Как воспринимать критику, критиковать – и получать от этого пользу

Оригинал опубликован на сайте: www.creativebloq.com

Перевод: Оксана Попова

Для художника один из самых важных способов расти — критика. Иногда у вас нет выбора: когда вы студент, вас критикует преподаватель, когда вы наемный работник — креативный директор. А иногда вы сами ее ищете. Так или иначе, это хороший способ понять, как развиваться дальше. 

Есть лишь одна проблема. Мы все люди и не любим, когда нас критикуют. 

«Работая иллюстратором и концепт-художником, всегда боишься момента, когда надо показывать свою работу, – признает Лойк Циммерманн, арт-директор MPC и преподаватель в Gnomon. – Мы все хотим, чтобы нас похлопали по спине».

Прятаться — большая ошибка. «Обратная связь от коллеги о выполненной для себя или на заказ работе неоценима, – говорит Дрю Уитмор, главный художник в Atomhawk. – Потому что все теряют целостное восприятие произведения, пока они над ним работают. Отзывы помогают увидеть свое творчество свежим взглядом».

Лойк соглашается: «Научитесь принимать критику и вырастите как художник. Всего лишь надо научиться не принимать ее на свой счет. Никто не наймет человека, который вспыхивает от гнева каждый раз, когда работа выносится на обсуждение, каким бы талантливым он ни был».

Итак, что вы можете сделать, если критика вызывает у вас слишком много эмоций? 

В этом случае нужно еще чаще получать критику, предлагает Дрю. «Когда вы слишком сильно цените свое произведение и получаете мало обратной связи, она может обидеть, если в ней будет что-то, что вас обеспокоит, – объясняет он. – Вам придется натереть эти мозоли».

Воспринимайте критику как помощь, а не атаку

Также важно отступить на шаг назад и проявить понимание к человеку, дающему критику. 

«Получение жесткой критики может быть воспринято как личная атака, ведь вы вложили столько времени, энергии и эмоций в создание произведения, – говорит американский художник Дэниел Уоррен. - Но если кто-то старается дать вам в первую очередь тщательно обдуманную критику, тогда это означает, что они вложились в ваше развитие и стараются помочь вам вырасти. Поэтому воспринимайте ее как то, чем она является: помощь от человека, который, возможно, сталкивается с теми же вещами, что и вы».

Короче говоря, критический разбор часто может восприниматься как нападки, но это не одно и то же. Нападки основываются лишь на субъективном, личном мнении – нравится ли ваша работа кому-то или нет. Критический разбор, напротив, должен быть сугубо объективным и отвечать на центральный вопрос: добивается ли произведение того, что художник планировал?

«Многие художники часто путают критику с высказыванием мнения о качестве их работы и их ценности как художника, – говорит Паскаль Бланш, французский арт-директор и фрилансер. – Но критика – не про вас. Процесс нацелен на то, чтобы улучшить финальную версию вашего произведения. Как только вы это признаете, вы начнете помогать человеку, который критикует вашу работу, и направлять его, обсуждая проблему и сохраняя здравый смысл». 

И заметьте, что «обсуждать» — не значит «спорить»: это не перетягивание каната, а процесс конструктивного диалога. Вот настрой, с которым Сара Робинсон, креативный директор Paizo в Сиэттле, подходит к восприятию критики. 

«Я обычно спокойно даю человеку высказаться, – говорит она. – Я могу быть не согласна с ним, но в таком случае просто продолжу работу и внесу требуемые изменения, чтобы дать увидеть, как это будет выглядеть, и объясню ему, почему это не сработает».

Прежде всего вы не должны чувствовать себя выделенным из толпы,через критику проходит каждый художник.

«Вся визуальная информация открыта критике, – подчеркивает Сара. – Если не можете это принять, возможно, вы неправильно выбрали сферу деятельности».

Плацдарм для анализа и дальнейшей работы

В качестве награды вы сможете использовать полученную обратную связь, чтобы улучшить творчество.

«Как вы это будете делать, зависит от разных ситуаций, – говорит Дрю. – Но вы либо сможете внедрить предложенные решения или использовать критику как плацдарм для анализа вашего изображения, – говорит он. – Даже если я не согласен с какими-то моментами, возможно, все же есть, что поправить. Я пытаюсь не использовать предложенный мне способ, а найти другие пути решения, чтобы все же сохранить то, что мне нравилось до этого». 

«Самое важное — не переставайте просить критику, потому что без нее ваше творчество, скорее всего, остановится в развитии, – говорит Лойк. – У меня были коллеги, свежие после обучения, они горели творчеством, а потом медленно угасали с годами, будто на них лежит слой пыли. Пламя в глазах просто гаснет. Вот почему вы постоянно должны критически оценивать свою работу и показывать ее людям, которые помогут вам стать лучше». 

Не бывает так, чтобы художник был слишком успешным для критики. 

«Даже лучшие люди, кого я знаю, спрашивают чужого мнения, – подчеркивает Лойк. – Вы не ждете, что Джереми Манн скажет: «Эй, что ты думаешь об этой картине?» – но он говорит, потому что он любопытный. Даже самым состоявшимся, самым сильным людям интересно».

Скажите что-нибудь полезное

Как профессиональный художник вы не только будете получать критику, вас будут просить критиковать работы коллег. Как мы уже заметили, никто не любит слышать негативные замечания о своем творчестве. Как вам справиться с этим?

«Дипломатия – ключевой фактор, но смягчение правды – не выход», – говорит Сара Робинсон, которая регулярно оставляет отзывы о работах других художников на конвентах.

«Услышать правдвот что поможет, – подчеркивает она. – Мы все хотим стать лучше, и если нам все время будут говорить, что мы классные, тогда не будет шансов достичь следующего уровня».

Дейв Рапоза, художник игр и фильмов, который только что запустил свой комикс под названием «Стив Личман», соглашается. «Утаивая правду, вы никому не окажете услугу, – говорит он. – Люди ищут кого-то, кто будет честен. Помните: они просят критики. Если они хотят комплиментов, им нужно четко это обозначить». 

Однако вам не надо просто выплевывать свои личные взгляды на работу, говорит Лойк Циммерман. 

«Это не про вас и то, нравится вам это произведение искусства или нет. Это про то, что художник пытается сделать, и как он движется к своей цели».

«Критика требует, чтобы вы сделали больше, чем просто посмотрели на произведение; она про понимание стремлений, стоящих за ним», – соглашается американский художник Дэниел Уоррен, который в последнее время работает с Дейвом Рапозой над «Стивом Личманом». 

Дэниел раньше регулярно критиковал художников онлайн на Livestream и Twitch, и все еще делает это для тех, кто пишет ему по электронной почте. 

«Обычно я сначала пытаюсь определить, в какую сферу они пытаются попасть, – объясняет он. – Концепт-арт? Книжная иллюстрация? Комиксы? И затем я формулирую критику согласно тому, что нужно, чтобы попасть в эту сферу. Так выше шанс того, что критика будет к месту. Это показывает, что вы действительно потратили время, чтобы осмотреть работу, а не просто даете шаблонные ответы, которыми отмахиваетесь от всех, кто обращается за помощью».

Дайте себе время на ответ

Дрю Уитмор согласен, главное — не торопиться. 

«Не начинайте критиковать тут же, – советует он. – Посмотрите на изображение пару раз, с перерывом, и это даст вам лучше понять проблемы. И старайтесь быть конструктивными, а не просто критичными». 

«Всегда старайтесь предлагать решение, – подчеркивает Дрю. – Выделите, что считаете неправильным и почему, а потом, что по вашему мнению они должны с этим сделать. Если вы не можете навскидку предложить решение, хорошо обсудить его вместе с художником и задать ему несколько вопросов. Часто они сами придумывают хороший вариант».

Чтобы убедиться, что вы не скатываетесь в негатив, Дэниел рекомендует использовать схему «сэндвич». 

«Формула — позитивное, негативное, позитивное, – объясняет он. – Помните, что критика — не только негатив. Важно также обозначить, какие ходы работают, какие есть сильные стороны. Для каждых двух слабых сторон старайтесь найти сильную сторону. Например: «Над анатомией нужно поработать, особенно над пропорциями рук. А вот дизайн костюма отличный: он уникален и выделяет персонажа. Может, лучше поднять освещение, чтобы выделить костюм». 

Договоритесь о границах критики

Лойк добавляет, что важно в самом начале прояснить с художником, насколько он открыт к критике своей работы. «Я обычно спрашиваю: «Как далеко я могу зайти? Вы закончили работу и спрашиваете из вежливости, хотя в конечном счете не готовы ничего менять? Или есть что-то, что вы, правда, хотите улучшить?». Мне кажется, вот с чего, по-хорошему, надо начать». 

Помните, здесь нет «правильного» варианта: ваше мнение — второе, а не единственное и окончательное. 

«Помимо базовых вещей, лежащих на поверхности, таких как перспектива, анатомия и освещение, многие вещи очень субъективны, – говорит Дрю. – В работе с клиентом проще, потому что, к счастью, от клиента идет четкая установка. Однако с работой, сделанной художником для себя, вам нужно подумать, куда он направляется. В качестве плацдарма для обратной связи можете сослаться на других творческих людей, которые успешны в том, что этот конкретный художник пытается сделать. Чтобы человек знал, что вы не хотите увести его туда, где он не хочет оказаться».

Мыслите масштабно, не мелко

Важно не увязнуть в деталях, говорит Дэниел. «Придерживайтесь трех главных проблем, которые вы видите в работе, а не поражайте человека каждой мелочью, которая вам кажется неправильной, – советует он. – Это помогает художнику, которого вы критикуете, сосредоточиться на больших, важных проблемах и не растеряться».

Обращайтесь к человеку так же дружелюбно, как вы бы хотели, чтобы обращались к вам. 

«Дело не только в том, что вы говорите, но и в том, как вы это говорите, – говорит Дейв. – Важно раскрыть, почему что-то не работает и как это улучшить; не нужно вредничать. Должен быть баланс между вами, оба должны быть чувствительны друг к другу».

Лойк верит в легкость общения: «Я считаю, юмор работает во всем в жизни. Каждый раз я начинаю свои занятия с забавных историй. И нужно говорить о хороших вещах со страстью. Потом будет проще сказать: «Итак, почему ты облажался? Здесь интересное направление, но нужно ему следовать на всем протяжении работы».

Статья изначально была опубликована в выпусках 155 и 156 Imagine FX, мирового журнала-бестселлера для цифровых художников.