Оригинал опубликован на сайте georgiaclark.com. За перевод благодарим Оксану Унгарову. 

Автор статьи (Georgia Clark) провела две недели в Рагдейле (Ragdale), творческой резиденции в американском городке Лейк-Форест, штат Иллинойс, и делится полученным опытом.

Резиденции посещают как опытные, так и начинающие художники, поэтому независимо от своего уровня ВЫ можете оказаться там!

Это не просто путешествие в некое крутое место и встречи с другими творцами (например, Anne Kingsbury, с которой мне довелось делить ванную) — это лучший способ добиться наконец РЕЗУЛЬТАТА в работе.

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВНУТРИ

В типичной творческой резиденции ваше время принадлежит вам. Нет расписаний, семинаров, обязательных собраний или итогового доклада: вы отчитываетесь только перед собой. Иногда здесь устраивают неформальные вечера чтения или открытые мастерские. Бывает, художники объединяются в группу и проводят много времени вместе, а бывает, каждый трудится в одиночестве и только изредка они собираются компанией. Отличное решение — не зацикливаться на организации общины, поскольку это нельзя контролировать: все, что можно контролировать, — работа, которую вы выполняете.

КАК ПОДАТЬ ЗАЯВКУ

Вы можете выбрать творческую резиденцию по ее местоположению, типу, стоимости и прочим факторам на таких сайтах, как Res Artis или transartists.org

Существует неофициальная иерархия: в бесплатные резиденции с включенным питанием попасть сложнее всего, и, соответственно, проще получить место в резиденции, где вы сами покрываете все расходы, включая еду.

В крупных резиденциях (MacDowell, Yaddo, Hedgebrook, U-Cross и Millay) очень высокая конкуренция: я пробовала пробиться в каждую, но так и не преуспела. Учтите, что подавать заявку только в одну творческую резиденцию нецелесообразно, подготовьте десять заявок — и, возможно, вам улыбнется удача.

Дайте понять, какой вы человек и как сильно увлечены своим проектом: объясните, почему данная работа важна для вас и к чему вы стремитесь. При этом не будьте слишком формальны. Обычно заявки подаются за несколько месяцев до начала, и, честно говоря, я никогда не подавалась с тем проектом, которым на самом деле занималась в резиденции. В заявках я указываю новейшую, еще не опубликованную работу, которая лучшим образом отражает, что я из себя представляю сейчас.

Не позволяйте отказам — а они неизбежны — сломить вас (я получила их десятки). Директора резиденций не ставят цель отшить вас, просто хотят пригласить кого-то еще. Отказы являются неотъемлемой частью жизни художника — считайте их признаком того, что вы не побоялись попробовать, преданы своей идее, и напоминанием, что так легко вы не сдадитесь.

ЧТО ДЕЛАТЬ В РЕЗИДЕНЦИИ

Творческие резиденции замечательны тем, что у вас есть время и ничего вас не отвлекает. И это также может сделать ваше пребывание здесь непростым испытанием, погружающим в самоанализ и приводящим к переоценке ценностей…

Будучи однажды в резиденции в португальской деревушке, я серьезно промахнулась, предположив, что приехала туда лишь отшлифовать, как мне казалось, почти завершенный роман. В первый же день я показала работу редактору и услышала в ответ, что это… неплохой первоначальный набросок. Я не была готова к этому и провела много времени, ища утешения в глубоких бокалах (безусловно прекрасного) портвейна. Быть художником любого типа требует дисциплины, особенно когда дело касается вашего психического здоровья. Едва ли вы избежите некоторого кризиса в связи с оценкой своей работы, однако он не умаляет ваши творческие способности и не должен останавливать вас.

В Рагдейле я спланировала и записала основу для завершения моего четвертого романа. Мне потребовалось 1–2 месяца исследований, заметок и мозгового штурма, чтобы подготовиться к этому. Я купила индексные карточки, плотную бумагу и прочие необходимые вещи. Самое сложное в любом деле — это начало. Поэтому я всегда просто беру и начинаю. И неважно, если получается плохо. Неудачную работу можно исправить, но невозможно исправить то, чего нет.

Кроме того, я заранее мысленно настраиваюсь на работу. Для меня это очень важно. Осознание того, что я буду работать завтра, и послезавтра и послепослезавтра, помогает мне относиться к сочинению как к работе, а не какому-то развлечению, которое я забросила бы, не будь оно веселым (а часто это совсем не весело).

Краткое содержание в том виде, в каком его пишу я, — задание довольно масштабное. Мне потребовалось 12 дней, чтобы собрать все в нечто, приличное для демонстрации кому-то еще. Я работала днем, а ночью смотрела «Одинокие сердца» на канале Hulu, выпивала немного вина и возвращалась к проекту только в том случае, если у меня появлялась хорошая идея. Да, у меня был небольшой кризис, но я его преодолела (оказалось, надо было лишь добавить злодея. Ах, сила злодея!) и закончила работу. Потому что я «завершитель». Так и представляю надпись на своем надгробии: «Здесь покоится Джорджия. Как и всегда, она довела свое дело до конца». Выбирайте путь «завершителя».

СОВЕТЫ И ПРИЕМЫ

Ежедневно занимайтесь физкультурой.

Я всегда плохо сплю в резиденциях, потому что мозг перевозбужден, а организм истощен. Я стараюсь каждый день немного заниматься йогой или гулять на свежем воздухе, а также запасаюсь рядом мощных снотворных средств.

Сдерживайте свое желание судить о других людях, неважно пере- или недооцениваете вы их.

Кто-то приезжает в творческую резиденцию, чтобы расслабиться, найти идею и общаться с людьми сутки напролет. Другие успевают написать целую, черт возьми, книгу. И что? Вам не все ли равно?

Избегайте саморазрушительных порывов.

К ним относятся и чрезмерное увлечение выпивкой, и отвлечение на все подряд, кроме работы, а также мысли о том, что вы лишены таланта и все, что вы делаете, глупо. Не будет лишним напомнить, что, если вы хотите творить, вам нужно управлять своим внутренним критиком — это не желательное, а обязательное требование.

И хотя резиденции великолепны, это отнюдь не единственный способ работать. Большинство профессиональных писателей пишут дома, в своей студии, в кафе, барах и даже автомобилях. У вас может возникнуть соблазн решить, что вы способны работать ТОЛЬКО в творческой резиденции, и оттого не делать этого, если вам не досталось места. В таком случае установите цель — например, два периода приема заявок в год — но настройтесь выполнять работу независимо от результата.

Была ли полезна статья? Подготовить больше материалов по этой тематике? Пишите в комментариях.