«Весёлый солдат» в «Московском Губернском театре»- весь спектр Драмы Войны и Судьбы Человека на войне и после неё...

«От героев былых времён не осталось порой имён...» Более семидесяти лет назад отгремели канонады Великой Отечественной войны, но летопись памяти каждого человека нашей страны уже на генном уровне изранена множественными осколками снарядов и раны эти не затянутся никогда.... Война не щадит никого, уничтожая и испепеляя всё на своём пути, это не только физические увечья, но и моральные. Тот, кто остался жив, но прошёл адское пекло смертельной схватки - и в мирной жизни не может о ней забыть. «Я только раз видала рукопашный. Раз наяву. И тысячу - во сне. Кто говорит, что на войне не страшно - тот ничего не знает о войне…», - эти строки поэтессы Юлии Друниной как нельзя более точно отображают ощущения человека, испытавшего трагедию Войны. Смерть или жизнь, или ты, или тебя, ранения и увечья, лишения и потери и не только на фронте, но в тылу-от непосильного труда, голода и болезней, а ещё от собственного государства, вожди которого «не считали человеческих жизней».

В «Московском Губернском театре» под руководством Сергея Безрукова поставили спектакль «Весёлый солдат», чутко и филигранно тонко погружающий в эту сложную, тяжёлую тему - жизни простого человека на войне и после неё.

Спектакль, премьера которого состоялась 28 января, поставлен по одноименной повести выдающегося писателя Виктора Астафьева, для которого описываемые события во многом биографичны. Для писателя, как и для многих, кто прошел Великую Отечественную, война стала главным жизненным экзаменом, неизлечимой душевной болью и основной темой в творчестве. Он пришел на фронт в 1942 году добровольцем, простым солдатом, был трижды ранен и закончил войну в том же звании. Главным героем спектакля становится сам писатель. Сквозь летопись времён он вглядывается в прошлое. Заново проживает свою первую юношескую влюбленность, первое ранение, первую потерю, первого убитого немца. История солдата Вити — это история о «другой войне», не той официозной, «отлакированной», известной всем по хрестоматийным статьям и докладам.

Как же больно осознание того, что, цитируя слова Астафьева: «врага просто утопили в крови солдат, задавили горой трупов», «война, где люди гибли не только от пуль врага, но и от равнодушия и беспощадности государственной машины к своему собственному народу».

Невозможно представить скольких погубили адские механизмы советского государственного устройста...штрафбаты, заградотряды, репрессии, ссылки и расстрелы, отряды «Особых отделов», «Смерш» и бездарное жестокое командование. Суровые данные точной науки статистики гласят, что огромный пласт талантливых командиров и настоящих полководцев был репрессирован, разжалован и расстрелян в суровые «30-ые», а « у руля», нет, не всегда, но часто стояли те бездарные алчные «тыловые крысы», «особисты» и «нквд-шники», которые однобоко и полярно скандировали: «Победа любой ценой», «Всё для фронта» и ставили во главу угла- лозунги, парады и партию, а не миллионы человеческих жизней, судеб... Это чудовищное выражение «Солдат не считаем». Страшно, больно и дико осознавать сколько жертв можно было бы избежать, если б не жестокость, цинизм, тупость и алчность тех, кто отдавал приказы.

А Подвиг совершил именно Народ. Простые солдаты, рядовые, которых «не считали»,женщины, дети, старики.

Главную роль в спектакле исполняет известный актер театра и кино, заслуженный артист России Борис Галкин – он предстаёт в образе пожилого писателя, ведущего повествование о военном времени. Тема войны занимает особое место в творчестве Галкина, а работа над этой ролью для него особенно значима: актер был лично знаком с Виктором Астафьевым, который произвёл на него неизгладимое впечатление.

Сценография «Весёлого солдата» решена таким образом, что зритель, как рядовой боец, смотрит этот спектакль из «окопа». Нет, не глазами наблюдателей, а взглядом простых солдат, ценой жизни, смелости и отваги которых и была одержана Победа: «Хоть им мнет двадцати пяти, трудный путь им пришлось пройти. Это те, кто в штыки поднимался, как Один. Те, кто брал Берлин»( стихи Евгения Аграновича). О Берлине тоже упоминается в одном из душераздирающих монологов героя, когда он со скорбью говорит как спешили к празднику 1 мая занять город, не продумав ни тактически, ни стратегически, бросали ребят в пекло тогда, когда уже ход войны был решён.

Художественный руководитель Сергей Безруков о постановке:

«Работа над этим произведением шла в год 70-летия Великой победы, - нам хотелось еще раз напомнить,  кто победил в этой войне - простые русские солдаты. О  тех, кто вынес на себе все тяготы и лишения, важно говорить и нужно помнить. Это сложнейшее произведение, рассказывающее правду о войне, которую, я думаю, не все хотят слышать сегодня. Но фронтовик Астафьев имеет право говорить о войне, как он считает нужным…»

Постановку спектакля Безруков доверил молодому режиссёру Ричарду Бондареву. Декорации выполнены по эскизам Екатерины Малининой, художник по костюмам - Карина Автандилова.

Невероятно тяжело такое сложное прозаическое произведение трансформировать на сцене. В «Губернском театре» подошли к произведению глубоко, искренне, чтобы до мельчайших ньюансов и деталей на примере судьбы солдата Вити и других героев честно, без прикрас и фальши воплотить жизнь целого Народа, ведь «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой...»

Один главных герой в двух разных эпохах: Астафьев в зрелом возрасте, в исполнении Бориса Галкина, с болью и горечью, а где-то с юмором и ностальгией вспоминает отдельные моменты солдатской и послевоенной жизни. Молодого Витю играет артист «Московского Губернского театра» Илья Малаков.

Илья Малаков о «Весёлом солдате»: «Столько есть фильмов, спектаклей и представлений о том, что война – это тяжело. И на самом деле, - когда с этим начинаешь работать, начинаешь читать Астафьева и смотреть старые фильмы, где работали, действительно, участники, как "Баллада о солдате", к примеру, я с неё начал; - то понимаешь, что очень тяжело и страшно к этому всему прикасаться». Сергей Витальевич Безруков отметил, что Илья -востребованный актёр в кино, и в театре у него есть опыт главных ролей в детских спектаклях «Маугли» и «Остров сокровищ», а роль в «Весёлом солдате»- первая драматическая работа, которая, конечно, подразумевает огромное развитие.

В спектакле, кроме Бориса Галкина и Ильи Малакова, также заняты актёры: Андрей Сорока, Елена Калабина, Елена Киркова, Вера Шпак, Наталья Качалкина, Ирина Токмакова, Дмитрий Карташов, Алексей Веретенин, Юрий Калганов, Сергей Куницкий и другие. Для каждого из них этот спектакль-настоящий подарок судьбы, колоссальный жизненный и актёрский опыт и проверка на прочность- не только профессиональную, но и нравственную. Здесь нет примерного и приблизительного, здесь всё-по настоящему!

Война ведь это не только разрывы снарядов и грохот орудий, но и минуты затишья. Когда жизнь может оборваться в любую минуту, особенно обостряются чувства дружбы и «плеча товарища», юношеской влюблённости и осознанной глубокой любви, ненависти и справедливости. Трагедия ещё и в том, что юные девочки и мальчики, полные жизни, свободы, любви, робкости, смущения, нежности и красоты вместо того чтобы ЖИТЬ, погибали на полях сражений и в плену врага, умирали от голода и изнурительного труда в тылу, попадали в адское пекло «государственного сектора управления», которое зачастую было страшнее самого жестокого фашиста.

В инсценировку «Весёлого солдата» добавили воспоминания санитарок, и получились глубокие, многогранные женские образы, нет, не сошедшие с театральной сцены с налётом нафталина, а именно Жизненные Судьбы, искалеченные войной. Есть и «тыловая крыса»-капитан-особист, «звенящий пафосом и наградами», не заслуженными, как это часто бывало. На судьбе героя Анкундинова проиллюстрирована трагедия беспощадного геноцида государства против своего народа. Есть в спектакле и анонимное письмо с угрозами Астафьеву, его интервью разных лет. Оригинальная находка, с самых первых минут погружающая в сюжет, телефонный разговор Виктора Петровича с легендарным актёром Георгием Степановичем Жженовым, с которым писателя связывала многолетняя дружба. Жжёнов, как и Астафьев, на горьком опыте себя и своих близких знал не только о войне с фашизмом, но о «другой войне»- политических сил.

На вопрос, а кто же такой Веселый солдат, Борис Галкин отвечает: "Веселый солдат - это человек, который вопреки всему, не смотря ни на что, как бы его ни долбали, как бы его в грязь ни засовывали, как бы его ни закапывали, он, как балалаечная струна, как ванька-встанька, встанет, отряхнется и пойдет дальше".

В углу сцены – всё точь в точь как было в родном селе писателя Овсянка. Весь спектакль – это воспоминание о войне, с которой он «до сих пор не может вернуться». Центр сцены отведён прошлому: декорации - вагон военного поезда, который постоянно трансформируется -то в госпиталь, то в сельский дом, а его двери становятся финальным занавесом. Под ливнем стремительных пуль взрываются снаряды, мелькают кадры тех или иных событий, грань между сценой и публикой стирается- зрители, находясь в зале, ощущают себя вовлеченными в сценическое пространство, эмоционально погружаются и становятся участниками действия. Кому -то покажется, что постановка интерпретирована только с трагической стороны-отнюдь нет. Есть в «Весёлом солдате» и юмор, и трогательные ситуации, нелепые, забавные, и такие Настоящие, что волей-неволей глаза наполняются слезами.

"Наш спектакль начинается с того, что герой - Астафьев - убил человека. Это самое страшное, что может быть: когда человек убивает человека, нарушив одну из самых главных заповедей - "не убий". Как бы мы при этом ни оправдывались тем, что убил врага, фашиста, на войне, - он убил Человека. И потом всю свою жизнь помнит об этом. Он — преступил. Может быть, все беды человечества всех времён именно от этого, - что мы преступаем, оправдывая при этом себя "хитрой моралью", что только так - убивая, топча себе подобных может выжить человек? Астафьев - потрясающий мудрец, который пережив все эти тяготы, пережив личную трагедию, действительно поднимается до уровня переосмысления, что спасти нас может только Добро, жажда добра. Вот и в нашем спектакле, рассказывая о войне как о страшном явлении, трагедии в жизни любого человека, мы, как ни странно, говорим о Мире", - пояснил Сергей Безруков свою трактовке глобального смысла постановки.

На поле битвы Герой видел смерть и страдания, но самой главной болью для него стало ощущение тотальной несправедливости того, что многих жертв можно было бы избежать, и что «Победа любой ценой»-это утопия, ведь -цена- это ЖИЗНЬ миллионов людей. Это актуально всегда, сейчас мы тоже живём далеко не в мирное время, и если потребует Долг, возьмём в руки оружие.

Финальный монолог героя: «Все мы несём в себе нашу Память, это внутренняя глубинная сила нашего Народа. Поэтому он и побеждает! Вот такой «Весёлый солдат....»

Спасибо Всем создателям спектакля за то, что так тонко, чутко, сильно и пронзительно донесли до зрителей весь спектр Драмы Войны и Жизни Человека на войне и после неё, Судьбу простого Русского солдата.

Для любого человека, который любит свою страну и уважает её историю, тема Великой Отечественной Войны — священна, а уважение и сострадание к Людям Войны, как к погибшим, так и выжившим — безгранично. Но не однобоко скандировать: «Мы победили!», важно и нужно говорить и помнить о цене в 40 или 50 миллионов человеческих Жизней и делать всё, чтобы это не повторялось. Россия сильна своими детьми, их мужеством, силой духа и моральными ценностями! Во всех городах и станицах, республиках и областях нашей необъятной Родины живут вот такие вот простые парни и девушки, отцы и матери, дочери и сыновья, мужья и жёны, для которых наивысшие ценности- Человечность, Порядочность, Добро и Честь!


P.S. Может быть, эта статья не совсем стандартный репортаж с премьеры: слишком живые потаённые струнки души затронуты «Весёлым солдатом». Мне подумалось: как хорошо, что работаю в интернет-издании и не ограничена количеством печатных знаков, размером газетной полосы или хронометражем эфира, а значит могу позволить написать не коротко и лаконично. Конечно, хочется ещё многое сказать о том, о чём рассказывает этот спектакль, что так ранит душу. Об этом можно и нужно говорить бесконечно и сейчас, в 21 веке, который вдруг периодически становится варварски-первобытным, приводить примеры из жизни, у каждого из нас их много, так как все мы потомки тех солдат....

Приходите в театр семьями, храните память о героях и передавайте из поколения в поколение подвиг Нашего Народа и трагедию, которую он пережил. В завершении, прикреплю стихотворение Владимира Семёновича Высоцкого:

Сколько павших бойцов полегло вдоль дорог —
Кто считал, кто считал!..
Сообщается в сводках Информбюро
Лишь про то, сколько враг потерял.
Но не думай, что мы обошлись без потерь —
Просто так, просто так…
Видишь — в поле застыл как подстреленный
зверь,
Весь в огне, искалеченный танк!
Где ты, Валя Петров? — что за глупый вопрос:
Ты закрыл своим танком брешь.
Ну а в сводках прочтем: враг потери понес,
Ну а мы — на исходный рубеж.

«Ваше мужество было беспримерным.Ваша воля -непреклонной. Ваша слава бессмертна!..»

Корреспондент: Юлия Бурулёва

Фотограф: Вера Парамонова

Интернет-портал  worldpodium.ru  для citycelebrity.ru/citycelebrity/Events.aspx