Оригинал статьи опубликован на сайте https://theabundantartist.com. Перевод: Оксана Попова.

Автор: Клэр Уиллет (Claire Willet) – драматург, романист, преподаватель и создатель курса «Don’t Be Scared of Grantwriting!» («Не бойтесь грантописательства!»)

Я беседую со многими, кто боится даже приступить к написанию заявки на грант. Вы – художник-фрилансер, который гонится за ускользающей возможностью поддержки творческих проектов? Или сотрудник некоммерческой организации в сфере искусства, которая ищет средства для старта? Неважно: процесс всем кажется невероятно пугающим.

Может быть, вас напугали инструкции на двенадцать страниц, которые вы скачали в PDF («Пожалуйста, вложите один оригинал и семь копий заявки на грант, а также все прилагаемые документы, напечатанные с двух сторон, разложенные в порядке следования страниц, с отверстиями от дырокола. НЕ ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СТЕПЛЕРОМ И СКРЕПКАМИ!!!»). Может быть, вы озадаченно застыли, глядя на экран компьютера с кучей вопросов типа: «Опишите свою карьеру художника до сегодняшнего дня, конкретные цели данного проекта и наиболее общую концепцию вашего творчества как можно подробнее. ОГРАНИЧЕНИЕ: 100 слов».

Одного только расчета распределения бюджета достаточно, чтобы сдаться...

Но не сдавайтесь! Потому что я расскажу вам секрет (обычно я беру деньги за него, но с читателями статьи поделюсь бесплатно). Главный секрет написания заявки: вы уже знаете, как это делать.

Секрет написания гранта

Вы изучали четыре главных типа эссе в старших классах или в колледже на вводном курсе по написанию сочинений? По сути, если отбросить все лишнее (длинные списки дополнительной документации, сложную процедуру подачи заявки, печать и копирование, сведение доходов и расходов), все, что вам надо – написать убедительное эссе. Точка.

Вопрос на повестке: «Почему ваша работа достойна поддержки?» Ваша заявка на грант – ответ на него.

Ксерокопии газетных вырезок, баланс, статистика, показывающая количество людей, попавших под влияние вашей программы, резюме с вашими профессиональными достижениями… это инструменты, которые подтверждают ваш аргумент.

А сам аргумент: «Я классный и то, что я делаю, тоже классное и заслуживает вашей поддержки».

Попрошайничаем или привлекаем?

Если вы прочитали последнее предложение и в глубине души испуганно сказали: «Ой!», этот раздел для вас.

Когда я говорю о написании заявок на грант с художниками, которые погружаются в него в первый раз, все время возникает один и тот же камень преткновения. Сформулировать его просто, но это сложный психологический тупик. Из-за него любой фандрайзинг кажется страшным и невозможным, вызывает синдром самозванца и сомнения в себе.

Мы терпеть не можем просить денег, потому что это выглядит как попрошайничество.

Этот феномен универсален. Я слышала его от огромных театральных компаний, добивающихся спонсорских денег от корпораций на следующий театральный сезон, и от рассеянных инди-музыкантов, подающих заявки на стажировки и стипендии. Фандрайзинг часто абстрактен. Продажа книги, написанной вами, – это конкретное действие: вы кладете в чьи-то руки физический объект, обладающий стоимостью. А вот завести аккаунт на Patreon, чтобы спонсоры поддерживали вас, пока вы пишете книгу – совсем другой вид отношений. И в глубине сознания он может вызвать все эти триггеры от родителей, консультанта по профориентации, скверного начальника или еще кого-то, чей голос в вашей голове деморализует и говорит, что работа, которую вы делаете как художник, несерьезна.

Почитайте комментарии к любой новости про организацию в сфере культуры и искусства в вашем городе (или не читайте – ради вашего спокойствия). Вы увидите минимум полдюжины человек, кричащих, что корпорации и государство не должны субсидировать такие фривольности как искусство, и если симфония не может докупить стоимость билетов, ее нужно прекратить.

Мы воспитаны смущаться, когда просим. Воспитаны извиняться за то, что наша работа стоит денег. Нас приучают работать «на перспективу» вместо того, чтобы сказать: «Я предоставляю профессиональные услуги и вот сколько они стоят». Мы живем в обществе, в котором очень просто обесценивать художников, и иногда среда влияет на нас и мы начинаем обесценивать сами себя.

Перестаньте извиняться

Поэтому самое важное не имеет ничего общего с тем, как составить бюджет проекта (хоть это и архиважно) или актуализировать свои пресс-архивы (хотя вы должны). Это я говорю любому новому клиенту, впервые пишущему грант. Первое, что вам нужно сделать, – поставить вопрос по-другому.

Когда вы пишете грант, привлекаете спонсора, заводите страницу на Patreon или Kickstarter, вы не протягиваете миску и не просите мелочь. Вы не просите об одолжении. Вы приглашаете. Спрашиваете: «Эй, хотите поучаствовать в рождении чего-то по-настоящему крутого?»

Начните отсюда. Это формулировка вашей миссии. Перестать извиняться за то, что вы занимаете пространство, –  это способ взбодрить инвесторов, привлечь их внимание, секретный соус, который выделит ваш грант из бесчисленного множества одинаковых заявок.

С чего начать

Эффективно рассказывать о себе в заявке на грант – навык, который развивается со временем. Вероятно, поначалу вы почувствуете себя немного примитивным, когда будете составлять список самых впечатляющих достижений (это пройдет).

Вот пять вопросов на размышление. Они помогут начать составлять своего рода описательный язык, который придаст поэтичности вашему гранту.

1) Можете ли вы доказать инвестору, что работа, которую вы создаете, представляет значительную ценность для вашего региона, художественной сферы или целевой аудитории?

2) Можете ли вы доказать, что работа представляет значительную ценность для вас как художника, продвигая вас в карьере каким-то образом?

3) Можете ли вы доказать своими сертификатами, резюме, яркими цитатами о том, какой вы классный, профессиональными достижениями, статистикой и т.д., что именно вы – идеальный человек для этого проекта? Если ваша заявка окажется в стопке рядом с похожим проектом, вы точно показали, почему именно ваш заслуживает финансирования?

4) Вы тщательно продумали всю логистику? Вы ее описали? То есть, если бы они вручили вам деньги завтра, вы предоставили доказательства того, что уже знаете, как ими распорядиться, и что у вас есть план? (Бюджет, сроки, необходимые работники и материалы, транспортные расходы и т.д.)

5) Вы сделали домашнее задание? Вы абсолютно уверены в том, что именно этот проект подходит именно этому спонсору? Вы смотрели проекты, которые они поддержали в прошлом? Вы можете себе представить среднюю сумму их гранта? Вы знаете, какая у них миссия и приоритеты в финансировании?

Не забудьте про понятный, сильный язык. Не бойтесь приукрасить речь, но ваши абстрактные мечты должны быть подкреплены конкретикой. Помните, вы не просите подачки, вы делаете что-то крутое и приглашаете спонсоров быть частью появления на свет нового произведения. Что, если подумать, довольно классно.

How to Write a Grant Proposal / Как написать заявку на грант 

Оригинал статьи опубликован на сайте artistsnetwork.com. Перевод: Лиза Пчелинцева

Убедительная, складная заявка – ключ к тому, чтобы получить финансирование для художников от фондов, государственных программ и частных лиц. Подготовка заявки обычно представляется чем-то чрезвычайно сложным и трудоемким. Но это не обязательно так. Что отличает хорошую заявку от плохой – продуманное, систематизированное, последовательное написание.

Есть три типа заявок:

Письмо-запрос (letter of inquiry или LOI) – одно-двухстраничное резюме, излагающее суть проекта. Финансирующая сторона запрашивает краткое описание проекта, прежде чем решать стоит ли рассматривать более длинное и подробное описание.

Письмо-заявка (letter proposal) – описание на три-пять страниц плана проекта, на который запрашивается финансирование, и дополнительная информация о художнике или творческой группе.

Длинная заявка (long proposal) – наиболее распространенный документ, который просят спонсоры. От трех до сорока страниц или больше, он содержит сопроводительное письмо и заявку, включает суть проблемы, цели и задачи, методы, бюджет, оценку.

Несколько советов, как создать выигрышную заявку на грант:

- Начните с постановки проблемы, описания художественной необходимости существования проекта.

- Сопроводите проблему убедительными доказательствами, такими как слайды, фотографии, новостные сводки и т.д.

- Используйте язык и формат, которые легко читать и понимать. Убедитесь, что проблема соотносима с вашей способностью ответственно к ней подойти.

Затем изложите цели и задачи. Цель определяет конечный результат – изменение, которое предлагается; в то время как задачи – шаги, которые вы собираетесь сделать в процессе достижения цели. Проще говоря, цель – это конечный результат, который помогают достичь задачи.

Чтобы хорошо описать задачу, можно использовать формулировки, которые приводят к цели: «уменьшить», «увеличить», «снизить», «расширить». Пример: «Задача моей фотовыставки – привлечь внимание к проблеме детского труда в Южной Азии».

Задачи должны быть ясными и краткими. Ваши цели и задачи должны быть тесно связаны со сформулированной проблемой. Читающий заявку эксперт должен ясно видеть, что, когда цели и задачи достигнуты, проблема будет решена.

Затем идет часть, где вы описываете методы, которые будете использовать, чтобы выполнить задачи. Метод – это детальное описание действий или стратегий, предпринимаемых для достижения поставленных целей и задач.

Cоветы, которые помогут описать методы:

- Укажите действия, которые надо сделать, чтобы выполнить задачи.

- Определите даты начала и окончания проекта.

- Назовите людей, ответственных за выполнение каждого из шагов.

- Выпишите критерии, по которым будете отбирать участников проекта.

- Объясните, почему выбрали такие методы.

- Покажите, как методы оправдывают средства, запрошенные в бюджете.

- Укажите для какой аудитории делаете проект, и как она будет выбрана.

Затем идет бюджет – часть, где указаны денежные средства, которые понадобятся для выполнения проекта. Здесь не стоит удивлять экспертов какими-либо неоправданными расходами.

- Каждый пункт, написанный в бюджете должен быть привязан к вашей заявке. Спонсоры хотят точно знать, на что идут их деньги.

- Часть с бюджетом можно разделить на подпункты – инструменты, обрамление, фотопленка, персонал, зарплаты, передвижение, расходы на проживание.

- Если частичное финансирование уже было получено, это тоже следует указать.

Наконец, оценка выполнения проекта – где вы показываете, как определите насколько успешно удалось выполнить задачи. Чем меньше задач вы упомяните в заявке, тем легче разработать план оценки, который должен включать:

- Задачи проекта и то, как вы (грантодатель и публика) поймете, что они выполнены.

- Данные, которые будут собраны, чтобы оценить проект.

- Как вы проанализируете эти данные.

- Кто составит отчет о проекте.

С оценкой связано и распространение. Большинство частных фондов хотят, чтобы их заявители поделились результатами проекта – в виде отчета, видео, книги, конференции, радиопрограммы или сочетания этого.

Проектами, для которых художники могут искать финансирование, могут быть выставки, покупка камеры или другого художественного оборудования, создание паблик арта, печатная продукция, обучение или путешествие для выполнения арт-проектов и исследований.

Далее приведу начало заявки, которую отправила в частный фонд. Я попросила средства на общественный арт-проект об алкоголизме:

Вы знали, что приблизительно 32 миллиона человек в США находятся в ожидании смертного приговора? Именно так – 32 миллиона алкоголиков ждут приговора от смертоносного наркотика. Алкоголизм поражает одного из десяти человек в США и является первым из самых опасных наркотиков.

За последние тридцать лет в США появилось общее понимание, что алкоголизм – это прогрессирующее семейное заболевание и что оно излечимо. Этот сдвиг в медицине изменил жизни алкоголиков и их семей, помог им выйти из клетки, в которую они сами себя заключили, помог начать наслаждаться и другими вещами в жизни помимо алкоголя.

Но к сожалению, большинство алкоголиков и их семей живут в отрицании и передают дисфункциональные изменения, обусловленные болезнью, в следующее поколение.

«Жизнь в коробке» будет публичным арт-проектом, проходящем в Орегоне. Он визуально покажет помешательство, вызванное алкоголизмом, и как со временем мир алкоголиков сжимается до размеров клетки. Цель проекта – вдохновить алкоголиков и их семьи встать на путь выздоровления и перестать жить в отрицании болезни.

Обратите внимание на цепляющее первое предложение. Оно дает яркое представление о тридцати двух миллионах людей, ожидающих смерти. С самого начала я показываю важность проблемы через статистику и говорю, что нет времени ждать. Живописание проблемы, к которой вы хотите привлечь внимание, и того, что можно сделать, чтобы улучшить ситуацию, сделают вашу заявку на шаг ближе к тому, чтобы получить спонсирование.

How Not to Write an Arts Grant Application / Как НЕ написать заявку на грант в сфере искусства 

Оригинал статьи опубликован на сайте blogmorenamedia.blogspot.ru. Перевод: Лилия Найтрей

От автора: Более 15ти лет я работал над написанием грантов, метя в художественные советы, правительственные программы и фонды для моей индивидуальной художественной практики, а также различных творческих некоммерческих организаций и благотворительных учреждений.

Побывав на нескольких заседаниях жюри, я ослепительно-ясно увидел со стороны получателей, что дает заявке преимущества. Позвольте мне поделиться тем, что НЕ даёт.

5 СОВЕТОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОВАЛА ВАШЕЙ ЗАЯВКИ

1. Не встречайтесь с уполномоченным сотрудником.

Верьте или нет, будь вы художником или некоммерческой творческой организацией, одно из лучших дел, которое вы можете и должны сделать –  встретиться с уполномоченным работником. Многие кандидаты, которые подают заявку впервые (в программу или орган по финансированию), не передают свои заявления сотруднику, отвечающему за программу. Это позор. Быстрая встреча один на один с вашим уполномоченным задолго до дедлайна предоставит множество преимуществ. Это отличная возможность для того чтобы:

- убедиться, что ваш проект подходит для этой программы

- пройтись по непонятным вам пунктам в приложении

- получить обратную связь перед повторной подачей, если прошлая не увенчалась успехом

- получить информацию о новых программах, подходящих для будущего проекта

- ознакомить уполномоченного сотрудника с тем, что вы делаете

Если организаторы гранта находятся за пределами вашего города, будет достаточно созвониться.

2. Не готовьте краткое или существенное описание проекта.

Как члена жюри меня не перестает удивлять количество претендентов, которые не доходят до сути. Что претенденты должны понять, так это то, что, в зависимости от программы, жюри должны рассмотреть в среднем от 50 до более чем 100 заявок. Выделятся заявки, которые обладают сжатым, актуальным и целенаправленным описанием проектов и того, как они относятся к программе.

Не отвлекайтесь. Ближе к делу. Пишите и переписывайте.

Прочтите то, что у вас получилось, коллеге или другу с целью получить отзыв. Понимают ли они, о чем ваш проект? Могут ли представить его? Ваше описание не должно приводить к появлению еще большего числа вопросов. Оно должно быть достаточно ясным, чтобы другие сразу поняли и, что важнее, были заинтригованы и взволнованы вашей идеей. Так что, прекратите мямлить. Пожалуйста. Это приводит меня к следующему пункту…

3. Не проверяйте свою заявку на орфографические и грамматические ошибки.

Знаете, что это говорит мне как члену жюри? Что вы легкомысленны и можете быть несерьезным или непрофессиональным претендентом. Это так же вызовет вопрос, не являются ли ошибки отражением того, как вы будете выполнять проект, для которого подаете заявку. Остановитесь и откройте словарь.

4. Не отвечайте должным образом на вопросы в заявке.

Скажем, вас спросили: «Каков характер сотрудничества в вашем арт-проекте?» Отвечайте именно на этот вопрос. Не время вспоминать прошлые проекты или что-либо иное, не связанное с вопросом. Пишите точно и не стесняйтесь подробно описывать термины или идеи, характерные для вашей работы. Хотя жюри состоит из ваших коллег (например, художников), они могут не быть специалистами с глубокими знаниями в вашей области. Это подводит меня к следующему: ни в коем случае не пишите свое заявление в слишком фамильярной манере. Не отвечайте на вопросы защищаясь. И, пожалуйста, не используйте сленг. Мы жюри, а не ваши дружки на улице.

Помните, что вы обращаетесь в  организацию за деньгами. Представьте себя как профессионал через вашу заявку. Вы не станете писать заявление на работу, в школу или для получения кредита с использованием неформального языка, поэтому не используйте его в заявке на грант. Это не сработает.

И пожалуйста, никогда в жизни, ни на этой планете, ни на другой, не пишите «см. приложение», отправляя жюри читать страницы с вашей биографией и достижениями вместо того, чтобы дать ответ напрямую. Думаете, ответы будут очевидны в вашем прикрепленном материале? Подумайте еще раз.

5. Не предоставляйте резюме или дополнительные материалы, как указано.

Дайте все, что требуется, и ничего сверху. Не включайте рецензии, если они не были запрошены, или рекомендательных писем больше, чем требуется. Вы предлагаете нам слишком много читать. Помните, жюри рассматривают от 50 до 100 заявок. Если им нужны pdf-файлы, не присылайте файлы MSWord. Если хотят jpgs, не отправляйте tiff. Если хотят увидеть работы за последние 3 года, не отправляйте ничего из XX века. И ваше резюме (CV) должно делать акцент на вашу творческую карьеру, начиная с настоящего. Представьте его ясно, организованно и не слишком увлекайтесь шрифтами (рекомендую Arial, 11 pt.; жирным шрифтом выделяйте заголовки, выравнивая все по левому краю).

Почитать еще:

НАПИШИТЕ ЛУЧШУЮ ЗАЯВКУ НА ГРАНТ (17 шагов, которые помогут художнику улучшить заявку на получение гранта)

Если вы хотите помочь переводить полезные статьи, свяжитесь, пожалуйста, с нами (info@artnagrada.ru)