Фотографии Дарины Рябченко привлекли внимание жюри в конкурсе "Имаджинариум. ЧТО СТОИТ ЗА КАДРОМ".

Дарина живет в Нижнем Новгороде и снимает на Canon 5D Mark II. Публикуем интервью с фотографом.

Дарина о себе: Я сказочный фотограф с дипломом радиожурналиста, сейчас получаю дополнительное образование психолога. Интроверт, эстет. Обожаю книги и регулярно делаю обзоры на полезную литературу. Вдохновляюсь музыкой группы Evanescence и фильмами Тима Бертона.

Фотографирую почти 9 лет, а сказочными съемками занимаюсь с августа 2012-го, с тех пор создала более 120 различных сюжетов.

Провела две персональные выставки (сентябрь 2013 и август 2014), презентовала работы в Музее современного искусства PERMM в Перми. Участвовала в международной биеннале Русского музея фотографии, в фестивале современного искусства "Вертикаль", а также завоевала третье место на Всероссийской неделе молодого искусства "Арт-квадрат" в Москве.

Веду авторский курс по теории творчества (вдохновение/креативность/создание идей, работа над проектами, борьба с критикой, выход из творческого кризиса) и занятия по сказочной съёмке и обработке.

Почему вы решили принять участие в конкурсе “Имаджинариум”?

Я с удовольствием прочитала книгу Клэр Розен сразу после выхода и нашла в ней мысли, которые очень во мне откликаются. Мне близок её взгляд на фотографию не только как на техническую, но и как на глубокую психологическую сферу, поэтому, как только я увидела анонс "Имаджинариума", тут же прислала свои работы. Ну и, конечно, нечасто встретишь конкурсы конкретно по арт-фотографии, приятно было поймать момент и увидеть творчество коллег в своей сфере.

Что такое сказочная фотография?

Сказочная фотография – это особый мир с необычными историями. Сюжеты здесь не обязательно должны отражать существующие сказки, важно создать атмосферу чего-то нестандартного, мистического, не встречающегося нам в повседневной жизни. Такие фотографии позволяют поверить в чудо и представить себя персонажами абсолютно другой реальности.

Как вы выбрали для себя сказочную фотографию?

Это вышло по любви. Однажды к нам в город приехал фотограф, девушка, которая представляла это направление. На её воркшопе я прочувствовала, как это выглядит изнутри, как создается антураж, как работает команда, и поняла, что это именно то направление, от которого я получаю колоссальное удовольствие. Свою первую сказочную съемку на чистом вдохновении я провела уже на следующей неделе после мероприятия. До сих пор не могу остановиться.

Можно ли считать такую фотографию отдельным направлением? У него есть свои законы, правила? У вас есть ориентиры или кумиры?

По моему мнению, сказки, скорее, подраздел арт-фотографии, нежели отдельный жанр. Но у каждого сказочного фотографа свое видение: кто-то любит "играть в переодевание", и для него достаточно просто примерить на героя непривычную для него одежду, чтобы сделать кадр; кто-то любит снимать принцесс в воздушных платьях на светлом фоне. Один может быть поклонником добрых русских сказок и славянского стиля, а другой – любителем страшных историй и викторианской готики. Все эти варианты – неотъемлемые части сказочной фотографии, только в некоторых случаях она ближе к чисто портретному направлению, а в других – к арту. И, конечно, важно делать именно так, как чувствуешь, ведь арт-фотография, в первую очередь, отражение самого автора и его внутреннего мира. Кроме этого правила можно отметить разве что правила композиции, но они едины для всех жанров. В остальном – абсолютный простор для творчества и самовыражения.

Не могу сказать, что у меня есть ориентиры в арт-фотографии, не хотелось бы кого-то копировать и опираться на чье-то творчество, а вот вдохновляет и восхищает определённо Тим Уокер! Его безумные идеи, атмосфера и герои просто не могут оставить меня равнодушной. Недавно была на его выставке в Москве и зарядилась на все 100%. Уверена, он настоящий гений творческой фотографии.

Что необходимо, чтобы стать сказочным фотографом?

Просто любить это направление всей душой и не бояться воплощать те идеи, которыми «загораешься».

Как вы выбираете сюжеты?

Чаще всего я создаю истории сама, а не беру за основу готовые сказочные сюжеты (не считая проекта «Сказка месяца», где в этом была основная идея). Не могу сказать, что есть какой-то особый алгоритм создания, каждый раз это выходит по-своему. Иногда я просматриваю вдохновляющие картинки на Pinterest, чтобы уцепиться за элемент, который мне понравится, и вписать его в съемку. Но зачастую идеи приходят сами, просто появляются в голове. Самое продуктивное для меня время – перед сном, когда ты уже лежишь в полудреме, но еще не уснул. Тогда мозг больше всего расслаблен и сам генерирует много образов, только тут нужно собрать всю волю в кулак и заставить себя подняться с кровати, чтобы сразу зарисовать или записать увиденное, иначе к утру все исчезнет. Но если такая система дает сбой, а идею нужно создать срочно, то использую техники креативности. Мне нравится техника ментальных карт, когда в центре листа пишешь основное понятие (например, "книга") и по бокам от него отмечаешь все ассоциации, которые приходят в голову, даже самые бредовые. После этого я просто обвожу то, что действительно можно использовать в рамках съемки. Иногда получаются очень нестандартные сочетания!

Три самых важных составляющих сказочной фотосессии?

Во-первых, не ставьте себе рамки, не бойтесь мечтать и выдумывать. Зачастую самые крутые идеи отбрасываются еще на этапе создания, потому что кажутся нам невыполнимыми. Запретите себе оценивать идеи в процессе их формирования, а о воплощении подумаете потом, это работает.

Во-вторых, в сказочной съемке очень важна подготовка. Всегда нужно понимать, какой костюм вы хотите видеть в кадре, что за реквизит понадобится, где его можно взять или как сделать. Каждый винтик этой машины необходим для того, что создать нужную атмосферу и нужное ощущение у зрителя. Эти вопросы не получится решить на съемочной площадке (которую, кстати, тоже специально нужно подобрать), поэтому стоит подумать заранее.

В-третьих, для меня важно, чтобы в съемке присутствовал смысл, зритель дорисовывал у себя в голове какую-то историю, пусть даже неочевидную. Ведь сказка – не статичный образ, а именно сюжет, в котором персонаж существует.

Какая съемка в вашей практике больше всего запомнилась?

На самом деле, каждая сказочная съемка – это маленькая жизнь. Всегда случается что-то неожиданное. Но больше всего мне запомнилась история с Безумным Шляпником. Однажды в ВК я получила сообщение от незнакомого молодого человека Максима, который очень хотел попасть ко мне в кадр. Оказалось, что он из Минска, из Беларуси, и я в шутку написала: «А приезжайте!». На удивление, Максим действительно приехал в Нижний Новгород, более того, автостопом! В промежутке между съемочными блоками он отказался снимать костюм (а ведь был еще грим и ярко-рыжий парик), так мы и ездили по городу, шокируя нижегородцев в выходной день. Конечно, окружающие дети были в восторге и все с ним фотографировались. В конце смены Максим показал жонглерское шоу, реквизит для которого тоже привез с собой. Мне показалось, что я и правда попала в сказку, удивительный был день!

У вас есть девиз?

"Делай, что должен, и будь, что будет". Я считаю, нужно выкладываться на все 100%, тогда не придется жалеть об упущенных возможностях и ругать себя, что сделал недостаточно. Этот девиз сильно упрощает жизнь и даже помогает перебороть себя в критических ситуациях. Например, когда сильно волнуешься перед важной съемкой.

Дополнительное образование психолога помогает вам в фотографии?

Да, конечно, ведь работа фотографа в целом строится на общении с моделью и командой. Важно найти контакт и сгладить конфликтные ситуации, чтобы всем было комфортно работать вместе. С учетом того, что я интроверт и мне трудно общаться с людьми, без психологических знаний мне элементарно было бы тяжело это преодолеть. Ещё психология очень помогает на этапе, когда создаёшь индивидуальную идею под клиента. Зачастую участники не знают, что именно хотят увидеть в итоге, им просто хочется побывать "по ту сторону" сказки. А с помощью разговоров появляется более глубокое представление о человеке, и я уже могу предложить ту историю, которая, по моему мнению, позволит клиенту раскрыться больше всего.

Что отличает хорошую фотографию от обычной?

Хорошая фотография откликается в душе зрителя. К ней хочется возвращаться, рассматривать её, задумываться, о чём же она, и находить свои смыслы. Причём для каждого человека это будет свой кадр. Абсолютно нормально, что кого-то не цепляет сказочная фотография, а от жанровых снимков мурашки идут по коже. У всех нас разный опыт, свои темы, которые воспринимаются ближе к сердцу, любимые типажи лица и цветовые предпочтения. Мне кажется, самое главное для фотографа – следовать за своим вдохновением, и тогда найдутся люди, в которых обязательно это откликнется.