Оригинал статьи опубликован на сайте designyourway.net. Перевод: Екатерина Сумина

Дополнения, отмеченные курсивом, взяты из статьи "How to Become a Comic Book Artist". Перевод: Полина Мамышева

Вы прочитали свой первый комикс, он запал вам в душу и вы задумались, как же можно сделать его самому?

С увеличением количества фильмов, снятых по мотивам комиксов ("Deadpool", "Стражи Галактики" и пр.), продажи комиксов увеличились в десятки раз: такого подъема индустрия графических историй не знала давно.

Десятилетиями комиксы захватывали воображение… Этот формат дает художникам и писателям много свободы и возможностей для сотрудничества. Вы можете создавать удивительные миры, представлять новых персонажей и сюжеты.

Если вы решили начать собственный комикс, знайте, что это сложный и трудоемкий процесс, из множества шагов. Он кажется пугающим, когда вы новичок и еще не публиковались.

Так же, как индустрия дизайна, сфера рисования комиксов – место сильнейшей конкуренции. Чтобы преуспеть, нужно обладать талантом и упорством. И несмотря на то, что создателем комиксов может стать почти каждый, есть умения, которыми нужно овладеть.

Ниже приведены советы, которые помогут вам научиться.

Читайте книги о создании комиксов

Один из лучших способов - читать тех, кто уже преуспел. Опирайтесь на опыт экспертов, это избавит от множества ошибок и подскажет вам, как двигаться вперед.

Вот несколько хороших книг:

- Understanding Comics and Making Comics by Scott McCloud ("Понимание комикса", Скотт Макклауд)

- How to Make Webcomics by Scott Kurtz, Kris Straub, Dave Kellett, and Brad Guigar ("Как создавать веб-комиксы", Скотт Кертц, Дэйв Келлетт и Брэд Гигар)

- Unnatural Talent by Jason Brubaker ("Неестественный талант: создание, печать и продажа комикса в цифровую эпоху", Джейсон Брубейкер)

Вдохновляйтесь идеями

Вы должны верить в идею своего комикса и хотеть поделиться ею с другими. Работать будет легче, если вы по-настоящему любите то, что делаете, и вам важно то, что вы хотите сказать. Вложенные силы скажутся на результате.

Моделируйте персонажей

Поскольку большинство (если не все) комиксов подразумевают наличие главного героя и нескольких второстепенных персонажей, иллюстратор должен в совершенстве уметь рисовать человека: герои должны выглядеть естественно и правдоподобно.

Потратьте время и разберитесь, как рисовать персонажа. Сделайте его набросок на листе или, если позволяют ресурсы и навыки, смоделируйте из глины или в 3D.

Дизайн героев - важная часть комикса. Вам придется снова и снова рисовать своих персонажей, изображать их в разных позах или среде. Чтобы не перерисовывать персонажей на полпути, надо оттачивать этот навык.

Улучшайте технику рисования

Очевидно, необходима способность к рисованию. Кроме того, нужно быть творческим человеком, обладать яркой фантазией и способностью руководить. Так как многие журналы комиксов иллюстрируются не вручную, а на компьютере, художники должны владеть программами для создания иллюстраций (Abode Photoshop и Illustrator).

Детализированные, подробные изображения - это прекрасно, но у вас уйдет много времени на их прорисовку и раскрашивание, и вы будете рисовать комикс долго, тем более, если в планах больше, чем один выпуск. Нужно уметь рисовать быстро или пользоваться технологиями.

Полезным вариантом будет освоить инструменты графических редакторов. Вам не обязательно делать контуровку каждой странички вручную - просто добавьте контраста линиям карандаша в фотошопе или другой программе и вы можете сэкономить часы работы.

Сконцентрируйтесь на сильных сторонах

Есть идея, но на реализацию не хватает навыков? Запишите ее, чтобы позже обдумать, чему учиться.

Рисуйте то, что вам нравится. Раз вы ужасно изображаете гигантских роботов или животных, не о них должен быть ваш комикс. Не стоит начинать учиться рисовать что-либо, когда вы уже в процессе создания комикса.

Изучайте основы

Сфера рисования комиксов очень специфична, и приобретение опыта на ранних этапах обучения будет полезно. Вы можете быть иллюстратором в газете колледжа, сотрудничать с издательским домом или подрабатывать фрилансом, вступать в ассоциации и организации людей со схожими интересами и принимать участие в конференциях. 

Существует немало способов покорения индустрии комиксов, и наличие диплома в этой области ценится очень высоко. Хотя сам диплом необязателен, опыт, который вы получите, поможет найти работу и стать мастером. Если вы не хотите учиться 4 года в университете для получения диплома, его можно получить, посещая частную художественную школу. Художественные школы предлагают специализированные программы для иллюстраторов с упором на рисование комиксов, графических историй, манга и аниме.

Знание основ приведет вас к лучшему результату. Художникам комиксов важно знать, как выглядит что-то в движении, как на самом деле работает человеческое тело. Изучите анатомию, купите книги, пройдите курсы. Используйте справочную информацию.

Не менее важны другие базовые техники изображения, например, перспектива. Даже в самых эксцентричных по стилю комиксах заметно знание основ. Авторы знают, как и когда их нарушить для достижения лучшего эффекта. И понимают, чем определенная сцена или персонаж могут зацепить читателя.

Выработайте собственный стиль

Приступая к работе над комиксом, определитесь, в каком стиле он будет. Стиль должен быть единым и гармоничным, а не хаотично меняться от страницы к странице.

Вы можете внезапно вдохновиться чьей-либо работой, идеей, техникой. Вам решать, воспользоваться ими или нет, но внесенные поправки должны соответствовать изначальному замыслу и стилю.

От комикса к комиксу стиль может меняться: это позволит проводить различие между каждым из них и экспериментировать с идеями. Правило актуально и для серий комиксов, в создании которых нужно быть особо последовательным, чтобы не сбивать читателя с толку.

Советы, как продуктивно работать над комиксом:

- В основном, комиксы печатают в CMYK. Печать изображения, конвертированного из RGB в CMYK, дает потрясающе четкие цвета. Но, возможно, вы найдете другой, подходящий для вас вариант.

- Рисуйте в формате RGB, а печатайте в CMYК. Нужно лишь конвертировать файл из одного формата в другой. Сохраните файл не только в CMYК, но и в RGВ со всеми слоями: его, возможно, понадобится изменить или использовать как ссылку.

- Создавайте комиксы с разрешением минимум 300 dpi. Комиксы Marvel и DC печатаются с разрешением 450-600. Не забудьте, что при печати изображение все равно сжимается.

- Если вы хотите, чтобы обложку комикса можно было печатать как постер, требуется разрешение в 600 dpi. Обдумайте, какой формат будет для вас приемлемым.

Комикс шаг за шагом, или Как стать автором комиксов

Автор комиксов или графических историй представляет работу в виде серии рисунков. В создании комикса может принимать участие целая команда. Один из художников может рисовать главного героя комикса, в то время как остальные работают над прорисовкой второстепенных персонажей, а писатели пишут сценарий. Исполнители могут меняться ролями: например, художник может быть привлечен к разработке сценария.

Придумайте сценарий

Художник должен уметь рассказать историю, которая проведет читателя через последовательность событий, описанных рисунками. Возможно, у вас нет писательского дара, но вы должны представлять сюжетную линию от начала до конца, прежде чем станете иллюстрировать ее.

В комиксах есть сюжет и диалоги. Даже если вы хотите «немой» комикс без текста, где повествование изложено в картинках, вам нужно придумать для него историю.

Хорошие комиксы построены в соответствии с правилами сторителлинга. Учиться писать графический роман - все равно что учиться писать для других видов медиа, например, кино или телевидения.

Комиксы строятся на рассказах о повседневной жизни, недавних событиях, модных течениях и фантастических мирах.

Обычно все начинается с какой-нибудь мысли или вопроса, например, «что бы произошло, если бы инопланетяне вторглись в Англию 1860-х?». Можно начать с конкретного персонажа, будь то супергерой, оборотень или обычный человек, попавший в экстраординарную ситуацию.

Писатель дает комиксу структуру повествования, ритм, место действия и персонажей. Объем и вид его работы может быть разным: сочинить примерный сюжет, дать рекомендации по созданию персонажей и панели, подсказать, где добавить ту или иную фразу или диалог.

Некоторые сценарии бывают предельно детализированными, описывающими, как все должно выглядеть. Другие, наоборот, дают общие указания о том, что примерно должно быть на каждой странице.

Стоит подумать о том, кто будет писать сценарий: один или несколько человек или вы сами, если у вас есть желание и навыки.

Над большинством комиксов совместно трудится команда специалистов. Писатели и художники должны делиться планами и задумками друг с другом.

Полезные навыки для писателей:

- Знать грамматику и орфографию.

- Иметь живое, сильное воображение, которое упростит процесс генерации идей для сценария, места действия, персонажей.

- Уметь эффективно общаться с коллегами, чтобы быть уверенным, что все детали проекта связаны в единое целое.

- Тренировать гибкость, что избавит от стресса и поможет спокойно выполнять свою работу. Не всегда все идет так, как вы планировали. Коллеги или издатель могут не согласиться с вами, предложить или потребовать что-то другое.

- Сдавать работу в намеченный срок. Просрочив дедлайн, можно подорвать работу целой команды и завоевать репутацию безответственного человека.

P.S. Последние три пункта верны и для художников.

Еще несколько советов для тех, кто хочет стать писателем комиксов:

- Интересную задумку легко потерять, когда вы храните ее лишь в голове. Держите при себе блокнот или телефон для записей, чтобы знать, где потом искать идею для проекта. Не стесняйтесь добавлять к заметкам изображения, которые будут источником вдохновения.

- Вооружиться по старинке ручкой и бумагой или использовать компьютер? Многие писатели по-прежнему выбирают бумагу, например, Нил Гейман. Правда, в конце концов, все равно придется переносить текст на компьютер.

- Словарь поможет сделать текст лучше, избежать использования банальных слов или их повтора. Много читайте. Чтение поможет вам не только лучше писать, оно может натолкнуть на интересную идею. Не ограничивайтесь чтением комиксов или графических романов, читайте любые книги, которые вам понравились.

- Ведите собственный сайт, где вы можете общаться с читателями, рассказывать о своих проектах, а также использовать его как резюме.

- Лучший способ стать писателем – начать писать. Все советы будут бесполезны, если вы не практикуетесь.

Спланируйте макет комикса

Каждая страница должна удерживать интерес читателя.

После того, как сценарий готов, следующий шаг - подумать, как «разбить» вашу историю по страницам, составить план расположения всех элементов комикса на каждой из них.

Хороший вариант - заканчивать страницу клиффхэнгером, так читателю будет интересно продолжение, и это заставит листать дальше.

Если вы работаете над серией комиксов, вам нужно также удерживать внимание читателя от выпуска к выпуску.

Перед контуровкой и раскрашиванием полезно сделать сториборд (раскадровку) вашего комикса. В процессе работы держите сториборд под рукой в качестве черновика. И, конечно, будьте готовы его корректировать.

Не забудьте оставить свободное место для текста в вашем комиксе. Как правило, его добавляют в фотошопе, когда рисунок уже закончен.

Рисунок карандашом (Penciling)

Когда сценарий и сториборд готовы, следующий шаг в создании комикса - нарисовать его. На данном этапе художник работает карандашом, что упрощает внесение изменений или исправление ошибок.

Художник придает сценарию реальную форму. Это малая, но важная часть работы. Многие судят комикс по его «основе» и хороший текст не спасет плохой рисунок.

Если вы хотите заниматься прорисовкой комикса карандашом, нужно уметь:

- рисовать. Изучайте искусство и анатомию, чтобы прокачивать свои навыки. Познакомьтесь с работами мастеров комикса: Джима Ли, Джека Кирби, Джона Кэссадей. Практикуйтесь каждый день. Покупайте книги и проходите курсы.

- визуализировать. Представлять картинку в своей голове, прежде чем изобразить ее на бумаге.

- совместно работать. Комикс - продукт коллективных усилий. Научитесь понимать, в какой момент нужно стоять на своем, а в какой - пойти на компромисс.

- сохранять единый стиль. Вид персонажа в комиксе не должен стилистически меняться. Вполне возможно внести намеренные изменения, но они должны быть вызваны каким-нибудь событием в истории. Постоянство сделает вас лучше как художника и также поможет построить вам профессиональную репутацию.

Советы для тех, кто хочет быть художником комиксов:

- Планшет Wacom станет незаменимым инструментом. Однако процесс рисования комиксов обычно начинается с создания карандашных набросков на бумаге, поэтому поистине необходимой вещью станет набор карандашей мягкостью от 6Н до 2В.

- обзаведитесь хорошими карандашами. Можно пользоваться обычным графитовым карандашом или механическими, которые легче держать острыми.

- пока вы новичок и набиваете руку, для рисования подойдет любая бумага. Но большинство продвинутых художников используют бристольскую бумагу (Bristol Paper/Bristol Board).

- идея может прийти внезапно, например, когда вы вышли прогуляться с собакой. Пусть скетчбук будет при вас.

- организуйте специальное рабочее место. Многие профессионалы используют специализированные столы для рисования. Их можно регулировать под разным углом, и это делает процесс рисования комфортнее. Некоторые из них оборудованы матовым или прозрачным стеклом с подсветкой. С их помощью легче делать скетчи на недорогой бумаге, которые впоследствии будут перенесены на более качественную для финального результата. Не имеет значения, какого типа рабочее место вы предпочитаете, главное - чтобы у вас было свое пространство, выделенное только для рисования.

- храните под рукой справочные материалы: книги по анатомии и другую литературу, картинки-референсы. Если вам нужно нарисовать что-то - найдите соответствующее изображение и повесьте его перед собой в качестве примера, чтобы правильно изобразить свет, тень, позу.

- большинство выбирает графические планшеты, так как с их помощью можно быстро и удобно перенести свою работу на компьютер. Можно использовать их с самого начала, заменив планшетом карандашный рисунок, но, как правило, они применяются на стадиях контуровки, колорирования и леттеринга. Даже если вы предпочитаете работать карандашом, умение создавать комиксы с помощью технических средств поможет вам понять работы других авторов.

- приобретите сканер для оцифровки комиксов. Во-первых, будет удобнее отсылать работы коллегам. Во-вторых, у вас будет резервная копия вашей работы, сделанной на бумаге (бумага может быть легко повреждена).

Контуровка (inking)

Контуровка - следующий этап после рисунка. Контуровщики обводят тушью линии и добавляют глубину цвету. Так работа выглядит трехмерной, четкой, завершенной. Линии карандашей более грубые и тусклые, поэтому, благодаря работе контуровщика, рисунок легче скопировать и раскрасить.

Контуровщиком может быть как отдельный человек, так и сам художник. Иногда люди воспринимают работу контуровщика как простое копирование, но хороший контуровщик - по праву такой же художник. Вы не сможете отправить комикс на распечатку без его помощи.

Примеры известных контуровщиков: Клаус Янсон, Боб Маклеод, Винс Колетта, Джимми Палмиотти и Марк Фармер.

Навыки контуровщика:

- художественные. Насколько толще должны быть линии переднего плана по сравнению с задним? На чем сделать акцент в той или иной сцене? Ответы на подобные вопросы должен знать контуровщик. Ему, так же как и художнику, нужно понимать, как все устроено в рисунке.

- чувство света и тени. Контуровщики работают только с черным и белым цветом и ответственны за добавление глубины в изображение: свет и тень важны для достижения объема, могут сделать картинку более динамичной.

- контуровка делается быстро. Иногда уже почти завершенный проект, возможно, придется поменять полностью. Здесь так же нужно быть гибким и готовым к переменам.

Советы:

большинство контуровщиков рисует тушью, чернилами на основе углерода, которые сохраняют свой цвет после нанесения на бумагу. И все чаще и чаще контуровка комиксов производится с помощью средств компьютерной графики (как правило, фотошопа). Так что стоит их освоить.

- вы можете рисовать чем угодно: специальные инструменты для гравировки, кисти, механические ручки, губки и даже ватные палочки. Иногда дополнительные инструменты могут дать интересный эффект.

- на случай, если вы совершите ошибку, держите при себе замазку. Продвинутые художники просто используют белую гуашь на водной основе.

- используйте линейку, чтобы рисовать идеально прямые линии. В комиксах встречается много прямых линий, например, границы между панелями, и не каждый может их хорошо нарисовать, даже обводя по линии карандаша.

- как и художникам, контуровщикам рекомендуется использовать регулируемые столы для рисования. Также хорошей идеей будет обзавестись регулируемой лампой.

Раскрашивание (Сoloring)

Колористы привносят жизнь в комикс.

Раскраска комикса - это добавление цвета, тени и света к графическому рисунку. Внимание к мелочам: если художник допустит ошибку, люди заметят. Отличающийся цвет волос или внезапно исчезнувшие детали сбивают с толку читателей.

Процесс обычно разбивается на два этапа: набросок - создание флэт иллюстрации (flatting) и прорисовка деталей. Во время первого производится цветоделение, чтобы сориентировать художника, какой цвет будет в определенном месте. Во время второго добавляется больше цветов, а также свет и тень.

Некоторые комиксы вообще не раскрашены, например, «Ходячие мертвецы». Иногда черно-белые работы - попытка сэкономить деньги, а иногда - определенный стиль. Большинство японских комиксов (манга) не раскрашены.

Навыки колориста:

- понимание цвета. Колористы знают теорию и как правильно работать с цветом. Для этого некоторые проходят специальную подготовку, но многие учатся по ходу. Нужно быть терпеливым, регулярно практиковаться и совершенствоваться.

- раскраска - один из последних этапов подготовки комикса, поэтому работа колориста зависит от работы других. Если произошла задержка, то у колориста будет меньше времени. Поэтому колорист должен уметь делать все быстро и аккуратно.

- знание технологий. Сейчас почти все комиксы раскрашиваются с помощью компьютерных программ, и навыки работы с ними очень важны.

Несколько советов:

- большинство колористов работает на компьютерах с операционной системой Mac. Windows вполне подходит для раскраски, но все же именно Mac является стандартом. Умение работать с Mac и iOS будет вашим преимуществом.

- Подумайте над покупкой графического планшета - маст-хэв для многих колористов.

- обычно для раскраски используются Adobe Photoshop и Adobe Illustrator. У них широкий спектр возможностей: все виды цветов, параметры текстур, и множество инструментов, которые сделают процесс раскраски комикса быстрее, точнее и легче. Эти программы вам пригодятся, однако они достаточно дорогие. Есть бесплатные программы, такие как GIMP и Paint.net, но опций у них меньше.

Леттеринг

Леттеринг - это добавление текста в комикс. Текст «двигает» сценарий и позволяет персонажам проявить себя.

Леттеринг не ограничивается диалогами. Он включает в себя заголовки, выноски, звуковые эффекты, авторский текст. В основном, эти элементы добавляют на компьютере, но иногда вручную. Текст помогает читателю следовать за событиями, не пренебрегайте им и проследите, чтобы шрифт легко читался при относительно маленьких размерах.

Знания и навыки художника по шрифтам:

- любовь к языку и знание грамматики. Нужно знать, как передать смысл через текст. Посмотрите на примеры хороших комиксов. Вы заметите, что в них персонажи и вещи будто звучат: «BOOM» изображается заглавными буквами, а шепот - более «мягко».

- знание графического дизайна. Художник по тексту должен думать, как графический дизайнер в момент, когда он создает логотипы, заголовки, спич-бабблы, звуковые эффекты. Какой вид шрифта будет наиболее эффектным? Какой величины должны быть буквы? Подходящий ли размер облака с текстом для этого диалога? Поможет ли читателю тот или иной элемент понять комикс?

- знание компьютерных технологий. Художнику по тексту важно уметь пользоваться такими программами как Adobe Illustrator (стандартная программа для леттеринга), Adobe Photoshop, Indesign. Также можно изучить программы по созданию шрифтов: Fontographer, Fontlab Studiom FontForge. Вы можете использовать Windows, но от вас будут ожидать работы на MAC.

- идеальный почерк. Если вы хотите заниматься леттерингом без помощи компьютера, нужно научиться искусству каллиграфии. Текст должен легко читаться. Если шрифт вышел хорошим, вы даже можете превратить его в свой собственный.

Больше советов:

- работаете ли вы на себя или в компании, вам нужно подумать о способе хранения и передачи ваших файлов.

- если вы хотите заниматься леттерингом вручную, запаситесь карандашами, ластиками и линейками. После того, как вы нарисовали текст карандашом, стоит обвести его по контуру ручкой или чернилами. Чтобы спич-бабблы и другие элементы текста не выглядели разношерстными, купите несколько трафаретов различных размеров.

Редакторы. Печать и публикация. Издатель

Редактор координирует весь процесс создания комикса, тем самым обеспечивая качественный результат. Он выявляет проблемы и принимает меры по их устранению. Редактор проверяет все: текст, цвет, детали сюжета - и делает конечный продукт безупречным.

Печать - следующий шаг после того, как все подписано редактором - производится с помощью офсетной или цифровой технологий. Для комиксов, в основном, используется цифровая.

Издатель отвечает за выпуск комикса.

Нередко он так же занимается и другими вопросами, например, редактированием и маркетингом. Издатель может обеспечить финансирование комикса.

Некоторые авторы продают свои комиксы в Интернете, другие - в магазинах и на тематических мероприятиях (фестивалях). Но вы можете обратиться в специализированные компании (зарубежные примеры: Dark Horse, Image Comics. Diamond Comics является дистрибьютором, обслуживающим магазины комиксов в Соединенных Штатах).

Издателю нужно:

- ориентироваться в бизнесе, уметь общаться, обладать финансовой грамотностью. Издатель знает, что должно произойти, когда и кому можно доверить работу. Нужно, как никому другому, уметь выстраивать отношения, располагать к себе людей.

- уметь отвечать на вопросы: сколько денег должно быть потрачено на создание комикса? Не платите ли вы слишком мало? Или много? Оправдают ли себя дополнительные вложения (например, глянцевая обложка)?

- не давать обещаний, которые нельзя сдержать. Круг людей, причастных к миру комиксов, весьма узок. Однажды разрушив отношения с одним из художников, вы можете вовлечь себя в испорченные отношения и с другими. Будьте честны в вопросах, касающихся сроков, контрактов, оплаты и прочего, и вы сбережете свою репутацию.

Еще несколько советов для тех, кто хочет заняться изданием:

- вам не обойтись без капитала. Платить придется за многое: труд других людей, печать, продажу, оборудование. Даже если вы занимаетесь только цифровыми комиксами, деньги понадобятся.

- не обойтись и без техники. Продумайте, как должен выглядеть комикс в печатном виде, и поищите типографии, которые будут соответствовать вашим запросам.

- можно обратиться в маркетинговую компанию, которая поможет с продвижением вашего комикса, и вам не придется самому выяснять, как и что делается. Но здесь все зависит от денег. Если у вас недостаточно времени, но много денег, то можно нанять того, кто займется пиаром.

- проследите, чтобы контракты были заключены правильно. Все документы должны быть составлены корректно.

- если у вас нет денег, чтобы нанять сотрудника, на первых порах можно попросить помочь друзей.

Маркетинг

Вам стоит подготовить пресс-релизы и рекламу для сайтов и журналов. Пусть о вашем комиксе узнают журналисты и критики, начнут говорить о нем еще до того, как он вышел. С помощью социальных сетей расскажите всем и каждому о вашем комиксе и о том, почему его надо прочитать.

Публикуйте веб-комиксы

Цифровая версия может быть лучшим вариантом для выпуска вашего проекта.

Веб-комиксы, также известные как интернет или онлайн-комиксы, публикуются на сайте автора или таких сайтах как Reddit, Imgur, Tapastic, Webtoons.

Существует множество популярных веб-комиксов, например, Genius Girl и Penny Arcade, xkcd и «Saturday morning breakfast cereal». Они могут быть разными: короткие комиксы вроде стрипов в газетах или, наоборот, большие, с долгой сюжетной линией. Они собирают широкую аудиторию, которая помогает получать прибыль.

Комиксы выходят на регулярной основе (с понедельника по пятницу, три раза в неделю или по выходным) и доступны в бесплатном просмотре, несмотря на то что многие художники зарабатывают с помощью рекламы на сайте и даже продают футболки со своими рисунками.

Обычно сюжеты веб-комиксов более узко специализированы, чем сюжеты печатных комиксов, но это зависит от иллюстратора. Большинство создателей комиксов придерживаются классического способа их создания, однако есть и те, кто добавляют в свои произведения анимацию и музыку.

Накопите хорошее портфолио

Одним из важных пунктов для развития в индустрии комиксов станет наличие у художника собственного сайта и сильного портфолио.

Как отличаются комиксы, так должны отличаться и портфолио художников. Успешный иллюстратор готов представить несколько работ, в зависимости от аудитории, с которой имеет дело: будь то клиент, агентство или компания. Главная задача портфолио, независимо от того, в электронном оно или в печатном виде, - отразить умение художника хорошо рисовать и использовать различные стили.

Кроме того, важно иметь собственный бренд. Возможно, вы прекрасно рисуете и у ваших историй захватывающий сюжет, но если они очень похожи на прошлогодние комиксы, к вашей работе не захочется возвращаться. Создание бренда может занять месяцы и даже годы и состоит в постоянной полировке навыка и набивании руки. Это жизненно необходимо, если вы фрилансер.

Дополнительные источники информации

http://www.capscentral.org/, http://www.comicspro.org/, http://www.reuben.org/, https://www.graphicartistsguild.org/, http://www.theaoi.com/, http://www.aiga.org/