Оригинальное название: THE ARTIST STATEMENT & WHY THEY MOSTLY SUCK

Автор: Кара Обер (CARA OBER)

Перевод: Зоя Алексеева

В чем цель написания авторского заявления или творческого манифеста? Что они делают? Хорошее авторское высказывание должно выявлять то, что зритель видит в вашей работе, и лаконично предоставлять инструмент для познания визуального объекта. Высказывание должно быть точным и грамотно написанным, состоять из правильно расставленных акцентов. Оно так же должно быть посвящено именно вашей работе и предлагать уникальный взгляд на развитие вашего творчества (в отличие от общего и неточного образца, представленного на картинке ниже).

В искусстве мне нравится запечатлевать красоту в обыденных предметах и местах. Разные средства помогают мне выразить разные идеи

Почему для художника важно переносить свою работу в вербальный формат? Иначе говоря, почему я должен это делать?!

Вы можете решить, что мне, как художнику и писателю, легко дается создание впечатляющего заявления, но это не так. Это самая сложная задача на свете.

Недавно я решила обновить старый манифест и подготовила несколько версий; все были ужасны. Я знаю, чем занимаюсь в своей мастерской и что пытаюсь донести до людей, но обратить это в слова казалось такой же невыполнимой миссией, как запихнуть слона в банку. Нет способа заключить в слова и объяснить все, что я делаю в своей визуальной работе. Невозможно.

Начинаю сомневаться: неужели творческий манифест действительно необходим?

Я обратилась к нескольким художественным критикам, и ответ был один: они НИКОГДА не читают творческий манифест, когда смотрят выставку. Все критики, которым я задала вопрос о высказываниях, сказали, что в большинстве случаев манифесты мешают осознанию работы, неточны, плохо написаны и в общем и целом бесполезны.

Если так, зачем художники мучают себя созданием заявления?

Прежде всего, потому что нам приходится.

Если художник хочет подать заявку на конкурс, грант или проект, мы должны предоставить ARTIST STATEMENT. В этих случаях манифест редко читается; он помогает отфильтровать опытных художников от тех, кто менее профессионален и может создать трудности в работе. Манифест становится решающим фактором при прочих равных, используется для доказательства, что художник может написать абзац без грамматических ошибок, или же доказательства профессионализма и/или образованности.

Если необходимо писать манифест, как сделать процесс его создания менее болезненным и абсурдным?

Упражнение — переделка плохого ARTIST STATEMENT

Работая со студентами, я прошу их найти в интернете примеры хорошего и плохого авторского высказывания. Предлагаю взглянуть на работу художника в контексте его манифеста и обратить внимание, как эти вещи обогащают или "расшатывают" друг друга.

Когда мои студенты определяют плохие и хорошие творческие высказывания, мы составляем список из пунктов, которых стоит придерживаться и которых лучше избежать.

Генератор творческих манифестов

Размер: Короткие заявления, в целом, были выше качеством, чем длинные. Более лаконичные носили признаки тщательного редактирования, не растекались мыслью по древу и имели ярко выраженную идею. К тому же, те, кто оценивают ваш творческий манифест, обычно торопятся или читают множество текстов за раз. Удержать заявление в рамках одного-двух абзацев — хорошая и щадящая вашего читателя стратегия.

"Модные" фразы: Обороты вроде “творческое выражение эмоций”, “соприкосновение повседневности и духовности”, описание художника N, “который занимался искусством с самого детства”, заявление о “поиске необычного в обычном” ужасны. Эти выражения не только банальны, но к тому же слишком общие.

ЛЮБОЕ искусство можно охарактеризовать подобным образом, поэтому такие формулировки не дают возможности отличить одну работу от другой. Любые описательные характеристики вроде “превосходный”, “прекрасный” — табу, поскольку они субъективны и не передают сути того, чем занимается искусство. Не нужно выносить за зрителя вердикт о качестве работы, если он ее не покупает; вместо этого манифест должен объяснять, что она ДЕЛАЕТ.

Заумные слова: Если вы не можете высказаться просто, не привлекая пост-постмодернистскую артиллерию, кому захочется это читать?

Художникам не требуется писать, как авторы для ArtForum. Всегда предпочтительней говорить просто, не прячась за интеллектуальным многословием.

Юмор: Если ваши работы ироничны, манифест тоже может быть таким. Если вы, однако, хотите, чтобы работы воспринимали всерьез, оцените вашу аудиторию, прежде чем создавать впечатление излишней легкомысленности.

Объективность: Чем автор объективнее и чем больше отстранен от своего манифеста, тем более убедительным становится. Автор может говорить от первого или от третьего лица. Иногда несколько предложений, объясняющих личную связь автора с работой, могут быть к месту. Впрочем, многие художники используют романтический, цветистый слог, чтобы описать собственную работу, и от этого несет поверхностным редактированием и неопытностью. Творческий манифест должен сообщать, что вы профессионал, поэтому стоит избегать излишней нежности.

Как только у вас сложится понимание, что делать и, главное, чего НЕ делать, приступайте к делу и напишите пару черновиков. Желательно попросить несколько добрых и умных людей прочесть ваш черновик и высказать свое мнение. Не бойтесь выходить за рамки художественного сообщества и обращаться к друзьям, семье и соседям. Зачастую лучшие идеи и вопросы вы получите от тех, кто не работает профессиональными художниками.

Неотъемлемые элементы творческого манифеста:

1. Материалы и техники

В эпоху, когда искусство, как правило, впервые познается онлайн, вам нужно объяснить зрителю, что собой представляет работа. Может быть трудно сказать, что я вижу, просто глядя на картинку: это кадр из фотопленки, “сайт-специфик” инсталляция или картина?

Не стоит думать, что зритель априори знает, что и как вы делаете. Будьте великодушны! Всегда включайте разъяснение. Какие материалы вы используете? Какие инструменты? Как создаете свою работу? Будьте настолько точными, насколько возможно.

2. Концепция и тема

Ваши тема и концепция не обязательно одно и то же. Тема — это непосредственно то, что вы изображаете или на что ссылаетесь. Ваша концепция — причина, по которой все происходит именно так, подоплека произведения.

К примеру, художник создает фигуративные портреты людей на природе, чтобы исследовать политические движения или расширить исторически сложившийся художественный канон. Тема этих портретов — изображенные на них люди, однако концепция глубже и помещает на первый план причины создания работы.

3. Как два аспекта — материал и содержание усиливают или опровергают друг друга? Что ваша работа ДЕЛАЕТ? Что отличает вашу работу от других, которые кажутся схожими?

Иногда материал и содержание сочетаются. Например, если вы рисуете маслом пасторальные пейзажи, вы работаете, продолжая давно укоренившуюся традицию. Даже если в концепции вашей работы есть современный или экологический аспект и вы рисуете месторождения полезных ископаемых или катастрофы, вызванные глобальным потеплением, ваша работа питается от исторического конструкта, возведенного художниками, которые были до вас.

Как правило, особенно в случае современного искусства, работа стремится противиться исторической традиции или ее ниспровергнуть, и это дает смысл ее существованию. Если вы работаете с колониальным кружевом, но делаете из него порнографические изображения, вы разрушаете традицию и обманываете ожидания своей аудитории.

4. Используйте глаголы действия — пример: “исследовать”, “анализировать”, “спрашивать”, “пробовать”, “искать”, “разрабатывать”, “открывать”, “балансировать”, “соединять”, “экспериментировать”, “сопоставлять” или “конструировать”.

Дополнительные, необязательные аспекты:

5. Краткий и точный рассказ, непосредственно относящийся к вашему творчеству — автобиография испокон веков была действенным инструментом успешных художников. Если вы создаете искусство по личным причинам, объясните их, поскольку это делает смысл вашей работы глубже.

6. Исторический контекст — пояснение одного-двух явлений, повлиявших на работу, и помещение их в континуум истории искусства показывает ваше понимание того, что вы делаете и почему. Это так же может привлечь к вашей работе остроумные сопоставления.

7. НИЧЕГО БОЛЬШЕ — сохраните ваши чувства для дневника!

Прочие предложения:

1. Пригласите в мастерскую коллегу, художника или критика, задайте им от одного до пяти вопросов и запишите ответы. Дайте возможность кому-то, более объективному, чем вы, обратить вашу визуальную работу в слова.

2. Прочитайте манифесты художников, чьи работы похожи на ваши. Если их высказывания хороши, напишите нечто подобное.

3. Используйте словарь!

Хотя я согласна с вами, что ARTIST STATEMENT утомительно писать и периодически неприятно читать, если вы хотите участвовать в профессиональной деятельности, вам придется иметь готовое авторское заявление.

Мое предложение — не нервировать себя паникой в последнюю минуту, когда вы отправляете высказывание, и иметь заранее приготовленную короткую версию в один параграф.

Пример авторского высказывания

Оригинал статьи (на английском) опубликован здесь

Больше советов вы можете найти в статье ГОТОВИМ АВТОРСКОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ (ARTIST STATЕMENT)