витальевич в одно мгновение перевоплощается во всех персонажей! Как в долю секунды изменить всё - от мимики и жестов, до голоса и пластики и превратиться из Лётчика в Маленького принца, в Короля-Честолюбца, Пьяницу, Фонарщика, Лиса, Розу, Змею..? Возможность реалистичного воплощения на сценическом пространстве одним Артистом этой феерии персонажей и яркого калейдоскопа портретов и лиц невозможно объяснить логически: волшебная энергия Искусства, мощная сила Таланта и глубина Личности! 

У детей абсолютное ощущение, что они попали в сказку, что перед ними - настоящий Принц с далёкого астероида и Лётчик, совершивший посадку в пустыне, живой говорящий Лис и восхитительная Роза. Ну а что же взрослые? Они с увлечением наблюдают за происходящим, как будто снова вернулись в Детство, и конечно, улавливают зашифрованные истины и мудрые цитаты, ведь всё произведение - это философия с многоликими аллегориями, метафорами, олицетворениями и сравнениями.

Авторские рисунки Экзюпери и красочные видеоинсталляции, транслирующиеся на большом экране, безусловно, усиливают эффект от происходящего. Музыка французских композиторов, которая звучит со сцены в исполнении Губернаторского оркестра Московской области становится изысканным продолжением и дополнением  спектакля: пестрый «Карнавал животных» Сен-Санса, знойный «Послеполуденный отдых фавна» и живописные «Облака» из «Ноктюрнов» Дебюсси, вдохновенный Вальс и трогательная «Павана на смерть инфанты» Равеля. Симфонические картины, хорошо известные яркой образностью, создают удивительный музыкальный контекст сказки. Произведения французских композиторов звучат в оригинальной аранжировке, созданной специально для этого спектакля.

Сергей Безруков о постановке:

«Мы решили последовать совету Альберта Эйнштейна, который говорил: «Если хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки. Если хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок». А эта сказка хороша не только для детей, но и для взрослых, для которых эта постановка – шанс вернуться в собственное детство и вспомнить, какими мы были, когда собственный двор и дом воспринимали как маленькую планету. Захотелось вновь вспомнить историю Маленького принца, его любимую Розу и Лиса, которого он приручил, создать особый, игрушечный мир, пригласить в него детей и самому заглянуть в собственное детство. И я это сделал: соорудил песочницу, которая когда-то была во дворе моего детства. Большой ящик, в который дети должны убирать игрушки, но категорически этого не делают. Самолетик, который любят запускать все мальчишки, кукольный театр, которым восхищаюсь. Таким образом, собрал воедино все составляющие, и получилась, мне кажется, нежная сказка про жизнь, в которой можно полетать вместе с птицами, посетить соседние планеты и с помощью нашего Губернаторского оркестра послушать великолепные произведения французской классики».

Вновь обращаясь к строкам Николая Добронравова:

«Самое главное - сказку не спугнуть,
Миру бескрайнему окна распахнуть.
Мчится мой парусник в сказочный путь.
Где же вы, где же вы, счастья острова,
Где побережие света и добра?
Там, где с надеждами, там, где с надеждами,
Самые нежные бродят слова...»

Наверное «счастья острова» и «побережье света и добра» находятся в глубине души каждого человека, просто их надо открыть - как живительный родник и оберегать, как прекрасную Розу... Искусство во многом помогает совершать эти открытия потаённых уголков наших сердец!

Каждый человек - это особая Планета: бесконечной гаммы чувств, многоликих качеств, индивидуальных особенностей! И если задуматься, то любознательные Маленькие принцы рождаются вместе с каждым ребёнком, живут в его душе и помогают познавать мир. Только в процессе взросления многие люди, обрастая колкими шипами безразличия, равнодушия и цинизма, словно защитным панцирем, отгораживаются от жестокости и забот внешнего мира, и редко кому удаётся сохранить в своём сердце такого вот Маленького принца - непосредственного, чуткого и тонкого... Со временем он как и в повести Экзюпери, улетает на другую планету, оставляя за собой волшебный шлейф нежности и доброты. Но конечно, бывают и исключения: когда Маленький принц настолько дружит с той Планетой — Человеком, вместе с которым он родился и живёт, что даже когда ребёнок становится взрослым, Принц навсегда остаётся с ним. Такие люди безгранично счастливы - ведь несмотря на проблемы, обязанности, неурядицы «взрослого» мира их способность удивляться, свежесть восприятия и эмоциональность не исчезают и не притупляются. Это те Личности, которые сумели на всю жизнь сохранить в себе частичку Детской наивности, восторженности, умение радоваться каждому мгновению и событию и всегда открывать и изведывать новые Планеты. Взрослые, серьёзные, строгие люди, пожалуйста, никогда не забывайте, что все мы родом из Детства! Оберегайте и цените Маленьких принцев своей души, делайте Всё, чтоб они жили в Гармонии и не улетали к другим горизонтам, астероидам и кометам с Ваших планет...

Театр – одно из тех мест, где возможно Всё, где сказка становится явью, а каждый интересный спектакль – как огромное государство или неизведанная планета на магической карте нашего воображения... Только всегда надо помнить и понимать тонкую и глубокую цитату из легендарной повести Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

В завершении данной статьи снова и снова хочется поблагодарить Сергея Безрукова за невероятную постановку и эмоции, которые резонируют в самые потаённые уголки души и отправляют нас в путешествие на такую близкую и далёкую, доступную и недосягаемую, изведанную и таинственную Планету под названием Детство...


Корреспондент: Юлия Бурулёва

Фотограф: Яна Щербинина