Во многих международных проектах "Artist Statement"  — высказывание художника, авторское заявление или кредо — пункт, который необходимо заполнить, если вы собираетесь отправить работы на конкурс.

Катерина Жилова и Алена Гаспарян помогли нам перевести статью "Your Artist Statement: Explaining the Unexplainable" с ресурса ArtBusiness.com о том, как и зачем писать такое заявление.

Вопрос: Почему я должен писать авторское заявление? Это глупо. Если бы я хотел писать, чтобы выразить себя, стал бы писателем. Основная идея моего искусства — визуальное выражение чувств и мыслей. Почему нельзя просто посмотреть на мои работы и понять все, что я хотел сказать?

Ответ: Авторское заявление — не глупая прихоть. Напротив, оно очень важно. Хорошая новость в том, что научиться его писать проще, чем вы думаете. И для этого не нужно быть писателем. А люди, действительно, уже смотрят на ваши творения и делают выводы.

Авторское заявление — это ваше творческое кредо, указывающее на факты; это введение в ваше творчество, а не инструкция о том, как смотреть на работы или как их правильно анализировать, что чувствовать, как себя вести или где стоять, чтобы лучше понять. А если у вас получилась именно инструкция, то лучше перепишите весь текст.

Мы общаемся с помощью слов, поэтому авторское заявление должно передать читателям языковой компонент вашего творчества.

Ценители искусства, которые впервые знакомятся с вашими работами, хотят узнать больше и у них возникает много вопросов.

В вашем присутствии они зададут вопрос и получат ответ. Но когда вас нет, именно авторское заявление поможет ответить. Или если вам не хочется отвечать, или вы слишком заняты, или кто-то слишком смущен, чтобы задавать вам вопросы, или вы слишком смущены, чтобы отвечать... ваше спасение — авторское заявление, которое сделает работу за вас.

Так что давайте-ка сядем и напишем этот текст.

Почти все художники хотят, чтобы как можно больше людей могли оценить их искусство. Именно в этом и заключается цель хорошего авторского заявления. Не стоит забывать, что его немаловажным аспектом является язык. НАПИШИТЕ ЗАЯВЛЕНИЕ НА ЯЗЫКЕ, КОТОРЫЙ ПОЙМЕТ ЛЮБОЙ ЧИТАТЕЛЬ.

Не на языке, который понимаете только вы или на котором общаетесь вы и ваши друзья, не на языке, на котором разговаривают в художественной школе, но на обычном повседневном языке.

Яркий слог привлечет внимание к вашему творчеству, независимо от того, насколько много или мало читатель знает об искусстве; это будет совершенно неважно.

Будьте уверены, те, кто прочтут ваше заявление и захотят узнать больше, дадут вам великолепную возможность получить новый опыт. Технический, метафизический, философский, личный, эмоциональный, поучительный, социально значимый, исторический, экологически ответственный, политический, автобиографический, анекдотический или даже такой, который можно обозначить, как опыт, который проявит себя позже, а не сейчас.

Как введение в хорошую книгу, ваше авторское заявление передает и указывает на основы вашего творчества, аспекты, о которых люди должны знать.

Адресуйте его людям, которым нравится то, что они видят и которые хотят узнать больше, а не тем, кто уже знает о вас и о вашем творчестве все. В 3-5 параграфах, в каждом из которых должно быть от 3 до 5 предложений, предоставьте основную информацию.

Например:

- Почему вы выбрали такое направление искусства?

- Что вас вдохновляет и подталкивает продолжать заниматься таким видом творчества?

- На что ценители должны обратить внимание?

- Что это значит и какой несет смысл?

- Что вы хотите передать этим?

- Что уникального или особенного в том, как вы создаете свои работы? И кратко, какой это имеет смысл лично для вас?

Не позволяйте себе увязнуть в потоке лишней информации, скорее, попытайтесь зародить желание узнать больше. Ваше авторское заявление должно произвести хорошее впечатление и пригласить читателей, подтолкнуть их к необходимости уделить вашему творчеству больше времени.

Напишите так, чтобы у зрителей осталось ощущение, будто на их глазах рождается новая история. Дайте крупинку, но так, чтобы хотелось увидеть целое.

Люди не готовы уделять работам много времени и внимания, особенно сейчас.

Когда вы перегружаете читателей деталями или подробностями, вы рискуете утопить их в словах. Возможно, даже обескуражить и оттолкнуть тех, кто мог бы стать ценителем вашего творчества, если бы вы упростили подачу.

Обращайтесь непосредственно к читателю и ответьте на часто задаваемые вопросы о вашем творчестве. Сохраните более глубокие или сложные ответы для тех, кто переходит на новый уровень и хочет узнать больше.

Не беспокойтесь о том, чтобы удовлетворить ваших поклонников. Вы не потеряете их, так как они уже вас любят и ценят ваше творчество. И если у них возникнут вопросы, они знают, как их вам задать. Помните, ваше авторское заявление — это расширение аудитории, привлечение новых людей, внимания к вашим работам. У вас будет достаточно времени, чтобы дать вашим новым почитателям возможность погрузиться в ваше творчество, но это позже, а не сейчас. Для начала вы должны их привлечь.

Кроме того, это ваше отражение, персонализируйте его, сделайте особенным. Пишите авторское заявление от первого лица, а не от третьего, словно вы говорите о чем-то абстрактном. Наполните его вашей уникальностью. Где это возможно, пишите так, будто вы разговариваете лично или напрямую обращаетесь к читателям.

Помните, важно привлечь хорошего редактора, который может сотворить чудо из вашего текста. Если текст получится сложный, полный теории, невнятный, непостижимый, раздутый, напыщенный, высокомерный, эгоистичный, высокопарный, кичливый или безличный, то читателям придется приложить немало усилий, чтобы его понять или найти смысл ваших работ.

Не многим придется по душе работа по расшифровке сложного текста. Читатели просто хотят увидеть, почувствовать, понять смысл, насладиться и получить удовольствие от вашего творчества.

Дополнительно:

* Не все люди искусства умеют писать хорошо. Если вы принадлежите к этой категории, стоит задуматься о том, чтобы нанять профессионального копирайтера или редактора, желательно разбирающегося в искусстве. Пусть профессионал поможет вам выразить то, что вы хотите изложить в своем кредо, словами, понятными обычным людям.

* Пишите от первого лица: не “вы” или “ты”, а “я”. Говорите о роли вашего искусства в вашей жизни, а не о его предполагаемой роли в жизни зрителей. Это не значит, что вы обязаны начинать каждое предложение с “я”, но стоит проявить уважение к свободному выбору: позвольте людям реагировать на ваше искусство, как им хочется.

* Дайте читателям возможность согласиться или не согласиться с вами. Не давите на них и не пытайтесь диктовать собственные выводы. Ваше кредо — начало разговора, который могут подхватить ваши зрители.

* Избегайте сравнений или оценочных суждений, высказанных о вашем искусстве третьими лицами, владельцами художественных галерей, критиками, коллекционерами или заведующими библиотек и музеев. Эта информация относится к вашей биографии или резюме. В творческом кредо это выглядит как хвастовство, в резюме же — рекомендацией.

* Связывайте то, что выражает ваше искусство, с тем, какими средствами оно выражено. Если ваше художественное произведение — о мире во всем мире, а изобразили вы две ветки, простирающиеся из комков глины, вкратце объясните связь. Произвольное утверждение, что глина или простирающиеся ветви представляют собой мир, озадачит.

Конечно, если предполагается, что ваше произведение или кредо будут удивлять людей, тогда все в порядке. В искусстве нормально все, но, чтобы вы преуспели как художник, кто-то, помимо вас, должен в общем и целом понимать, что именно вы делаете и почему.

* Говорите конкретно. Например, если работа создана “под впечатлением от анализа основ природного мира”, укажите, какие основы вы анализируете и как они вас вдохновили.

* Избегайте туманных отсылок к музыке, изобразительному искусству, литературе, истории или к чему бы то ни было, требующему подробных объяснений, исследований или фундаментальных познаний. Если вам нужно сделать такое упоминание, сделайте это коротко, позволив людям быстро ухватить суть дела, и двигайтесь дальше. А еще лучше, вместо отсылки к источнику, объясните то же самое своими словами. Если же не получается рассказать быстро, приберегите эту информацию на потом.

* Рассказывайте предысторию (что привело вас к созданию своего произведения), ТОЛЬКО если она короткая (не больше двух-трех предложений), важная и по-настоящему имеет отношение к делу. Обычно людей не интересует история произошедших событий. Всегда что-то к чему-то ведет, это всем известно. Хотя в прошлом и есть вещи, неотъемлемые от понимания вашего искусства, придерживайтесь настоящего времени.

* Избегайте сравнения с другими художниками. Если на вас повлияло чужое творчество, отлично, но не говорите “я делаю это, как Пикассо” или “я делаю это, как Джудд”. Лучше скажите: “Голубой и розовый период в творчестве Пикассо повлиял на то, как я использую желтый”.

Еще лучше вовсе не упоминать в своем кредо творчество других. Пусть критики решают, на кого вы похожи. Кроме того, вы не захотите, чтобы вас сравнивали с величайшими художниками мира. Всем понятно, кто выиграет в этой битве.

* Не указывайте людям, как им видеть, чувствовать, вести себя, откликаться или каким-то другим образом соотносить себя с вашим искусством. Никому не нравятся указания, что делать. Вместо фразы: “Вы испытаете тревогу, взглянув на мое произведение”, скажите “Это произведение выражает мою тревогу”, либо “Я выражаю свою тревогу посредством этого произведения”.

* Прежде, чем вы опубликуете свое кредо, получите отклики. Покажите свои творения и текст друзьям, друзьям друзей и, возможно, даже паре незнакомцев. Убедитесь, что они услышали вас и пришли к пониманию того, что вы хотите, чтобы они поняли. Если они не поняли, или если вам потребовались дополнительные пояснения, перепишите текст и устраните непонимание. Если вам нужна помощь, найдите того, кто умеет писать или редактировать, и попросите решить эту проблему. Все, что вам нужно для того, чтобы кредо читалось легко, ясно и четко, это немного его подкорректировать.

Неважно, насколько ваше кредо великолепно и интригующе. Заранее будьте готовы к тому, что большинство прочтет его мимоходом и пойдет дальше; и лишь немногие захотят узнать больше. Еще меньше людей захочет узнать все. И еще меньше созреет до решения купить вашу работу. Такова природа искусства и личного вкуса.

Несмотря на это, не стоит недооценивать силу хорошо написанного кредо: оно способно усилить, увеличить и углубить восприятие людьми вашего искусства, идентификацию его с вами.

Оригинал статьи: http://www.artbusiness.com/artstate.html

Еще несколько материалов с рекомендациями по подготовке artist statement можно найти по ссылкам: 

- АВТОРСКОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ И ПОЧЕМУ ОНО, КАК ПРАВИЛО, ОТСТОЙ (THE ARTIST STATEMENT & WHY THEY MOSTLY SUCK)

- Как написать идеальное авторское заявление / How to Write the Perfect Artist Statement   

- Рецепт написания Авторского Заявления (http://life-coach.org.ua/bib9.html)  

- http://siberart.com/wp-content/uploads/artists_statement.pdf 

- https://www.format.com/magazine/resources/art/how-to-write-artist-statement 

- https://www.wikihow.com/Write-an-Artist-Statement

- https://www.agora-gallery.com/advice/blog/2016/07/23/how-to-write-artist-statement/

- https://www.artspace.com/magazine/interviews_features/art-bytes/dont-say-deleuze-how-to-write-a-good-artist-statement-54662 

- https://theabundantartist.com/how-to-write-an-artists-statement-that-doesnt-suck/

- https://renee-phillips.com/how-to-write-your-artists-statement/