В тот самый момент, когда вы ставите подпись, вы объявляете, что ваша работа завершена и готова предстать перед публикой. Не важно, как выглядит подпись, какой она формы или в каком месте поставлена, ни одно произведение искусства не может считаться завершенным без подписи.

Публикуем материал с сайта artbusiness.com. За перевод благодарим Sonya Borovikova (http://mural-painting.ru/).

Подпись навсегда определяет произведение как созданное, завершенное и одобренное вами и только вами (за исключением совместных работ, конечно).

 Когда кто-то захочет узнать, кто сделал эту вещь — ваша подпись скажет ему.

Когда кто-то увидит работу впервые и поинтересуется, кто художник, чтобы узнать о нем и его творчестве побольше — ваша подпись поможет найти вас. Когда вас нет поблизости, чтобы сказать, что работа ваша, подпись сделает это сама.

К сожалению, слишком много художников воспринимают подпись под работой как маловажную. Будто поставить свое имя ничего не значит. Но недооценивая подпись и момент, когда вы ее ставите, вы рискуете будущим работы. Это тем вернее, чем более известным и успешным художником вы станете.

Самая серьезная проблема с подписью? Ее отсутствие.

Значительный процент художников в наши дни даже не утруждают себя тем, чтобы подписывать работы. Почему? Может быть, думают, что их работа легко узнается, каждый знает в деталях их творческую биографию и, естественно, так будет вечно. Все может быть. Но вдруг они не правы? 

Правило номер один — подписывайте работы. Необязательно подписывать лицевую сторону, главное — убедитесь, что вы точно подписали, что работа сделана вами. Как угодно: на самой работе или на прикрепленной бирке. Подпись может быть на обратной стороне, на боковой, на краю — где хотите.

Вторая важная проблема с подписью. Имена написаны так неразборчиво, что только те, кто уже знают художника, способны ее прочесть (на самом деле, они не читают подпись, а просто узнают ее по внешнему виду).

Любой, не принадлежащий к узкому кругу посвященных, скорее всего, ничего не разберет. Так что, правило номер два — подписывая работу, пишите имя разборчиво, чтобы каждый мог его прочесть.

Художники подписываются неразборчиво по разным соображениям. Некоторые — потому что думают, так поступать правильно, некоторые — чтоб произвести впечатление на публику, некоторые уверены, что все будут узнавать их стиль, несмотря на то, читаема ли их подпись; у других ощущение, что неразборчивая подпись выглядит загадочно, “только особенным людям дано ее прочесть”...

К сожалению, огромное количество подписей художников, как современных, так и старых мастеров, трудно или невозможно прочесть. Сейчас это стало существенной проблемой арт-рынка, а расшифровка сама по себе превратилась в индустрию. Есть даже сайты и базы данных, посвященные исключительно подписям, скажем, http://www.artistssignatures.com/.

Как же произведение искусства становится анонимным? Вы должны быть в курсе, что люди покупают произведения искусства исключительно для собственного удовольствия и никогда никому не рассказывают, кто автор. Покупатели теряют или путают документацию произведений или просто выкидывают документы. Приобретают произведения искусства и забывают, кто их сделал. Они продают, дарят, отдают или другим способом передают произведения, не говоря новому владельцу, кто художник, если, конечно, сами помнят. Например, когда переезжают в другой город или в более маленький дом, меняют дизайн интерьера или устраивают распродажи ненужных вещей, или когда произведение искусства им просто надоело.

Информация о том, кто автор работы, теряется после смерти владельца, после развода и раздела имущества, если работу передают по наследству, обменивают, дарят и т.д.

Да-да, такое происходит и гораздо чаще, чем вы могли бы подумать.

Если бы художники имели какое-то представление о судьбах неподписанных или неразборчиво подписных произведений, они гораздо реже бы забывали подписаться или шифровали свое имя. И не думайте, что люди не пытаются определить автора принадлежащей им работы. Они разглядывают подпись, пытаясь ее прочесть, предпринимают достаточно бестолковые попытки найти ответ в интернете, спрашивают художников или владельцев галерей, узнают ли они подпись или работу, стараются найти похожие по стилю вещи. Или даже нанимают эксперта. Но несмотря на это, произведения искусства заканчивают свою жизнь в безвестности.

 Хотите такой судьбы для своей работы только потому, что вам лень ее подписать или не хочется делать подпись читаемой? Я в этом сомневаюсь. И не думайте, что, если вы известны в определенных кругах, в вашей стране или мире, ваше искусство в безопасности навеки. Даже произведения самых знаменитых художников не каждый способен определить. Поэтому-то их ранее неизвестные работы находят все время. По удачному стечению обстоятельств кто-то с набором знаний достаточным, чтобы понять, что за вещь перед ним, определяет автора по стилю или подписи и спасает произведение искусства. К сожалению, не всегда все так удачно складывается. В остальных случаях, где не вмешался ангел-хранитель или знающий спаситель, произведение искусства ждет забвение.

Несколько дополнений по поводу подписей.

* Работы художников, которые подписываются монограммами, инициалами или символами, часто ждет та же судьба, что и неразборчиво подписанные. Тут не имеет значения, насколько вы фанат мистических знаков, подписывайтесь четко или еще как-то идентифицируйте ваши работы.

* Подписывайте тем же материалом, каким сделана работа, за исключением графических композиций и малотиражной печатной графики, которые обычно подписываются карандашом. Например, подписывайте акварель акварелью, акрил акрилом, масляную живопись маслом. Подписывая другим материалом, вы увеличиваете шансы, что кто-нибудь может ненароком поинтересоваться, действительно ли вы автор. Это происходит постоянно! В наши дни фальсифицируются не только работы великих художников, это происходит с любым произведением искусства, любых художников, любых материалов, эпох и ценовых категорий. В общем, определение подлинности произведений важно как никогда, сделайте все возможное, чтоб облегчить жизнь экспертам. 

* Подписывайте ваши произведения одинаково. Подписи должны быть примерно одного размера, цвета, стиля и размещаться однотипно, будь они написаны от руки или напечатаны. Чтобы люди, не знакомые со всеми видами ваших работ за всю карьеру, могли понять, что вещь ваша хотя бы по подписи. Так же подписываясь по-разному и в разных местах, вы даете возможность фальсификаторам подписывать подделки всевозможными способами и утверждать, что они ваши. Подписываясь одинаково, вы упрощаете процедуру идентификации.

* Ставьте дату, когда создана работа. Сейчас вы можете не считать это важным, но после нескольких десятилетий поймете. Если вы не хотите подписывать ваши произведения на лицевой стороне, делайте это неприметно на обратной или даже на боковой. Очевидно, что датировка минимизирует сомнения и разыскания на тему, когда что было завершено. Чем более знаменитым вы станете, тем важнее это будет для всех, кто интересуется эволюцией вашего искусства, включая кураторов, которые будут организовывать ваши ретроспективные выставки.

* Сопровождайте дополнительной, написанной от руки информацией ваши произведения искусства. Это может быть название, инвентарный номер, комментарий, указание на место, где произведение было создано и т.д. Если вы делаете так постоянно, это не только делает проще идентификацию, но и усложняет подделку. Если вы работаете на бумаге, вы можете использовать штамп или печать или знак или даже отпечаток пальца в добавление к подписи, чем сделаете момент завершения работы более формальным и официальным.

* Подписывайте работу как только она сделана, пока краска еще не высохла или глина еще не затвердела. Коллекционеры предпочитают произведения с подписями, встроенными в тело произведения, такие вещи сложнее подделать или скопировать. Более того, чем ближе время подписи ко времени завершения, тем более вы чувствуете дух момента и тем гармоничнее подпись будет сочетаться с остальной композицией.

Чем дольше вы тянете с подписью, тем менее ваша подпись будет соответствовать настроению произведения. В худшем случае неподходящая подпись может помешать восприятию, отвлекая от главного.

* Не подписывайте работу после покрытия живописи лаком или когда скульптура уже готова, потому что подпись будет выглядеть так, как будто ее добавили позднее, задним числом, а не как декларация завершения работы. Такие подписи чаще всего вызывают вопросы.

* Ваша подпись не должна быть слишком смелой или размашистой, чтоб не спорить и не отвлекать от основной композиции; конечно, если вы осознанно не делаете это приемом вашего стиля. Она должна растворяться в произведении, а не контрастировать или конфликтовать.

* Не процарапывайте подпись на высохшей краске, керамике или подобных материалах, если это не ваш обычный стиль подписи. Процарапанные подписи редко гармонируют с произведением и их подлинность часто вызывает вопросы.

***

Не важно, насколько аккуратно вы отслеживаете судьбу своих произведений, вы не всегда будете знать, где каждая ваша работа или где закончатся ее скитания. И вы точно не будете рядом вечно, чтобы за ней присматривать. Те, кто купил ваше произведение сегодня, не будут владеть им завтра или даже помнить, что вы автор. Независимо от того, где работа закончит свои дни и кто в конечном итоге будет владелец, убедитесь, что он никогда не отнесет ее к категории «Я не знаю» или «Я понятия не имею» или «Я не помню»... Отнеситесь серьезно к подписям под своими работами, и вы сильно увеличите шансы, что люди будут узнавать и помнить вас при жизни и в веках.

Зачем и как подписывать свои художественные работы?

Оригинал опубликован на сайте theartleague.org. Перевод: Дарья Кныш

Что нужно сделать в первую очередь после завершения работы? Может быть, оформить ее или сделать фотографию, или сразу загрузить на вашу страничку? Не так быстро. Прежде чем приступить ко всему вышеперечисленному, необходимо подписать работу.

Ошибки при подписании работы

Самая распространенная ошибка, допускаемая художниками – не подписать работу вовсе. Вы могли забыть или просто не уверены, как сделать это правильно, а возможно, еще не почувствовали себя настоящим художником. В любом случае, тут нет места стеснению – подписать работу необходимо. Именно подпись делает вашу работу ценным, завершенным и готовым к продаже предметом искусства.

(Далее представлены образцы работ, представленных художественным объединением  Art League)

Artichokes on a Crate by Brent Erickson. Подпись художника выполнена в стиле оптической иллюзии.

Другие ошибки, которых следует избегать при подписании работы:

- Подпись не должна отвлекать внимание от работы. Ваша подпись должна быть маленькой и ненавязчивой, не стоит делать ее чересчур эффектной.

- Разборчивость. Подпись нужна для того, чтобы обозначить ваше авторство, так что убедитесь, что она читаема.

- Подпись паспарту. При оформлении фотографий и прочих изображений авторы иногда подписывают паспарту. Но все же лучше подписать само изображение, где-нибудь с краю или с обратной стороны, на случай, если придется сменить оформление работы.

- Не используйте для подписи недолговечные материалы. Так же как и сама работа, ваша подпись должна сохраниться надолго. Поэтому не следует использовать, например, чернила, которые быстро выцветут.

Blue Dot, Yellow Center by Marilyn Grelle. Подпись сделана не на самом изображении, а аккуратно напечатана чуть ниже изображения вместе с названием.

Где и чем оставить подпись?

Подписать свою работу вы можете в любом месте. Ниже вы увидите другие примеры того, как можно сделать свою подпись незаметной. Однако большинство художников все же оставляют подпись в нижнем углу, ведь именно туда, как правило, в первую очередь смотрит коллекционер. Помните, что нужно подписать саму работу, а не паспарту или раму.

#877 by Tory Cowles. Подпись с торца холста.

Чем подписывать вашу работу, зависит от используемых в ней материалов: карандаш или ручка подойдут только для работ, выполненных на бумаге. Если изображение выполнено красками, то подпись лучше делать тонкой кистью, используя подходящий цвет.  Не забывайте, что подпись должна быть разборчивой и в то же время ненавязчивой.

Имейте в виду, что ваша подпись может отличаться от той, которую вы используете в повседневной жизни. Вы можете использовать свои инициалы или монограмму, как, например, Альберт Дюрер, чью подпись вы видели выше.

Что делать с объемными работами?

Для скульптур и прочих трехмерных работ существуют те же правила: необходимо неприметно подписать саму работу, а не постамент, на котором она стоит.

Что касается ювелирных изделий и керамики, вы можете создать специальную метку. Например, как та, что ставит на своих работах Блэр Мирфилд.

С ювелирными изделиями дело обстоит сложнее, так как они, как правило, небольшого размера. Но можно сделать подпись на внутренней стороне изделия.

Нестандартные решения.

Ваша фантазия может быть безгранична в выборе подписи, главное, чтобы она не отвлекала от самой работы. В конце концов, вы – художник!

Вы так же можете попробовать сделать вашу подпись частью самого изображения, как, например, делает Джой Манлапаз.

911 by Joey Mánlapaz

Diane Blackwell