Оригинал статьи опубликован на сайте agora-gallery.comПеревод: Дарья Шумейко

Биография художника... Звучит просто, правда? Кто лучше напишет о вашей жизни и работе, чем вы сами? Но как решить, какие события важны, а какие нет? Превращение творческого пути в краткий рассказ может стать настоящим вызовом. К счастью, мы готовы помочь. В этом руководстве мы объясним, почему вам нужна биография, что в ней должно быть и что ищут галереи, читая биографии художников.

Почему вам нужна биография?

Потому что это уже стало стандартом индустрии. Биография должна быть в вашем портфолио и на веб-сайте. Как только вы начнете участвовать в выставках, история вашей жизни пробьет себе путь на сайты галерей, в выставочные материалы и будет цитироваться в интервью.

Возможно, вы захотите писать биографию специально для каждого случая, но не лишним будет подготовить один универсальный текст. Биография необходима для большинства конкурсных заявок, галерейных и музейных материалов, рекламных запросов. И это первая вещь, которую будут смотреть на вашем сайте, если будут заинтересованы в сотрудничестве.  

В чем разница между биографией, резюме и заявлением художника?

Эти документы часто путают, но на самом деле у них совершенно разные цели.

Резюме художника - это хронология вашего образования, участия в выставках и проектах, получения наград и публикации материалов. Резюме рассказывает о том, что вы сделали в прошлом, будь то фестивали, места работы, призы и прочее. Помимо этого, оно позволяет читателю понять, подходите ли вы для работы или выставки в данный момент. Можно предположить, что это лишь биография в формате списка. Однако, последняя содержит о вас больше информации как о художнике, а не только ключевые моменты.

Биография также повествует о вашей работе, идеях и вдохновении. Она содержит вашу историю и показывает, как жизненные события повлияли на ваши произведения искусства. Родились в центре мегаполиса, но всегда хотели жить в сельской местности? Не поэтому ли вы художник-пейзажист, известный своими деревенскими пейзажами? Эта информация не проникнет в резюме, но в биографии для нее идеальное место. И чем бы вы ни занимались, откуда бы ни были, все это в совокупности создает ваш стиль и произведения искусства, которыми вы хотите поделиться.

В свою очередь, авторское заявление похоже на биографию гораздо больше. Как правило, именно оно выходит на первый план при взаимодействии художника и публики. Оно может использоваться для подачи портфолио на конкурсы, в галереи и музеи. Заявление также выставляется рядом с работами во время выставок. Такое многообразие придает ему некоторую гибкость. Возможно, вам придется писать новый документ для каждой выставки, если ваши произведения разносторонние. Однако биография художника остается более или менее одинаковой. Нужно лишь будет обновить ее в случае каких-либо серьезных изменений в вашем статусе или работе. Другим важным различием между этими документами является то, что авторское заявление всегда пишется от первого лица, в то время как биография повествует о вас в третьем лице.

Уменьшите объем биографии

Вне зависимости от возраста у каждого человека жизнь полна важных событий и прекрасных воспоминаний. Но ваше творческое жизнеописание не должно быть длиннее одной печатной страницы. Для ряда подач оно требуется даже короче!

Поэтому нужно свести биографию к ключевым моментам.

Покажите читателю, где вы были и чего хотите достичь как художник. Лучший способ начать - это понять свой собственный творческий путь. Ответив на несколько ключевых вопросов, вы сможете выяснить, каковы были критические моменты в жизни, более всего повлиявшие на ваше становление как художника.

Возьмите ручку и бумагу и ответьте на вопросы:

О вашей жизни: Когда вы родились? Где вы жили? Какова ваша профессия? Чему вы учились? Кто вас учил? Как состоялось ваше знакомство с искусством? С какими вызовами или препятствиями вы столкнулись? 

О вашем творчестве: Темы ваших работ? О чем они? В чем уникальность или отличия вашей техники? Что вы хотите передать зрителям? Что в первую очередь люди замечают в вашем искусстве? Как ваше искусство менялось с течением времени? Кто повлиял на вас как художника?

Пересмотрите ответы. Можете ли вы найти связь между каким-либо событием вашей жизни и творчеством в настоящее время?

Как только у вас возникнет идея, нужно будет ее проработать и включить в историю, «к месту», интересно и (каким бы болезненным это ни было) кратко.

Что галереи/музеи/пресса ищут в вашей творческой биографии?

Не существует окончательного списка, все мы разные, таковы и наши истории. Разберем пример AgoraGallery. Что мы хотим найти в биографии художника?

1. Правильную длину.

Ваша биография не должна быть более одной страницы. Прежде, чем отправлять документ, всегда проверяйте, есть ли требования к количеству слов или знаков. Так, в галерее Агора предпочтителен объем 100-600 слов.

2. Текст от третьего лица.

Да, вы пишете о себе, но лучше использовать «Он» или «Она». Биография художника может быть напечатана слово в слово в статье или каталоге. Одна-две фразы от вашего имени добавят индивидуальности и разнообразия, но по большей части лучше оставить «Я», Мы, «Мой» для авторского заявления.

3. Интересную и доступную информацию.

Не обязательно быть первым человеком на Луне, чтобы рассказать историю. Решающие моменты в жизни не должны быть насыщены действиями: быть может, в вашей душе что-то изменилось, когда вы просто предавались размышлениям. Независимо от того, были у вас приключения или нет, расскажите об этом так, чтобы мы могли понять вас. Большую роль в этом играет доступный и профессиональный стиль, не слишком холодный и беспристрастный.

4. Подходящий для чтения материал.

Отредактируйте творческую биографию. Пусть кто-нибудь ее просмотрит. Даже у нас в Agora материал проверят по крайней мере два человека прежде, чем он будет опубликован. Мало что выглядит хуже, чем текст, усеянный орфографическими и грамматическими ошибками.

С другой стороны, не нужно усложнять язык. Использование специальной лексики покажет вашу образованность, но может и оттолкнуть читателей (для проверки английских текстов полезен «The Hemingway Editor», бесплатный онлайн-сервис).

5. Развернутую историю вашего творчества.

Помогите нам провести связь между вами как художником и вашими работами,  проследить творческий путь и что на него повлияло. Еще раз: нам не нужна точная копия резюме. Мы хотим знать ответы на вопросы «Как?» и «Почему?», касательно вашего искусства. Упоминание других художников, оказавших воздействие на ваше творчество, позволит рассмотреть работы в контексте, а также увидеть закономерности.

6. …без преувеличений.

Профессионалы в сфере искусства знают, когда им лгут. Нас не удивляет, когда художники говорят, что они «лучшие» в своей сфере. Что приводит нас к следующему пункту…

7. …без оценки работ.

Биография художника должна рассказывать историю. Говоря о себе, избегайте характеристик, таких как «визионер», «автор множества работ», «экстраординарный», «гениальный». Позвольте читателям самим прийти к выводам.

8. Лучшие хиты.

Важно включить в биографию некоторые из ваших достижений. Расскажите о главных выставках, продажах, примерах сотрудничества и наградах. Нужна концентрация. Не следует упоминать о более, чем пяти достижениях, иначе тон письма и уровень интереса страдают. Часто эта информация прекрасно подходит для последнего параграфа.

9. То, что заставит нас хотеть большего.

Ваша биография должна дать ровно столько, чтобы мы смогли понять вас и ваши работы и захотели их увидеть. Поэтому не пишите слишком много: не изнуряйте деталями до такой степени, что у читателя не останется энергии для работ, заявления и остального из вашего портфолио.

Будьте уверены и увлечены тем, о чем пишете. Вы не только продаете свои работы, но и художника за ними.

Растите и обновляйте

Не забывайте, что биография будет расти и меняться вместе с вами. Не бойтесь отредактировать ее, если изменился ваш стиль. Вдохновение приходит и уходит, техника и темы со временем становятся другими. Художник не создает абсолютно одинаковые работы снова и снова, и биография должна отражать перемены, происходящие на вашем творческом пути.

Почитать еще:

- ОШИБКИ И ВОЛШЕБСТВО В БИОГРАФИИ