Работа иллюстратора приобрела необыкновенную популярность: сейчас все хотят стать иллюстраторами. Это звучит романтично, почти идиллически: заниматься творчеством с утра до вечера. А когда вы достигните некоторых успехов в создании красивых рисунков, почему бы не превратить хобби в профессию? С чего же начать? И так ли романтична эта профессия, как кажется?

Часть 1. Оригинал опубликован на сайте marloesdevries.com Перевод: Мамышева Полина

Начнем с простого вопроса: вы рисуете или иллюстрируете?

Иллюстрирование и рисование картин – не одно и то же. Я советую вам поискать в гугле: что такое иллюстрация? Возможно, звучит странно, но необходимо знать всю подноготную дела, которым вы планируете заниматься профессионально.

Существуют сотни книг по иллюстрированию и развитию бизнеса из творчества. Книга, которую я рекомендую всем начинающим: «Как стать иллюстратором» (Darrell Rees).

Для меня иллюстрация – это рисунок, сделанный для более полного понимания текста, его идеи.

Иллюстратор создает изображение (существует множество техник, позволяющих это сделать), которое будет дополнять текст. Он или она делают это в большинстве случаев для клиента.

Renée van den Kerhof: «Постарайтесь создавать нечто большее, чем просто красивые картинки. Когда вы работаете для клиентов, нужно помнить о том, что для них значит ваша работа: хотят ли они просто продать товар или хотят рассказать свою историю, объяснить что-то или привлечь внимание аудитории к приближающемуся событию. Сделайте так, чтобы клиенту хотелось с вами сотрудничать».

Иллюстрирование и изобразительное искусство – две большие разницы. Искусство с легкостью может быть самостоятельным творением, в то время как иллюстрация в большинстве случаев базируется на идее, создается для понимания того, что сложно выразить словами.

Как по мне, разница между двумя терминами заключается в коммуникации. Изобразительному искусству вовсе не обязательно находить общий язык со зрительской аудиторией. Иллюстрация, напротив, создается исключительно для общения с публикой.

Представим, что вы нарисовали своего соседа. Угадайте, к какой категории относится ваше творение?

Конечно! Это рисунок или изобразительное искусство. Портрет вашего соседа пока что не может называться иллюстрацией.

Следующий вопрос, который стоит себе задать: вы рисуете?

Задолго до того, как вы помыслите о карьере иллюстратора, необходимо начать рисовать. Я встречала множество людей в своей жизни, которые задумали начать эту работу, не попробовав свои силы в такого рода деле. Постарайтесь уделять свободное время творчеству, экспериментировать со стилями. Запишитесь на курсы рисования, посещайте лекции и мастер-классы.

Стать иллюстратором без учебы в художественной школе невозможно?

Нет, возможно. Клиентов не волнует копия вашего диплома, когда они обращаются к вам с заказом.

Но посещение художественной школы может оказаться полезным, к тому же появится возможность выработать собственный стиль, поэкспериментировать, пообщаться с другими учениками и послушать рекомендации профессионалов.

Чем все-таки занимается иллюстратор?

Это зависит от нескольких факторов, но совершенно точно: работа иллюстратора не подразумевает круглосуточное сидение за столом в компании кошки и с чашкой горячего чая под рукой. Иллюстрирование – только часть работы, поскольку вам предстоит отвечать на письма, заниматься ведением дел, платить налоги, встречаться с клиентами, рекламироваться, покупать материалы и т.д.

Все это – ведение бизнеса.

Renée van den Kerhof, известный иллюстратор, дает замечательный совет:

«Всегда относитесь к вашей работе ответственно. Это не означает, что нельзя подурачиться и побаловаться или нарисовать странный, смешной рисунок. Просто не позволяйте людям глумиться над тем, что вы делаете. У вас есть множество причин для гордости: вы индивидуальны, ни один человек в мире не умеет рисовать так же, как вы. И помните, творческая работа важна не меньше, чем все другие виды карьеры».

Об использовании компьютера

Много лет назад у иллюстраторов не было компьютеров, которые помогали бы им выполнять их непростую работу. Большинство иллюстраторов использовали карандаши, краски и тому подобные инструменты для творчества. Когда рисунок был готов, художник отдавал его литографу, который готовил иллюстрацию к использованию в книгах, газетах, журналах.

Сегодня все изменилось: почти не осталось литографов и считается, что иллюстраторы сами способны подготовить работу к печати и дальнейшей публикации.

Однако некоторые клиенты до сих пор принимают рисунки, которые затем отдают литографу для оцифровки. Я рекомендую вам заранее согласовать эту деталь с клиентом, если вы не бог компьютерных технологий.

О пользе некоторых умений

Если знаете, как оцифровать вашу работу, это дает вам большое преимущество. Поэтому, возможно, вам будут полезны мастер-классы, где вас научат графическому дизайну и сканированию работ.

Если вы хотите делать открытки или принты, вовсе не обязательно заниматься этим самостоятельно. Существует множество фотоцентров, где вашу работу отсканируют и подготовят к печати. Но это будет стоить дороже, чем если вы сделаете все самостоятельно.

Создание портфолио

Вы просто не можете начать карьеру иллюстратора, не имея портфолио. Как хирург не может оперировать пациента без диплома о медицинском образовании, так иллюстратор не может начать бизнес при отсутствии портфолио – наглядного представления ваших умений.

Я знаю людей, которые считают, что создание портфолио ниже их достоинства. Небрежное отношение к таким вещам не может привести ни к чему хорошему. Во всяком случае, если вы мечтаете об открытии собственного бизнеса. Клиентам не нужны подделки – они ищут профессионалов, знающих свое дело, умеющих им заниматься. Портфолио подтверждает вашу способность серьезно относиться к тому, над чем вы работаете, демонстрирует ваши умения и профессионализм.

Отбор работ

Выберите 15 ваших лучших работ и создайте сайт для ниx. Вы можете заняться этим самостоятельно или поручить дело компаниям, предлагающим изготовление портфолио-сайтов (примеры: Squarespace, Cargo).

Ожидания и реальность

Проведите ревизию своиx работ! Разложите рисунки на полу, чтобы у вас сложилось правильное впечатление о характере вашего творчества. Если работаете на компьютере, распечатайте иллюстрации: так будет легче.

Подойдите к делу со всей серьезностью: включите внутреннего критика и постарайтесь письменно передать то, что вы увидели. Кто является вашей целевой аудиторией? Можно ли сказать, что эти работы жизнерадостные и вдохновляющие, мрачные и давящие или же наполнены глубоким смыслом, наводят на размышления? Составьте список ощущений, которые вы испытываете, глядя на свое творчество. Если вы устали и взгляд замылился, позовите на помощь друга.

Возможно, спасением станет составление списка клиентов, с которыми вам бы хотелось работать. Напишите названия журналов, издателей, брендов и пр. Теперь у вас есть, от чего оттолкнуться!

У Renée есть небольшая подсказка для начинающих: «Сходите на мероприятие по показу портфолио (портфолио ревью). Это может помочь вам найти работу. В худшем случае вы получите полезный комментарий».

Часть 2. Перевод: Victoria Agibaylova

Поиск работы

Если вы уже собрали портфолио с работами и определились, с какими заказчиками хотели бы сотрудничать, значит, пришло время искать. Потенциальные клиенты должны понять, что вы в поиске заказов и готовы работать.

Для начала отправьте им приветственные письма с портфолио. Или напечатайте небольшие буклеты с вашими работами, которые отправите по почте.

Поиски хороших заказов могут занять время. У меня они заняли год и еще около 5 лет ушло, чтобы получить столько работы, чтобы покрывать свои счета. Очень редко случается, что вы сразу получаете хорошо оплачиваемый заказ. Как правило, вы тратите время, деньги и силы, чтобы найти первый проект.

Так что держитесь! Если у вас достаточно терпения и вы готовы к тяжелому труду, то вам воздастся. В этой схватке выживает сильнейший.

«Поиск контактов и продвижение себя только звучит страшно, но это единственный выход. Примером неплохого продвижения можно считать участие в арт тусовках, где можно завязать полезные знакомства или размещение своих работ в блогах. Не надо создавать что-то странное, но попытайтесь выделиться, чтобы все поняли, что ты лучший» (Neetje, иллюстратор)

Используйте социальные сети

Самый лучший способ продвижения своих работ – социальные сети. Выбор зависит от того, что вам больше подходит, но в целом Инстаграмм – хороший плацдарм для начала карьеры. Вы запросто сможете выложить свою работу и поделиться ею со всеми.

To-do лист:

1. используйте популярные хештеги к фотографиям, которые вы постите. Такие как #illustration #art #pensildrawing #sketch (#иллюстрация #искусство #рисованиекарандашом #скетч)

2. подпишитесь на интересных людей. Они могут тоже подписаться на вас, если их заинтересуют ваши работы.

3. Вы хотите, чтобы вас заметили другие иллюстраторы? У некоторых людей большое количество фолловеров, поэтому вы просто можете потеряться у них в ленте. Не отчаивайтесь: начните комментировать их посты и, возможно, они заметят вас.

4. Выкладывайте не только законченные работы, подойдут наброски и процесс работы. Пытайтесь быть дружелюбными, даже если у вас плохой день.

Не стоит делать:

1. Не спамьте всех комментариями: «Пожалуйста, подпишитесь на меня» или « Взгляните на мои работы». Это вызывает только раздражение.

2. Не постите плохие работы, даже если у вас нечего постить.

3. Не отмечайте людей в постах, если они не имеют никакого отношения к вашим работам. Это выглядит спамом и пользователи могут забанить вас.

4. Не подписывайтесь на людей только за тем, чтобы они подписались на вас. Будьте честны в ваших подписках и следите только за теми аккаунтами, которые вам действительно интересны.

Иллюстратор и эксперт в социальных сетях (свыше 529 000 фолловеров в инстаграм) Луиш советует: «Постарайтесь отыскать свой стиль в социальных сетях, который максимально приближен к вам в действительности. Люди могут следить за тем, что вы делаете, но по настоящему интересны вы станете, когда поделитесь тем, кто вы на самом деле. Вам стоит создавать stories, выкладывать фрагменты из своей жизни, быть открытым. Не пытайтесь быть совершенным, просто попытайтесь открыться» (Loish, иллюстратор)

Работа с клиентами

Работать для клиента – это больше чем просто сотрудничество и превращение идей в визуальную составляющую.

Быть иллюстратором значит внимательно слушать и выполнять проект, который будет по душе вашему клиенту. Не надо тешить свое самолюбие и создавать то, что будет нравится только вам.

Будь добр, снисходителен, находи решения и будь гибким. Клиенты устанавливают сроки и вы обязаны выполнить работу вовремя.

«Всегда протоколируйте все договоренности, на случай если клиент решит изменить что-то» (Yvonne Hop, иллюстратор и арт-директор).

«До начала проекта убедитесь, что вы обсудили:

когда срок сдачи?

Какие технические характеристики работ (размер, тип и т.п)?

Для какой аудитории создается проект?

Когда ваш заказчик сможет рассчитаться с вами и сколько он заплатит?

Советую заключить договор и получить одобрение по электронной почте от заказчика, чтобы все были в курсе происходящего» (Neetje, иллюстратор)

Уникальный стиль

Пожалуй, самый популярный вопрос среди начинающих иллюстраторов.

Но тут не о чем волноваться. Когда только начинаете рисовать, нормально, что у вас не выработан собственный почерк: на это могут уйти годы.

В свободное время как можно чаще экспериментируйте со стилем и техниками. Большая доля успеха в поиске своего стиля кроется в познании, какими материалами вы работаете лучше всего.

Некоторые иллюстраторы любят использовать цветные карандаши в работе, и в этом выражается их особенный стиль, а кто-то преуспел в digital.

Понимание, кто ты есть, чего ты хочешь и какими техниками пользуешься, приводит к формированию собственного стиля.

Собственный стиль, пожалуй, не нуждается в определении, но поможет получить заказы. Если заказчики узнают ваши работы по стилю, они наймут вас. Но вы можете и не останавливаться только на одном стиле, а работать в нескольких в зависимости от потребностей клиентов.

«Мне много раз задавали вопрос: Как вы нашли свой стиль? Я не знаю, правда. Это дело случая. Ты приобретаешь различные навыки и опыт в течении жизни и вдруг что-то щелкает в голове, и ты находишь тот стиль, который только твой. Как в Гарри Поттере. Палочка сама выбирает волшебника. Так и стиль выбирает художника» (Kenny Rubenis, карикатурист, создатель «Dating for Geeks»)

«Лично я не считаю, что собственный стиль имеет какое-то точное определение. Ты с каждым разом растешь и развиваешься как художник. Важнее как твой творческий, визуальный посыл отражается в работе... Если ваша работа передает накал эмоций, творческое решение проблемы и твою индивидуальность, то оставьте место для творческого потенциала, не забивайте ее деталями» (Еmmeline Pidgen, иллюстратор)

Таким образом, экспериментируйте, потерпите немного и самое важное: делайте то, что вам хочется. Не всегда это работает сразу, но через года вы найдете то, что подходит именно вам и поднимитесь на ступеньку выше как профессионал.

Почасовая оплата или «сколько должна стоить иллюстрация?»

Когда ты фрилансер, ты работаешь сам на себя. А это означает, должен самостоятельно платить налоги с доходов. Самый легкий способ подсчитать: ответить на вопрос «Сколько мне необходимо заработать?»

Посчитайте все свои расходы: материалы, оборудование, ноутбук, поиски, налоговые льготы и т.д. Найдите информацию, сколько составляет размер пенсии, страхование на случай потери трудоспособности и прочее. До начала проекта изучите платы, лицензии и документацию для открытия своего дела.

Да, вы тратите кучу времени, занимаясь другими делами, тогда как могли потратить эти часы, рисуя иллюстрации.

Как я уже говорила в прошлой статье: иллюстратор делает намного больше, чем просто рисует. Рисование составляет малую долю от целого, но в большинстве случаев это именно та часть, за которую вам заплатят. Т.е если вы тратите около 30% в неделю времени на иллюстрацию (и вам заплатят только за 30% времени от рабочей недели), следует определиться с почасовой ставкой.

Вы же хотите платить по вашим счетам, ведь так? 

«Никогда недооценивайте себя и не сравнивайте с другими иллюстраторами. Не забывайте, что вы особенны, талантливы и знайте, что клиенты должны за это платить. Никогда не занижайте цену из-за таких мыслей, как «О боже, я же только начинаю» (Yvone Hop, иллюстратор и арт директор)

Что рисовать и где искать вдохновение?

Выйдите на улицу, оглянитесь вокруг и рисуйте то, что видите и чувствуете. Для каждого это индивидуально, поэтому сложно сказать, где искать. Вы сами должны найти вдохновение.

Сидя на попе весь день, дождаться вдохновения трудно. Гуляйте, посещайте музеи, смотрите хорошее кино, слушайте красивую музыку.

Aimee de Jong, создатель комикса «The return of the honey buzzard», завоевавшего награды:

«Вдохновение для любителей. Другими словами, не сидите и не ждите, когда идея посетит вас. Рисуйте, рисуйте и еще раз рисуйте, тренируйте творческое мышление. Тогда идеи придут!»

Карикатурист Yasmin Sheikh: «Вкалывай. И делись своими работами. Иначе, будь вы хоть самым талантливым художником, никто об этом даже не узнает».

Иногда я просыпаюсь утром с мыслью «О, ДА! хочу стройную фигуру прямо сейчас!» Но чтобы иметь хорошую фигуру, нужно попотеть. То же самое и с иллюстрациями. Ты не можешь позволить себе лениться и ждать, пока что-то произойдет. Ты должен постоянно работать.

Бесплатная работа?

Среди иллюстраторов нет единого мнения на этот счет. Но факт есть факт: некоторые компании будут пытаться заполучить вас бесплатно. Ведь зачем платить тем, кто соглашается делать за так?

Если крупная компания предлагает вам поработать бесплатно, решите насколько для них действительно важно искусство.

Компания, которая заплатит за работу, должна понимать трудозатраты и талант человека.

У нас у всех есть «карта - возможность», которой мы оплачиваем продукты в магазине? Дааа, правильно! Нет (качает головой).

Я тоже работала бесплатно, не буду обманывать. Самая первая иллюстрация, которую я сделала, участвуя в конкурсе, была для детского журнала. Я заняла второе место и это положило начало моей карьеры.

Я работала и для Благотворительной организации помощи детям больным раком. Работая бесплатно, я выбираю сама, с кем хочу работать.

Если у вас много бесплатной работы, это сигнал задуматься: все, что я делаю, не так уж хорошо, чтобы мне платили? Людям легче принять, что ты начинающий художник, не профессионал, когда ты работаешь бесплатно. Cтоит задуматься: а хороший ли это сигнал, отправляемый вовне?

Когда вы только начинаете, конкурсы – прекрасная возможность, которая может дать вам толчок в нужном направлении. Не беритесь за любую работу, а решите насколько она полезна для вашего будущего портфолио.

Лучший алгоритм для проверки создала дизайнер Джессика Hische. Если у вас возникают сомнения, стоит ли выполнять работу бесплатно, пройдите его.

«Когда решаете включить в портфолио бесплатные работы, поговорите с местными благотворительными фондами. У них нет больших бюджетов на дизайнеров, но вы обретаете свободу творить, учитесь работать для клиента и реагировать на обратную связь. Когда проект успешно завершен, не стесняйся просить оставить отзывы на вашем сайте» (Neetje, иллюстратор)

Почитать еще:

50 СОВЕТОВ, КОТОРЫЕ СДЕЛАЮТ ИЗ ВАС ИЛЛЮСТРАТОРА