Среди множества сильных картин конкурса «Песня цвета» особенное место заняли работы Игоря Шипилина. Основная тема в его живописи – романтический пейзаж, натюрморт. Мы задали 11 вопросов мастеру.

Игорь о себе: Говорят: «Жизнь у человека одна и прожить ее надо в Крыму»

Мне в этом смысле неслыханно повезло, родился в Крыму и, слава Всевышнему, в лучшем городе на Земле – в Севастополе.  Не счастье ли это? А дальше важный момент – в какой атмосфере ты вращаешься, кто рядом с тобой на протяжении жизни и подчас три коридора самообразования становятся важнее института, который окончил. Ну и конечно работа, работа, работа.

Не буду перечислять поименно людей, с которыми шел по жизни, но слава Богу рядом были именно те – самые нужные, самые главные, благодаря которым душа мало помалу шлифовала свои острые сторонки, плюс Божественная природа Крыма.

Так и вышел из меня художник пейзажист.

К чему вы стремитесь как художник?

Хочется создать произведение, которого еще не создавал. Нравится, когда чувствуется не рукотворность в изображении природы, когда чувствуется свет и цвет. Хочется, чтобы в картине присутствовал живой диалог, чтобы не горы, небо, деревья, море, птицы, а звуки, запахи, пространство. Чтобы не предмет, а ощущение от предмета и взаимодействие между предметами. Тогда есть понятие – философия пейзажа. Если сказать более кратко – ищу гармонию.

Что больше всего влияет на ваше творчество?

В первую очередь конечно натура, поскольку большую часть года я провожу на пленэре. И в этом случае чудо происходит от увиденного, натура дает сильный посыл к творчеству, особенно, когда есть новизна впечатления – например новое место, или особенный эффект освещения, какое-то необычное состояние природы. Тут важен настрой, для меня важно включить все органы чувств: слух, зрение обоняние. Время года, жарко, холодно, ветрено – надо передавать все чувства от пейзажа.

А бывает и такое, какая-то случайность является посылом для написания картины. Это чистой воды метафизика, начинаешь продвигаться к осмысленному – сущее колдовство, когда твоей рукой кто-то невидимый водит по холсту. Важно увидеть, почувствовать. Некоторые работы так и написаны: пишу картину, вдруг замечаю на палитре красивое цветовое пятно, или сочетание нескольких пятен. Начинаю их обводить, обобщаю, убираю лишнее, добавляю что-то новое, смотрю на форму и контрформу… в общем, отставив в сторону картину с мольберта, включаюсь в творческий процесс, отгадываю подсказки. То же самое происходит, когда широкой кистью начинаешь делать имприматуру и замечаешь случайно проявленное композиционное решение. Так было написано несколько картин.

Бывает музыка является отправной точкой к созданию произведения, или посмотришь хорошую выставку и появляется желание работать, летишь словно окрыленный. Любое созвучие подталкивает к созданию художественного образа, начинаешь фантазировать и в своих фантазиях чувствовать, видеть будущую картину. Все-таки я больше импровизатор.

Что для вас главное при создании пейзажа?

Я уже отвечал на этот вопрос выше. В пейзаже надо слышать диалог, чувствовать гармонию Божественной природы. Надо пробовать ощущать себя частью пейзажа. Представить себя морем или камнем в море, ощутить на себе что он чувствует, или быть веткой дерева сухой или цветущей. Когда задаешься этими вопросами, пейзаж перестает быть красивой картинкой. Надо помнить, что нет идеального пейзажа, художник должен его выстраивать по своему усмотрению.

Надо ставить сверхзадачу. Здесь имеет место быть синергетика.

Расскажите, как обычно проходит ваш рабочий день?

У меня нет такого распорядка дня: встал во столько то, позавтракал, приехал в мастерскую, поработал до стольки-то и т.д. Для меня написание картины это не только непосредственная работа над холстом. Про живопись нужно поговорить, посмотреть картины других художников, послушать музыку, полистать альбомы и многое другое, что способствует к творческому акту. Надо ловить настрой. Когда на пленэре, там работа более понятно организована: завтрак, выход на утренний мотив, небольшой отдых, этюд на вечернее состояние. Когда дома, очень по-разному: бывает день наполнен многочисленными встречами по организации выставки, пленэра, мастер-класса. Или просто встречаешься с друзьями. Я могу прийти в мастерскую и начать рабочий день с игры на гитаре или с просмотра холстов, почеркушек, фотографий. Не могу писать, пока не увижу. Что толку не поняв размазывать краску по холсту, так можно загубить то хорошее, живое, что было. Надо увидеть, тогда начинается творчество.

Какие цвета в вашем наборе красок кончаются быстрее других? И есть ли цвета, которых вы избегаете?

У меня не очень большой красочный диапазон. Можно работать ограниченной палитрой. Один раз на пленэре мне надоело носить тяжелый, набитый красками этюдник. Я оставил в нем белила, охру светлую, английскую красную, изумрудку, крап-лак, умбру натуральную ленинградскую, ультрамарин и сажу газовую. И этим набором я вышел на все цветовые отношения. Избегаю неаполитанок, кроме неаполитанской спектральной и неаполитанской голубой.

Вы достигли высокого уровня мастерства. Вам важно делиться знаниями и опытом?

Я веду блиц-школы пленэрной живописи, провожу мастер-классы, консультирую по интернету. Ко мне приходят молодые художники или люди которые начали заниматься изобразительным искусством, которые нуждаются в совете, и мы ведем разговоры об искусстве. Двери моей мастерской ни для кого не закрыты.

Если бы вы могли попасть в прошлое, какой совет вы бы постарались дать самому себе?

Смотри, впитывай в себя, как губка, слушай, запоминай, радуйся увиденному.

Есть ли у вас рецепт борьбы с творческим кризисом?

Да! Пойти на хорошую выставку или побродить по залам в художественном музее, всмотреться в любимые картины, полистать альбомы, послушать хороший концерт – это вдохновляет.

Кроме живописи, чем вы любите заниматься в свободное время?

Я увлекаюсь музыкой, люблю петь под звучание гитары. Пишу свои песни и музыку на стихи других поэтов, разучиваю понравившиеся мне песни. Люблю играть на барабанах.

У вас есть любимое место в Крыму?

Севастополь и его окрестности. Генеральские пляжи на Азовском море, Тарханкут  и Солнечная долина (Козы), Карадаг, горный Крым – места для художников.

Где в интернете можно посмотреть больше ваших работ?

В соцсетях. На моей страничке в fb и вконтакте.

Подробнее об Игоре:

Живописец, дизайнер-график, акварелист. Председатель «Лиги акварелистов Крыма» Организатор целого ряда выставочных проектов и пленэров в Крыму, куратор «Традиционного Севастопольского пленэра», председатель «Творческого объединения южнорусских художников».

Отмечен призами и дипломами четырех биеннале камерной акварели Крыма: 1998 год – приз от Ассоциации заповедников и музеев Крыма, 2000 год – диплом второй степени, 2002 год – диплом первой степени, 2016  – диплом первой степени.

Провел более 20 персональных выставок на Родине и за рубежом. Работы находятся в Севастопольском музее им. М.П.Крошицкого, в Музее Героической обороны Севастополя (Панорама Севастополя), в Симферопольском художественном музее, в Государственном Эрмитаже, в Тайваньском музее «Дракона»,  в Херсонесском музее-заповеднике, «Музее мирового океана» (Калининград), в галереях и частных собраниях России и за рубежом.

Награжден серебряной медалью Российской Академии художеств.