Публикуем интервью с Денисом Куксовым (Санкт-Петербург), победителем нашего конкурса "Живопись маслом" (2018).

Денис о себе: Я из Мордовии. Родился и учился в городе Саранск. С детства любил рисовать. Всегда очень нравилось изображать людей. Тяга к портрету началась еще в школе. Позировать мне редко кого удавалось уговорить и я перерисовывал с фотографий родственников, звезд кино и спорта.

Профессиональное образование получил в Саранском художественном училище, на живописном отделении. Затем было обучение по специальности "Дизайн интерьера", но с дизайном не заладилось, живопись перетянула на свою сторону. Начались выставки, творческая жизнь. Также во время учебы в университете я преподавал живопись и рисунок в художественном училище.

Начинал я свои творческие поиски в графике, смешивая техники и материалы, затем работал в основном маслом, но тоже периодически пытаясь пересмотреть свой подход к материалу, полученный во время обучения. Сейчас я больше работаю акрилом...

Мой любимый жанр портрет, а также городской пейзаж.

В каком возрасте вы впервые почувствовали себя художником? Что повлияло на ваш выбор профессии?

Однажды я встретил знакомого, который в школьные годы ходил со мной в художественную школу, но связал затем свою жизнь с другой деятельностью, и он спросил меня: “Ну что, ты стал художником?” Я спросил, что он под этим подразумевает. Он сказал: участие в выставках, творческая деятельность. Наверно, это очевидно, но меня удивил и поставил в тупик этот вопрос. Потому что меня смутило словосочетание “стать художником”. Сколько я себя помню, я всегда рисовал и участвовал в каких-то выставках. Можно сказать, что профессия выбрала меня.

Каким вы видите назначение живописи? В чем ее цель, смысл в наше время?

Живопись для меня – инструмент общения с миром. Это попытка понять мир, проанализировать, систематизировать его – уловить суть вещей. Каждая картина это микрокосмос, отдельная вселенная. Удивительно, когда на белом плоском холсте прорубается портал в другое измерение. Не важно абстракция или реализм, в картине измерение другое, созданное художником. Удивлять, восхищать, заставлять задумываться, чувствовать. Я думаю, в том числе и в этом назначение живописи в наше время.

Для вас важно мнение зрителя о вашем творчестве? К кому вы обычно прислушиваетесь?

Конечно, мнение зрителя важно. Ведь человек социальное существо и все, что создается человеком, делается для человека. Другое дело влияет ли мнение зрителя на то, что ты делаешь. Я всегда стремился делать то, что я хочу и как я хочу. И когда я вижу одобрение, меня это радует, а если нет, огорчает. Но в первую очередь работой я должен быть удовлетворен, нужно выполнить поставленные перед самим собой задачи, выразить свое видение.

Что вам необходимо для творчества? Какие условия? Что важно во время работы?

Для меня важно уединение. Мне сложно работать, когда кто-то находится рядом. Нужна определенная атмосфера, чтобы погрузиться в некий эфир, уловить какую-то идею, чтобы потом ее развить. Затем когда уже все продумано и идет механическая работа, отрисовка, то уже проще. Уже можно где-то и общаться и радио слушать.

Важен, конечно же, свет. Для живописи только дневное освещение. Когда делаю графику или эскизы, то пользуюсь направленной лампой, которая создает как раз нужную атмосферу уединения, когда вокруг все темно, все скрыто, есть только идея и лист.

На ваш взгляд, художник должен быть голодным или сытым?

Крылатую фразу про голодного художника любят халявщики, которые не хотят платить за работу. Не пытаясь понять ее истинный смысл про духовный голод, про то, что художник постоянно должен пытаться насытить себя новыми идеями, информацией, впечатлениями, желанием постоянно искать, удивлять, восхищать. А когда голоден физически, очень сложно думать о тонких материях.

Какое у вас отношение к собственным работам? Какую свою картину вы больше всего любите?

Больше всего я всегда люблю картину, которая в данный момент в процессе. Конечно, бывают работы более удачные, бывают менее, какие-то со временем мне вообще не нравятся, а какими-то очень доволен. Но про каждую новую работу думаешь, что вот она должна быть самая лучшая.

Как вы выбираете героев для портретов? И то, какую местность запечатлеть на пейзажах?

Главное в живописи передавать эмоции, атмосферу, состояние. В пейзаже я стремлюсь отойти от излишней детализации. Если мы говорим про городской пейзаж, то архитекторы уже все сделали и перерисовывать за ними нет никакого смысла. Мне важно, какое в данном конкретном узнаваемом месте освещение, какой ракурс, как это по пятнам разложить на холсте. Картину можно написать в любой местности. Нужно просто увидеть композиционно красивое пятно.

В портрете то же самое. Главное фактура. В определенном освещении, в интересно найденной цветовой гамме героем портрета может стать любой и, если все замешано правильно, портрет будет интересным. А выбор героев происходит по-разному, в зависимости от задачи. Я делаю портреты известных личностей, интересных мне. Как просто портреты, работая с фактурой лица, так и сочиненные образные картины, обыгрывая характер или деятельность героя. Я люблю музыку и кино, поэтому много портретов посвящено этим видам искусства. Часто пишу родственников, когда делаю картины образы. Например, у меня есть серия “Времена года”, в которой четыре аллегорических портрета моей супруги. Она часто выступает для моих работ, как актриса в кино, для создания того или иного образа.

Чтобы нарисовать портрет, требуется пообщаться с человеком?

Я думаю, пообщаться это больше к психологам, а у художников это как-то по-другому работает. Художники визуалы. И все, что нужно, наверное, видно во взгляде, в осанке, в жестах.

Были ли у вас периоды творческого кризиса? Если да, как из него успешно выбраться?

Мне кажется, это относительное понятие. Что считать творческим кризисом? Бывает, какую-то работу легко делаешь, а какая-то не идет. И все в один и тот же период. Это кризис? Не знаю. Не нужно думать про кризис. Наверно, нужно переключаться. Не идет одна работа, отложи на время, займись другой. Не получается портрет, пиши пейзаж. Отложи кисть, порисуй графику.

Вы стремитесь к известности? Что вы делаете, чтобы стать известнее?

Я стремлюсь, чтобы мои работы были известны. Как и любой, кто что-либо производит. Пекарь печет хлеб и стремится, чтобы его пекарню знало как можно больше людей и покупало у него его самый вкусный и всегда свежий хлеб. Дизайнер мебели стремится создать самый удобный стул. Для этого нужно усердно работать и искать способы показать людям то, что ты создал. Я стараюсь принимать участие в выставках, выставляю работы в социальных сетях, участвую в различных творческих конкурсах. Во многих из них участвую благодаря краудсорсинговой платформе CITYCELEBRITY.

Это важно для художников: участвовать в конкурсах?

Участвую в конкурсах по мере возможностей. Когда успеваю отследить, когда тема мне близка, когда есть возможность оплатить взнос, если он есть. Творчество это, конечно, не спорт и критерии оценки очень субъективны, но они есть. И, я думаю, участвовать художникам в конкурсах важно. Это и одна из возможностей показать творчество, посмотреть на него со стороны и сравнить с творчеством коллег. Может что-то после это изменишь, дополнишь, или наоборот, осознаешь, что движешься в правильном направлении.

Спасибо!