Интервью опубликовано в рамках статьи "Нишевое искусство: как комиксы выживают и развиваются в России".

Иван Хорошев (29 лет) из Иркутска работает в небольшой игровой студии и в свободное время придумывает комиксы на стыке ситкома, фантастики и драмы, которые он публикует в социальных сетях под никами D.Van или devancheque. О себе говорит так: «Я автор стремящегося к бесконечности числа незавершенных веб-комиксов».

Комиксы Иван читает с детства. Первый собственный комикс, про студенческую жизнь и мемы, относит к 2007 году — он просуществовал три года, и его художник называет своим единственным законченным проектом. Почти сразу Иван начал интерактивный комикс «Апогей Ананасности», выпуск которого прервал в 2017 году, чтобы запустить комикс «Междуместье».

В сюжетах Иван питает слабость к историям про уездный город N., объясняя тем, что всю жизнь живет в периферийном областном центре. На создание комиксов его вдохновляет поддержка читателей, работы других художников, просмотр сайта Pinterest.

Но вдохновению Иван не отводит большой роли. Считает, что важнее относиться к творчеству как к регулярной работе и признает, что у него самого это не получается.

На вопрос, к чему вы стремитесь как художник и автор комиксов, Иван отвечает, что для начала хотелось бы хоть один из них закончить и напечатать.

«Хочу быть «тем парнем, который нарисовал комикс». А не «тем парнем, который все еще рисует комикс». Чтобы был готовый кусок творчества. Временная капсула со всеми любимыми вещами, по которой потом можно будет немного лучше понять себя и окружающий мир»

В планах — создать вокруг своих рисованных историй большое сообщество хороших людей: «Есть потребность быть полезным. Мне кажется, что люди часто к этому приходят, работая в творческих профессиях. Моя работа — весь день переставлять пиксели по экрану. От такого начинаешь рефлексировать и постоянно спрашивать: «Стоп, а кому вообще от этого становится лучше?».

Как начать и не завершить комикс. Причины, которые вам помешают

1. Мотивация. Авторские комиксы занимают много времени и сил, но не приносят денег.

2. Плотный график. Рисование приходится совмещать с другой работой. Время от старта до финиша растягивается.

3. Долгий путь. Первые страницы начинают сильно «проседать» в качестве по сравнению с новыми. История становится тебе менее интересна.

Между тем, чтобы создать комикс, по мнению Ивана, практически ничего не нужно:

«В том и прелесть. Нарисуйте что-нибудь ручкой на четырех салфетках, сфотографируйте на телефон, выложите в Instagram, кто вас осудит, полиция комиксов?». Нужно, прежде всего, стремиться быть хорошим рассказчиком, а красиво рисовать научиться можно потом.

Идеи для комиксов часто приходят после размышлений о недавно прочитанном или просмотренном. Вопросы «А если бы это случилось по-другому?», «А если поменять этих персонажей местами?» помогают Ивану выйти на новый сюжет. Важно писать не только про то, что знаешь, но и проявлять эмпатию. Пробовать смотреть на мир чужими глазами и ставить под сомнение вещи, которые всегда принимаешь как должное.

Иван советует объединяться с другими художниками, писателями, редакторами. Сделать комикс — огромная работа со множеством различных аспектов, совершенно необязательно играть в героя-одиночку. Умение работать в команде поможет ничуть не меньше, чем умение держать в руке карандаш, даже если вы потом решите не связывать свою жизнь с комиксами.

Работа над историей. От сценария к рисунку

1. Текст. Пишу сценарий. Долго и мучительно переписываю его (ограничивает отсутствие начитанности и писательского навыка).

2. Наброски. Делаю набросок страницы. Располагаю по ней кадры. Пытаюсь уместить в них реплики. Понимаю, что ничего не выходит. Снова переписываю сценарий.

3. Рисунок. Рисунки создаю на планшете. Цикл каждой полосы начинается и заканчивается у компьютера. Рисовать приходится сравнительно немного. Меньше половины общего времени.

Совет: срезайте углы. Срезайте каждый угол, который позволяет совесть, а потом срезайте еще три, которые не позволяет. Убирайте лишние детали, ставьте бессовестные ракурсы, используйте 3D-модели, обводите фотографии, идите с собой на любые гадкие сделки, если это закончит страницу хоть немного быстрее. Большинство людей не заметит, что в половине кадров у вас вместо фона однородная заливка.

«В каждом наверняка сидит тот Большой Красивый Комикс, который вы очень сильно хотите нарисовать. И он будет офигенный, про настоящий смысл жизни, в 12 томах по 5000 страниц. Не исключено, что только ради него все вообще и затевалось. Вся бесконечная практика, персонажи, блокноты, исчерканные набросками и полевыми заметками»

Отложите Большой Красивый Комикс, отложите как можно дальше, рекомендует Иван. Сделайте вместо него комикс на три страницы. Потом еще один. Попробуйте комикс на пять страниц, потом на десять. Считайте потраченное время на каждый кадр, реалистично рассматривайте свои варианты, составьте план. Показывайте готовые работы, просите критику у людей, которым доверяете. Относитесь к этому как к полноценной работе, которая заслуживает вашего внимания на час или два в день (или хотя бы день в неделю). «То есть делайте все, чего не делал я».

Предположим, вы все-таки решились на свой магнум опус. Теперь попытайтесь представить себя в возрасте, когда примерно закончите рисовать комикс. Будет ли вам это вообще интересно... через пять лет? Будете ли вы тем же самым человеком с теми же ценностями и идеалами?

Старайтесь не загонять себя в ситуацию, когда вдруг понимаете, что пять лет вместо Большого Красивого Комикса делали Непонятную Фигню. Целиком такого избежать не удастся («Здравствуйте, вот мой классный комикс, но не обращайте внимания на первую главу, я был одержим Дьяволом»). Просто не уделяйте этому меньше раздумий, чем уделили бы новой татуировке. Потому что этот комикс будет частью вас на очень, очень долгий срок.

Вернуться к оглавлению и почитать другие интервью>>>