Интервью с Ольгой Лаврентьевой опубликовано в рамках статьи "Нишевое искусство: как комиксы выживают и развиваются в России".

 

Ольга — один из немногих среди опрошенных нами художников, кто выпустил уже несколько книг своих комиксов.

«Процесс двенадцати» — графический репортаж о суде над нацболами, «Непризнанные государства. Одиннадцать историй о сепаратизме» — серия коротких историй о создании микрогосударств в современном мире, «ШУВ» — мрачный детектив про девяностые, где дети на фоне разрухи ведут расследование странной гибели соседа.

Комиксы Ольга любит за сложность, эксперименты с нарративом, широкие возможности для себя как художника и сценариста — в русском авторском комиксе эти две роли часто совмещает один человек.

В комиксе как виде искусства есть литературная и графическая составляющие, говорит Ольга. Комикс обладает всеми возможностями литературного произведения, в нем возможны любые жанры, стили, приемы. То же самое относится к графике. А при синтезе литературы и графики получается нечто уникальное, чего нет в этих двух художественных языках по отдельности. Поэтому писать комиксы сложнее, чем "обычный" текст. И читать комикс, вопреки глупым стереотипам, сложнее. В комиксе больше слоев информации.

Ольга серьезно занялась комиксами в 2008 году после международного фестиваля "Бумфест", на котором увидела "сумасшедшие работы авторов из разных стран".

"Я четко поняла: вот оно! То, что я всегда хотела и искала. И я стала учиться комиксам, в основном сама, набивала шишки, искала почерк. Посылала рисунки на выставки и конкурсы. Потом начала работу над первой книгой..."

Одни сюжеты она берет из реальной жизни, другие присылают близкие, друзья, подписчики.

Работа над книгой начинается с набросков и заметок, которые могут собираться в блокнот годами. Одновременно Ольга читает материалы по интересующей теме, копит информацию и референсы, делает тестовые страницы — ищет стиль будущего комикса.

Ольга считает, что комикс — это особый тип мышления. Писатели мыслят словом, художники картинками, образами, а комиксисты — картинкой и текстом одновременно. Важно, чтобы в голове родилась история, а рисовать, писать сценарий, выстраивать сюжет можно научиться.

В цифровой век Ольга выступает за бумажные книги. Хорошие комиксы рассчитаны на внимательное неспешное чтение, перелистывание страниц. А еще они строятся разворотами, поэтому оценить многие "фишки", читая с экрана, трудно.

У Ольги есть опыт издания собственных комиксов тремя способами.

Первый комикс, "Процесс двенадцати", в 2014 году помогли издать друзья и герои книги. На второй, "Непризнанные государства. Одиннадцать историй о сепаратизме" деньги собирались с помощью краудфандинга, в сети. В магазины автор отправляла книгу сама: "Комиксшопы охотно берут самиздат, и ее быстро раскупили".

Только третья книга издана "официально". "ШУВ. Готический детектив в восьми главах, с прологом и эпилогом" вышел в "Бумкниге".

По словам Ольги, сейчас русские издательства ищут авторов, и продать качественную работу вполне реально. Но можно напечатать комикс дома на принтере и продавать на фестивалях, где его заметят читатели и издатели.

Вернуться к оглавлению>>>