Жюри отметило работы Наталии Михальчук в конкурсе сказочной иллюстрации. Мы побеседовали с Наталией о сказках, работе художника и проектах мечты.

О Наталии Михальчук: Художник, иллюстратор из Санкт-Петербурга. Закончила отделение живописи в СПб ХУ им. Н.К. Рериха, училась на факультете графики в СПбГАИЖСА (Академия художеств) им. Репина. Участник международной биеннале «АРТ-МОСТ-АКВАРЕЛЬ», персональных и коллективных выставок. Любимые материалы: акварель и тушь.

У вас есть любимая сказка?

Я люблю сказки братьев Гримм, фольклорные сказки разных народов, хотя, кроме национального колорита, у них очень много общего в сюжетах. Интересно бывает проводить параллели и понимать, что люди, в общем-то, схожи. Люблю литовские сказки (“Эгле - королева ужей”, “Юрате и Каститис”), “Русалочку” Андерсена. Для меня сказки близки к мифам и легендам. Они про то, как рассказать о законах нашего мира в иносказательной форме. И, конечно, не без волшебства. Но не всегда добрые и безопасные. И страшные и грустные. Как и жизнь. Хотя, сейчас в массовом сознании другое понимание сказок, конфетно-зефирное.

Как вы выбираете, в каких конкурсах участвовать?

У меня очень плохо получается мониторить соцсети, поэтому участвую в тех, о которых успеваю узнать, и где тематика совпадает с тем, что мне интересно и что получается: акварель, графика, иллюстрация и зарисовки маркерами.

Когда к вам впервые пришло осознание того, что вы станете художником? Вы помните этот момент? И как вы занялись иллюстрацией?

И то и другое в детстве. Все из-за тех же старых сказок и таких сказочных иллюстраторов, как Рэкхем, Дюлак, Бауэр, Киттельсен, Билибин. Сейчас, правда, издатели часто говорят, что такого плана иллюстрации не для детей; цвета слишком темные, не достаточно яркие и вообще мрачновато... Интересно, для кого тогда? Просто они произвели на меня впечатление в моем детстве. Тогда, в 90х, начале 2000-х как-раз вдруг стали появляться книги с иллюстрациями этих художников, и теперь сказки представляются именно такими.

У вас есть изданные книги?

Пока не много. В издательстве “Clever” выходили раскраски про Москву и Петербург с моими иллюстрациями. Все потому, что я делаю много городских зарисовок в путешествиях, так меня и нашли. А также иллюстрировала рассказы о Шерлоке Холмсе для “Издательства Мещерякова”.

Расскажите о процессе создания иллюстраций. В какой технике вы предпочитаете работать?

Безумно люблю текучесть и спонтанность акварели, а также графику, линеры либо тушь/перо. Использую традиционные материалы, потому что процесс рисования ими для меня приятнее, чем в цифре. Обычно долго “ловлю вдохновение” и думаю над композицией, а финальную отрисовку люблю делать максимально быстро, чтобы был некий элемент свежести и спонтанности, не вымученности.

Что для вас самое сложное и что самое любимое в работе?

Сложно то, что это очень нервный и выматывающий процесс, включающий в себя страх испортить и расстройство по поводу того, что “в голове” все зачастую идеальнее, чем в итоге. Любимое - возможность передать какое-то свое видение, а также можно поймать “погружение в момент”, когда кажется, что работа создает сама себя, идет откуда-то из подсознания, что ли… наверное, это как медитация. Но перед этим нужно пройти “мучительную стадию”.

Как вы выбираете проект, с которым хотите работать? Есть ли критерии?

Раньше их не было. Казалось, что любой заказ на иллюстрацию это уже круто, так как работаю тем, кем хотела быть с детства. Но чем дальше, тем больше понимаю, что надо их ставить, потому что это профессия, требующая самоотдачи, и тут нельзя быть многостаночником. Приходит опустошение, разочарование и выгорание. В дальнейшем буду стараться выбирать проекты, только связанные со сферой своих интересов. Если сильно разграничивать рисование-работу и именно творческие проекты, то зачастую на творчество не остается достаточно времени и сил. Не хочется, чтобы случилось так, что появится “клиент мечты”, а показать ему будет нечего.

Как вы понимаете, что хорошо справились со своей задачей?

“Внутренний критик” всегда подскажет.

Вы привыкли добиваться своего?

Думаю, что да. Наверное поэтому ещё не бросила заниматься иллюстрацией, хотя пока это был не самый лёгкий путь. Не слишком следую трендам в иллюстрации и не рисую то, что наиболее популярно.

Где вы черпаете вдохновение?

В сказках. В фольклоре и культуре разных народов. Природе. В музыке, я большой поклонник рока и метала, и вообще всяких “тёмных” жанров и поджанров. В прошлом. Люблю искусство средних веков и Возрождения. Вообще я какой-то не современный человек, больше нравится заглядывать в прошлое.

Чем вы занимаетесь в свободное от работы время?

Хожу на концерты в качестве фотографа. Занимаюсь танцами: индийскими и трайбл фьюжн.

Как планируете развиваться дальше? У вас есть проект мечты?

В иллюстрации хотелось бы следовать стопами тех художников, которые меня вдохновили в детстве. Проиллюстрировать что-то сказочное или мифологическое (не “в стол”, понятное дело) в этом стиле. А также хотелось бы рисовать обложки для музыкальных альбомов или мерч для групп, которые мне нравятся. Наверное, это сейчас моя главная мечта. Так как я занимаюсь акварельной живописью, нужно сделать какой-нибудь новый выставочный проект, больше участвовать в выставках. Хотелось бы снова заняться гравюрой, после института больше не было такой возможности... Вообще, до сих пор получалось, что меня слишком много разных и даже контрастных вещей интересует в искусстве и творчестве. Конечно, приятно, когда многое увлекает и получается, но очень сложно развивать и продвигать все сразу. Поэтому, основная цель - сосредоточиться на чем-то одном или соединить все аспекты в один, и найти для этого своего зрителя. Значит, нужно развиваться и совершенствоваться.

Спасибо за интервью!

Больше работ Наталии>>>