Если вы читаете пост, опубликованный на сайте о конкурсах, вероятно, вы заинтересованы в них участвовать. Поэтому не будем рассказывать, зачем нужно участие (на эту тему есть хороший пост “Фотоконкурсы: да или нет?”), а сосредоточимся на советах, как повысить ваши шансы на победу.

Наши эксперты — представители восьми международных конкурсов и премий для фотографов. Кроме того, хотим поблагодарить переводчиков, чьи имена приведены в конце текста.

И если после прочтения у вас появятся вопросы к экспертам, пожалуйста, напишите в комментариях.

1. Лена Балакирева (конкурс фотографии Прямой взгляд), о том, что сомнения в победе — неверная позиция.

Самый главный совет — участвовать. Отправлять проекты на все конкурсы, которые тематически соответствуют вашим проектам. Конечно, универсального рецепта здесь нет, фотография — субъективная вещь, иногда члены жюри голосуют совершенно по-разному за одни и те же проекты. За этим процессом вообще очень увлекательно наблюдать. Так же часто отличается взгляд российских и зарубежных членов жюри и это напрямую связано с тем визуальным полем, в котором они существуют, однако необычный, интересный и качественно снятый проект никогда не останется незамеченным. Бывает и так, что перевес в пользу одного проекта всего на 0,01 балл и с этим ничего не поделаешь.

Мы часто сталкиваемся с тем, что фотографы сомневаются, стоит ли подавать заявку на конкурс, считая, что их работы заведомо не победят. Но это неверная позиция: участвовать нужно обязательно. Даже если ваш проект не войдет в шорт-лист (а вдруг войдет?), очень полезно сравнить работы финалистов с собственной серией, проанализировать, что можно было бы к ней добавить/что изменить, насколько сильно она отличается от выбора жюри. Иногда это действительно вопрос удачи.

В нашем конкурсе мы иногда видим, что участники плохо понимают понятие «серии» и присылают на конкурс набор дублей или ряд разрозненных фотографий, явно выбранных из архивов в попытке их как-то объединить. Такие случаи редки, но мы все равно просим авторов быть более внимательными к присланному материалу, это всегда бросается в глаза. В нашем конкурсе существует премодерация, поэтому подобные проекты не доходят до членов жюри.

Так же для фотографических историй, как это ни странно, очень важен текст, поэтому мы рекомендуем не пренебрегать возможностью дополнить визуальный рассказ интересными уточнениями, это, несомненно, тоже может сыграть важную роль при оценке работ членами жюри.

Участие в конкурсах — один из способов показать свои работы и продемонстрировать уровень редакторам, кураторам, галеристам.

Некоторые из них являются членами жюри, другие следят за профильными конкурсами в поисках новых авторов. Конкурс один из важнейших входов на рынок, без которого можно бесконечно снимать «в стол». 

Кроме самих изображений автор создает контекст серии, выбирая тему, придумывая название, составляя описание и кепшены. Тема и контекст проекта иногда оказываются важнее фотографического мастерства, особенно в документальных историях. Зрители и кураторы устали от красивых и необычных изображений, сделанных ради экзерсиса или демонстрации способностей автора. Нужно умное, острое, проработанное визуальное повествование, содержательное сюжетно и эмоционально.

2. Организаторы ежегодного конкурса фотографии и видео Memorial Maria Luisa Photo Contest (www.memorialmarialuisa.com) о том, как можно удивить жюри:

Первое, что нужно помнить: количество прекрасных фотографий, присылаемых на престижные конкурсы, всегда превышает количество награжденных. Как оказаться среди победителей?

Конечно, фотография должна быть правильной с точки зрения композиции и света... Но эти рекомендации многие соблюдают. Что действительно отличает хорошую фотографию от снимка-призера — элемент удивления.

Удивляющий — тот кадр, который кто-нибудь из жюри после первого просмотра обязательно попросит показать снова. Удивить может неожиданный ракурс знакомого места, животных, людей, жестикулирующих или попавших в уникальные ситуации. Жюри старается найти в работах что-то отличающееся, и именно это должны искать фотографы.

В финальном решении всегда будет элемент субъективности.

Он важен, поэтому полезно знать вкусы жюри и тенденции конкурса. И еще, у каждого конкурса свои особенности: некоторые очень натуралистичные, другие более инновационны с точки зрения фотоискусства. Все необходимо учесть при стремлении к победе. И помнить, что фотография может победить в одном конкурсе и не пройти в другом.

Результат предыдущих лет конкурса может вдохновить фотографов. Но копировать снимки прошлых лет не стоит, потому что призеры в одних и тех же конкурсах редко повторяются… Чем известнее место на фото, тем более необычной должна быть фотография. Всегда участвует много видов гор Патагонии и водопадов Исландии. Чтобы снимок этих мест удивил, он должен быть действительно хорошим.

Читайте правила, не у всех состязаний они едины касательно цифровой обработки.

Вы должны быть честны при ретуши, эксперты быстро обнаружат обработку, сравнив с исходными файлами.

И полезно знать, видит жюри все зарегистрированные фотографии или только выборку. Если существует предварительный отбор, фото могут быть отсеяны из-за технических качеств. Важно использовать насыщенность, контраст и прочие настройки; жюри быстро определяет промахи, и обычно такие работы не получают высоких оценок в престижных конкурсах.

Стремясь к победе, выберите конкурс, подходящий к вашим работам по стилю, представьте по-настоящему достойные фотографии и, чем сильнее они удивят жюри и зрительскую аудиторию, тем больше шанс на успех.

3. Jeremie BURLEN из компании Singular Lens (singularlens.com), организующей фотоконкурсы и выставки, представляет “набор мастера” для победы:

Для начала хочу сказать, что участвовать в международных конкурсах — отличная идея. Теперь вам предстоит понять, чем они так восхитительны.

Организаторы всегда надеются на участников из разных стран. Потому что они нуждаются в вашей точке зрения, ваших идеях, вашем видении мира. Это их потребность.

К вашей работе отнесутся особо, поскольку вы из другого города, страны или культуры. Всегда оставайтесь сами собой и не старайтесь в точности соответствовать заданным параметрам. Тема конкурса лишь задает идею, но что будет выделяться, например, в фотографии —  не техника, а послание; не аппаратура, которую вы используете, а то, что вы нам сообщаете.

Несколько указателей на пути к победе:

- Всегда готовьте трактовку (интерпретацию вашей работы) по теме конкурса.

- Профессионально отнеситесь к работе: сделайте презентацию, обеспечьте единообразие.

- Если у вас есть сайт, обновите его. Иногда можно получить дополнительную награду от члена жюри, который захочет продолжить работу с вами.

- Если готовите краткое описание к снимку, проследите, чтобы не было ошибок. Напишите что-нибудь, что позволит начать диалог с вашим произведением. Жюри всегда ищут смысл и значение. Пусть в ваших рассуждениях будут вопросы по теме работы.

- Будьте собой и покажите это, не старайтесь быть похожим на кого-то или чью-то работу.

- Даже если вы не победили, это не значит, что ваша работа неинтересна или недостаточно хороша. А в случае победы остается поздравить, победа очень вдохновляет!

4. Vasko Vasilev, основатель конкурсной платформы VOUBS (www.voubs.com), о том, что конкурсы могут стать второй работой:   

- Если вы решили участвовать в онлайн-конкурсе, то должны хорошо подготовиться. Если вы просто хотите попытать удачу… у вас нет шансов оказаться среди победителей. Поэтому мой главный совет: тратить максимально возможное время на конкурс.

- Думаю, прохождение в финал — это 70% таланта, 20% затраченного времени и 10% удачи. Чтобы стать финалистом, нужно прежде всего потратить время на подготовку ваших файлов для участия. Вы должны уяснить все требования и правила и, конечно же, тему конкурса. Если конкурсная работа не подходит по теме или не удовлетворяет требованиям, в состязании не выиграть.

- Ищите конкурсы с меньшим количеством участников. Чем меньше, тем больше возможность победы.

- Заранее готовьте друзей и фанатов к тому, что вам понадобится поддержка на голосовании. Достаточно сказать что-то вроде: “Привет, собираюсь участвовать в таком-то конкурсе. Пожелайте удачи!”. И после будет легче обратиться с просьбой проголосовать, теперь они в курсе, как это важно для вас.

- Спросите советов у других участников, друзей и подписчиков по поводу того, как улучшить ваши навыки. Не ожидайте победы в самом первом конкурсе, иначе можно разочароваться. Нужно время, чтобы отточить мастерство и стать победителем.

- Не участвуйте в конкурсах, где все решается только голосованием жюри и нет списков лидирующих участников. Так вы вряд ли поймете, в чем победитель был лучше вас.

- Побеждают прежде всего опытные участники. Участие в онлайн-конкурсах — что-то вроде второй работы. Чем больше конкурсов пройдено, тем лучше вы понимаете, как все устроено и что нужно для победы. Судя по моему опыту, если вы выиграли, то сможете повторить свой успех еще и еще.

5. Lois Lamme, представитель The Alfred Fried Photography Award (www.friedaward.com), о том, как выбирать фотографии для конкурса:

- Выберите работы, обращая внимание на то, что кажется вам неожиданным. Постарайтесь отбирать не только свои любимые изображения, иначе подборка может получиться слишком «согласованной».

- Я надеюсь увидеть на фотографиях ситуации, от которых вы в принципе не можете ожидать замечательных кадров. Но они становятся таковыми, благодаря способности разглядеть незримое и магическое.

- Проведите тест: если вы думаете, что создали отличную фотографию, напечатайте ее, поместите на стену и смотрите как можно чаще. Если фото не утомит вас через несколько месяцев, безусловно, это достойный снимок.

- Не ориентируйтесь на изображения, которые победили в прошлом году. Здесь, как и в жизни в целом, лучше решать независимо; только тогда вы  сможете стать художником на своих правах. Все новое всегда нарушало «старые» правила.  

- Стать финалистом вам помогут безумно упорная работа, одержимость и страсть. Независимо от пристрастий жюри, в шорт-лист попадут хорошие участники. Талант обязательно отметят. Но возможно, победителем станет не самый лучший (или передовой) снимок. Связано это с тем, что жюри должны прийти к демократическому решению. Зачастую это компромисс.     

6. Мартин, проектный менеджер PORTRAITS – HELLERAU PHOTOGRAPHY AWARDS (www.portraits-hellerau.com/en), о том, как лишиться победы из-за очевидных ошибок:

При рассмотрении некоторых конкурсантов у жюри создается впечатление, что те просто достали свой последний и самый удачный проект из ящика стола и разослали по десяткам конкурсов в надежде на удачу. Несомненно, будет нелишним, если вы проведете некоторую предварительную работу и поищите информацию. Кто становился победителем раньше? Существует ли каталог или веб-сайт с участниками предыдущих лет? Возможно, даже с комментариями жюри?
Будучи организатором, могу поделиться просьбой коллег: не тяните с подачей заявки до последнего. Мне приходилось отвечать на безумные электронные письма, где люди спрашивали, вышел ли крайний срок по берлинскому или лондонскому времени. Просто подайте эту чертову заявку! И почему бы не за две недели до дедлайна?

Постарайтесь избегать очевидных ошибок. Каждый год в нашем конкурсе попадаются участники, которые отправляют файлы в нечитаемом формате, оставляют водяные знаки на своих произведениях, присылают слишком много работ за серию, забывают своевременно оплатить сбор, отправляют не те файлы и т.д. На любом другом, менее отзывчивом конкурсе, их работы, возможно, никогда не предстали бы перед жюри. Докажите фотографией, что вы компетентны и гениальны, но и представьте ее профессионально.

Могу рассказать о большой ошибке, которую совершил однажды? Я сделал потрясающие и довольно дорогие принты для международного конкурса. Аккуратно упаковал и запечатал в конверт. В тот момент я понял, что на столе под ним все время лежал карандаш. Проклиная себя, я все равно отправил работы, ведь так много труда было вложено. Могу представить, насколько это не впечатлило жюри. Я получил принты назад с пометкой «вмятины».

7. Стивен Ли, основатель и директор Kuala Lumpur International Photoawards (www.klphotoawards.com), о том, как участвовать в конкурсе портретной фотографии:

Ознакомьтесь с работами фотографов, которые выигрывали в прошлые годы. Их можно посмотреть на нашем веб-сайте и скачать электронные каталоги в формате pdf. Почувствуйте настроение и определите общий стиль победителей, тогда вы поймете, какой портрет ожидают увидеть члены жюри.

Выберите и пришлите самый сильный и уникальный портрет.

Если вы собираетесь отправлять работу в тематическую категорию, узнайте все об этой теме и идее, которая в ней заключена. Иногда нам приходится искать объяснение и смысл, которые не очевидны.

Если вы отправляете проект или историю, убедитесь, что все фотографии соотносятся друг с другом и имеют единый посыл. Расскажите членам жюри об общей идее проекта. Если вы не очень хорошо владеете английским, попросите того, кто хорошо знает язык, выполнить перевод, чтобы ваш проект точно поняли. Зачастую простые тексты эффектно смотрятся вместе с сильным портретом.

8. Milica Tepavac, фоторедактор в блоге премии черно-белой детской фотографии B&W CHILD (https://childphotocompetition.com), о том, как забыть обо всем и расти над собой вместе с конкурсами:  

Если вы вступаете в конкурс, подобный нашему, вы не должны думать о том, что может понравиться судьям, что является безопасным, что является коммерческим. Используйте конкурс как шанс попробовать себя, материализовать свои идеи, творчество, талант, запечатлеть решительный момент.

Чем вы честнее и откровеннее, тем больше вы знаете, как представить его на технически хорошей фотографии, тем больше вероятность, что вы станете звездой в нашем конкурсе. Кроме того, мы просим вас не думать в терминах денег и бюджета, необходимых для создания уникальной фотографии, так как мы считаем, что лучшие произведения искусства могут быть созданы при самом скромном оборудовании и естественном освещении.

Я работаю в этой организации с самого начала. Моя роль – редактор фотографий в нашем еженедельном блоге “Вдохновляющий понедельник”. За последние 5 лет у меня была возможность взглянуть на новейшие тенденции в детской фотографии, открыть множество талантов. На протяжении долгого времени я видела, как конкурс растет и привлекает лучших фотографов со всего мира. У меня так же была возможность увидеть, как работают судьи.

Позвольте мне сказать: когда они просматривают и оценивают конкурсные работы, у них нет доступа к имени фотографа. Это оценка вслепую, и все, что они могут видеть, только сама фотография.

Внезапно становится совершенно неважно, насколько вы популярны. Это похоже на момент истины: только ваша фотография и вы – без массовой информации, фальшивого восторга аудитории или поддержки других фотографов. Только вы и ваша работа. Зная все это, я должна сказать, что я определенно хотела бы принять участие в конкурсе (к сожалению, официальные правила не позволяют), но я была бы очень осторожна при выборе фотографий для подачи. Не из-за конкуренции или других фотографов, а потому, что знаю, что в конечном итоге я буду конкурировать сама с собой и у меня будет более ясное понимание, где именно я нахожусь в мире высококачественной детской фотографии.

В любом случае, я бы посоветовала себе и другим фотографам найти время, войти в волшебное состояние умственного покоя и просто фотографировать. Каждый фотограф чувствует уникальное возбуждение, когда создает именно эту особенную фотографию или несколько таких работ. Думаю, что именно такие фотографии мы должны подавать на конкурс и забыть про цифровую эру, массовое производство, социальные медиа, славу. Мы все должны стремиться создавать искусство, имеющее душу, и подавать такие работы на высококачественные конкурсы.

В целом, во всех фотографиях судьи оценивают: композицию, освещение, технический аспект. Последняя часть очень субъективна: ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ... Другими словами... есть ли у вашей фотографии этот особый штрих?

Полагаю, все фотографы выигрывают, когда вступают в B&W CHILD или в другой конкурс высокого качества. Прежде всего, включаясь в этот тип соревнования, вы можете получить ясную картину текущих тенденций, увидеть, что делают фотографы во всем мире, а ваша работа должным образом рассматривается и оценивается замечательными судьями. Независимо от конечного результата, если вы стремитесь учиться и стать лучше, обратная связь, которую вы получаете или просто видите, вошли вы в галерею победителей или нет, бесценны. Конечно, лучшие фотографы так же получают внушительные денежные вознаграждения и отличное продвижение в социальных медиа и многих других средствах массовой информации, а некоторые из них после участия в конкурсе B&W CHILD продолжают свою карьеру на гораздо более высоком уровне. Но, возможно, самое большое приобретение от участия в конкурсе – возможность проверить, где вы находитесь, увидеть пути улучшения и вырасти над собой.

Благодарим за помощь в переводе: Анастасию Петрову, Ольгу Байрд, Иру Куланчикову, Юлию Барышову, Диану Семенову, Наталью Чернявскую, Наталью Бурыку, Вику Кошелеву, Марину Масленникову, Татьяну Данилову, Юлю Харченко.

Если вы хотите помочь переводить полезные статьи, свяжитесь, пожалуйста, с нами (info@artnagrada.ru)

Почитать еще:

Художнику. Достичь победы в конкурсе (первая часть этого цикла статей)

- How to Take Prize-Winning Pictures and Win Photography Contests

- Photo Contest Tips that really help

- How to Win a Photography Competition