Часть 1. Три шага к сотрудничеству с галереей

Оригинал статьи опубликован на сайте finearttips.comПеревод: Софья Боровикова (mural-painting.ru)

Для многих художников поиск галереи, которая представляла бы их работы – процесс пугающий и сложный. Но пока работники галерей не стучатся в ваши двери, вам придется стучаться к ним. А сначала прочитайте это и… будьте готовы продавать себя.

Не все творческие люди физически способны заниматься бизнесом. По факту, многие достаточно стеснительны, когда дело доходит до продаж, собственно поэтому и ищут сотрудничества с галереями и нуждаются в них. Что же делать?

Ниже – список вопросов и идей, который поможет вам продать свои работы и найти правильную галерею.

Шаг 1. Будьте реалистами и задайте себе вопросы…

- Готов ли я продать себя галерее?

- Продаваемы ли мои работы?

- Безупречна ли техника исполнения моих работ?

- Есть ли у меня узнаваемый стиль?

- Есть ли у меня подборка взаимосвязанных работ, готовых к экспонированию?

- Есть ли у меня опыт успешных продаж моих работ на художественных ярмарках, шоу или в других не галерейных пространствах?

- Есть ли у меня время удовлетворять спрос галереи?

- Есть ли у меня сайт и блог, представляющий мои работы и информацию обо мне? (это не обязательно, но очень желательно)

- Есть ли у меня портфолио, резюме и манифест художника?

Если ответы – да, вы можете предпринять следующий шаг к цели. Если ответы "нет"... не подставляйтесь.

Приближаться к галерее прежде чем вы готовы, это как отправить долговязого подростка в школу моделей, точно не улучшит самооценку и скорее всего ранит ваше эго.

Шаг 2. Найдите вашу "целевую галерею"

- Подготовьтесь, подумайте о том, к какому сегменту арт-рынка принадлежат ваши работы. Это просто сделать не выходя из дома.

- Пролистайте журналы по искусству, посмотрите рекламу галерей – каких художников они представляют.

- Посмотрите сайты галерей и подумайте, насколько к месту придутся здесь ваши работы.

- Поговорите со знакомыми художниками, пусть они посоветуют вам, с какой галереей сотрудничать.

- Если вы анималист, не советую вам обращаться в галерею, специализирующуюся на абстрактном искусстве. Хотя иногда это работает… Я пришел в галерею художественного стекла, их стены, в основном, пустовали. Показал им мои натюрморты и предложил серию работ со стеклянными вазами. Им понравилась идея, мы начали сотрудничать.

- Посмотрите на галерею глазами коллекционера, а не художника.

- Посмотрите, как персонал приветствует и общается с вами, насколько они учтивы и профессиональны.

- Осмотрите экспозицию, насколько качественная развеска и освещение.

- Попросите прайс, посмотрите, вписываются ли ваши расценки в их ценовой диапазон.

- Соберите отзывы художников о галерее (если я не знаю, какая у галереи репутация, я обзваниваю нескольких художников и узнаю, не задерживает ли галерея выплаты!)

- Попробуйте представить себе экспозицию ваших работ в галерее и оцените ее, в сравнении с другими художниками галереи.

- Поиск правильной галереи – это процесс отбора. Чем больше галерей вы посетите, тем больше информации у вас будет, чтобы сделать правильный выбор.

ОК, у вас есть список "целевых галерей", это очень хорошо. Что дальше?

Шаг 3. ПЕРЕД посещением галереи

- Успешная галерея с хорошей репутацией каждую неделю имеет дело с десятками художников, желающих быть представленными в ней.

- Художник должен очень постараться, чтобы его заметили на общем фоне.

- Подготовьтесь, посмотрите на сайте галереи ‘artist submission policy’ (специализация галереи и правила работы с художниками), следуйте их указаниям.

- У многих галерей, особенно в элитном сегменте арт-рынка, конкретные, специфические  требования и правила. Что часто означает необходимость представить работы для ознакомления.

- Или вы можете изобразить из себя бунтаря и сделать все по-своему!

Если вы воспользуетесь этим списком, то почувствуете себя уверенным и подготовленным к визиту в "целевую галерею". Помните, вы эксперт в том, что продаете, потому что вы продаете СЕБЯ!

Часть 2. Олеся Суджан, создатель и директор галереи "Квартира S", главный редактор журнала "Cabinet de l’Art": Рано или поздно любой художник приходит к мысли, что он хочет сотрудничать с галереей. И это правильно, так как, во-первых, на протяжении многих лет в нашей стране галереи являются единственным способом выхода на арт-рынок, а во-вторых, чтобы проводить выставки, заниматься продвижением, маркетингом и продажами, требуются знания, силы и время. Далеко не каждый художник способен совмещать творчество с организационной работой, поэтому лучше доверить это дело профессионалам.

И здесь важно задать себе вопрос: "Готов ли я к тому, чтобы меня представляла галерея?".

Универсального ответа не существует, но есть три вопроса, которые помогут понять, имеет ли смысл включать работу с галереями в вашу маркетинговую стратегию:

1. Почему я пишу картины/ делаю фотографии/ занимаюсь искусством?

2. Хочу ли я продавать свои произведения?

3. Смогу ли я работать в тандеме с галереей?

Дальше все просто. Если искусство для вас просто удовольствие, а продвижение и продажи – не главное, то галерея будет только отвлекать вас от любимого хобби. Но если вы настроены на серьезное сотрудничество и ВЗАИМОдействие с галереей, обладаете четкой позицией и идеями, готовы много трудиться, писать новые работы, двигаться вперед в своем творчестве и хотите, чтобы искусство стало вашим источником дохода, то смело завязывайте такие отношения.

В наше время начать сотрудничество с галереей несложно: достаточно написать на электронную почту. Важный момент: не занимайтесь слепо "спамовой" рассылкой, отправляя письма по всем адресам. Изучите внимательно сайты галерей, которые вам нравятся, представленных там художников, проекты и выставки. Если вы видите, что ваше направление в искусстве совпадает с галерейной концепцией и форматом, то отправляйте письмо с краткой биографией и фотографиями нескольких работ.

Хочу теперь сказать о том, чего точно не стоит делать: некоторые художники, желающие попасть к нам в галерею, приходят на презентации наших экспозиций со своими портфолио, буклетами и так далее и пытаются наладить сотрудничество "по-быстрому".

Нужно понимать, что на вернисажах и выставках наших художников мы заняты только тем, что связано с художниками, чьи работы мы презентуем. Поэтому советую не тратить свое и наше время и, чтобы познакомиться, показать свои произведения и узнать условия сотрудничества, писать сразу на почту.  

Письма, которые приходят на адрес галереи, рассматривают кураторы и руководство. Попасть в нашу базу и на сайт может как новичок, так и представленный на арт-площадках автор. Здесь я говорю именно о галерее "Квартира S"; у нас своя ниша, нам интересны разные направления: мы открыты всему новому, хотя и традиционное нам близко. Современное искусство должно быть разным.

У нашей галереи четыре куратора: это специалисты с искусствоведческим и художественным образованием, опытом работы в сфере декора интерьеров и проведения международных выставок. Они, а также руководство галереи, опираясь на собственный художественный вкус и коммерческое чутье, отбирают художников и их работы, а также выступают кураторами проектов. Иногда мы привлекаем кураторов "со стороны": например, на выставке наших художников во Франции "La Route des Vins" куратором была ученица Сальвадора Дали, преподаватель Академии Искусств Бандоля Женевьева Канто, а курировать проект "Человек и космос" мы пригласили Жоржа Климофф – переводчика Юрия Гагарина и организатора многих международных фестивалей.  

Главная задача галереи – продвижение художника и продажа его произведений. И здесь важно ВЗАИМОдействие. Некоторые художники думают, что отправив работы в галерею, можно расслабиться и ждать продаж. Нет, это только начало большого пути: сейчас очень много шума и информации, поэтому, чтобы пробиться, нужно работать одновременно в разных направлениях. Галерее легче работать с проактивным автором. Всегда больше толка, когда не только мы привлекаем посетителей, но и художник прикладывает усилия. Чем больше вы рекламируете свою выставку среди друзей, коллег и заинтересованных в вашем искусстве лиц, тем больше людей придет к вам на вернисаж — а это всегда повышает шансы на продажу.

Еще один важный момент в отношениях "художник-галерея" это доверие. Выбрав галерею, вы получаете не только агента, но и профессионального друга. Будьте готовы принимать советы и предложения в сфере маркетинга и продаж. И не стесняйтесь обращаться за советами! Многие художники очень капризны в этом смысле, считают, что лучше разбираются в продаже своих работ.  У нас только один ответ в таком случае: открывайте свою галерею и стройте продажи так, как вам кажется лучше.

Речь идет именно о маркетинговых вопросах, в художественной части мы стараемся прислушиваться к  автору: если нужно, чтобы в центре экспозиции стоял слон – он будет там стоять. Например, на выставке Екатерины Лебедевой "Жар творчества" по желанию художницы в центре зала была установлена огромная инсталяция – деревья и цветы из пластика – фрагменты картин. Если какая-то креативная задумка является частью художественного  замысла, мы всегда готовы поддержать.

Наличие доверия не отменяет подписание договора между художником и галереей. После того, как мы и художник понимаем, что подходим друг другу, мы обсуждаем условия. У нас есть неэксклюзивный договор сотрудничества, в котором зафиксированы все самые важные моменты нашей работы. Но это не догма, и мы всегда готовы выслушать предложения. Некоторые художники жалуются, что галереи берут себе высокие проценты с продаж, однако хочется напомнить: кто бы ни продвигал и ни продавал ваше искусство, он заслуживает платы. Продавать — нелегкий труд, и чем хуже дела в экономике, тем он тяжелее. Чтобы познакомить общественность с произведениями автора, мы проводим немалую маркетинговую и организационную работу: начиная от продвижения через сайт и соцсети, заканчивая проведением больших вернисажей, участие в которых является бесплатным для наших художников.

Цены на картины галерея "Квартира S" устанавливает вместе с автором. В первую очередь мы смотрим на спрос – за какую суммую наш клиент мог бы купить такое произведение. А для оценки работ начинающих художников есть такой способ: провести аналогию с западными авторами примерно такого же возраста, образования, техники работы и истории развития и разделить на полтора.

Вообще, в современном мире перед художником открыты все пути продвижения своего творчества. Можно рассказывать о себе на интернет-площадках, участвовать в биеннале и коллективных вернисажах, ездить на международные выставки – главное учиться сотрудничать и доверять профессионалам. Галереи – это грамотный координатор для творческой личности, мотиватор, чтобы не останавливаться, и иногда даже необходимый «пинок», чтобы раскрыться в искусстве.

Часть 3. На вопросы о работе с галереями отвечает Жвания Реваз Климентьевич, основатель и владелец галереи коллекционного искусства DiDi.

Как художнику начать сотрудничество с галереей?

Это зависит от многих факторов — от направленности галереи, возраста художника и т.д. Сотрудники галереи наблюдают за общими тенденциями в современном искусстве, посещают выставки и биеннале, знакомятся с художниками, посещают их студии. Так же сам художник должен посещать подобные мероприятия, заводить знакомства. В современном мире существуют электронные носители, которые дают возможность представить себя. Самый простой и распространенный способ — прислать портфолио на электронную почту галереи. Любую известную галерею можно найти в соцсетях.

Вы принимаете работы художников “со стороны” или кто-то должен рекомендовать вам художника?

Если художник подходит к концепции галереи и соответствует заявленным требованиям, мы можем прининять его вне зависимости от рекомендаций. Художник, безусловно, должен предоставить портфолио своих работ и проектов, в которых он участвовал. Но самое главное — прежде чем обращаться в галерею, он должен изучить направление ее деятельности, чтобы избежать неловких ситуаций. Такая подготовка говорит о серьезных намерениях художника.

Как и когда лучше связываться с галереей?

У некоторых галерей есть приемные дни, но сейчас это редкость. Для начала художник присылает на электронную почту свое портфолио. Квалифицированные специалисты, работающие в галереи, оценивают его работы и дают ответ. Если художник подходит галерее, назначается встреча.

Занимается ли галерея продажей работ? 

Ествественно, любая галерея занимается продажей работ — в этом и заключается ее отличие от музея. С ценой ситуативно — если художник начинающий, цену устанавливает галерея, а далее уже возможно ее увеличение. Есть такое понятие, как Арт-рынок. Он определяет ценообразование на работы того или иного художника в зависимости от его продвижения и востребованности.

Высока ли вероятность продажи? От чего это зависит, по вашему мнению?

Это очень комплексный вопрос. Продажа работы зависит от множества факторов: техническое исполнение, направленность, талантливость художника, в конце концов. В каких-то случаях решающую роль играют известность и возраст произведения. И все это всегда зависит от общего культурного, политического и экономического фона. Спекуляция в искусстве недопустима.

Что еще важно знать художнику при работе с галереями? 

Ни один уважающий себя галерист не станет сотрудничать с художником, который не трудолюбив и имеет в мастерской всего несколько работ. Другое дело — когда художник действительно работает, разваивается, совершенствуется, следит за тенденциями. В таком случае галерист может подписать с художником договор или соглашение для дальнейшего сотрудничества и продвижения этого художника как внутри страны, так и на международных выставочных площадках.

Галерейный мир связан или разобщен? Если художник не подойдет, есть ли шанс, что его порекомендуют другой галерее?

Галерейный мир не связан и не разобщен, а скорее обобщен. Если мы имеем дело с талантливым художником, который по каким-то причинам не подходит концепции, мы всегда даем рекомендации и перенаправляем его в другие галереи. Чем больше талантливых художников, тем красивее становится мир.

Почитать еще: 

- Как галереи работают с художниками. Что необходимо знать о продажах в галереях