Burn Fry — автор таких веб-комиксов, как "Изи и Чучо", "Angry Bernie", "REICH" и соавтор графической новеллы и point'n'click квеста по ней: "Bunny Hole" и "Bunny Hole#1: The Neighbor". А еще Берни участвует в нашем конкурсе короткого комикса.

Почему вы решили заняться комиксами? Как это произошло?

Ох, ну началось все как обычно в далеком детстве! Тут все как у всех, не самые богатые родители, не самые веселые будни и не очень разнообразный досуг. Большую часть детства я провел в 4х стенах и из-за этого развлекал себя самым доступным способом... нюхал кле***. Шутка! Я рисовал и придумывал разные истории, которые происходили якобы со мной. Фантазировал персонажей, которые бы брали меня с собой в разные опасные и веселые приключения. Рисовать я начал с младенчества, потому что как семья моя была не богата материально, но богата на таланты. Конечно, никто серьезно искусством не увлекался в его привычном виде, но кипы бумаги и строительных карандашей окружали меня буквально с пеленок. Но истории свои я больше любил записывать, потому что как рисовать тогда получалось совсем не так, как я бы мог это описать. И таким макаром я поменялся во многом, но пронес сквозь время эту свою детскую игрушку, которая до сих пор меня веселит и которая может развеселить еще кого-нибудь теперь.

Как вы учились писать сценарии?

А никак. Кино смотрел. Маман моя киноман каких поискать, вся классика советского кинематографа и мультипликации была впитана мной со звуками жужжания VHS видака Sony тоже с детства. В принципе родители весь день пропадали на работе, так что я был предоставлен сам себе и просмотру часов кино самого разного жанра дубляжа и качества. Каждый вечер пятницы мы с отцом набирали в магазине "СОЮЗ" (да, он тоже развалился) кассет на неделю вперед, чтобы в пятницу вернуть их и взять новые, а наши самые любимые фильмы мы, конечно же, покупали, ну и набралось немало, короче. Я за 10 лет жизни только отсмотрел вообще ВСЕ, что у нас было, потому как и брат тоже частенько приносил свои фильмы. На одной полке с "Вий", "Мулен Руж" и сборниками советской классики от студии "Пилот" оказывались такие вещи как "Где моя тачка, чувак?", "Джей и молчаливый Боб", "Американский пирог" и т.п. Но конечно, с возрастом, уже когда появился интернет, который не шумит, как раненный десиптикон, я стал интересоваться матчастью. Мне было интересно узнать, ЧТО именно делает мои любимые истории моими любимыми, почему я пересматриваю некоторые фильмы, перечитываю книги, и я хотел научиться делать так же! Я до сих пор учусь и мне нравится!

Какие возможности дает вам комикс как рассказчику?

Комиксы я лично вижу особым видом искусства и отношусь довольно трепетно. Комикс создает пространство для твоей истории, он дополняет то, что ты хочешь сказать, избавляя повествование от лишнего и оставляя только суть. Таким образом, лист Толстовского описания лесной опушки комиксист умещает в один хренов фрейм! А для экшн-комиксов вообще открывается дополнительный финт, который я очень люблю и активно "обкатываю", добиваясь лучших результатов. Вот мой любимый пример: два якудзы в банях, коптят опиумные кальяны сидя друг на против друга. Вдруг - бац! - один косой взгляд, и они подрываются с места, опрокидывая столик и доставая из-под разлетающихся полотенец пистолеты! В мультике или кино, даже в слоумоушене, этот эпический момент довольно скоротечен. Из-за высокой частоты смены кадров, эти кадры нельзя "перегружать", чтобы человек адекватно воспринял главное действие. Однако задники... Столько элементов, которые нельзя спланировать и настроить, веер брызг от стакана, падающая сзади официантка в чан с кипятком, огромный простор, который возможно полностью реализовать только в комиксах. За что я их и люблю.

Как происходит ваше сотрудничество с художником? Какие особенности работы в команде вы можете назвать?

Плюс маленьких студий в том, что ты лично знаком со всеми, с кем работаешь. Поэтому, если правильно подобрать команду, то ваше КПД будет на высоте. Однако надо понимать, что не все люди могут делить личные дела и работу в таких условиях. Так что обычно, если ты поссорился с кем-то из команды, то глупо ждать от него готовой работы в срок. Но само сотрудничество довольно простое. У нас редко бывают брейнштормы или что-то такое. Обычно я или кто-то из команды просто пишем в чат "igaracancept" и запиливаем несколько голосовух о своей идее. Мы обсуждаем ее, совместно дополняем и пускаем в оборот, или готовим презентацию чтобы узнать реакцию публики. Мы называем себя авангардом относительно классических комиксов и своего рода "контркультурой". Но когда твое творчество выходит за рамки "поржакать с друзьяшками", нужно знать мнение "фокус-группы": хотя бы примерно понимать, какие ресурсы кидать в разработку, чтобы не было трех сезонов ситкома про смертников после 11 сентября. Но наша публика довольно лояльна. Поэтому почти каждый наш релиз это "поржакать с друзьяшками", только их немного больше, чем обычно, и ты с большинством не знаком. Очень ламповая и классная атмосфера. О работе в команде могу сказать следующее. Несмотря на то, что в нашей студии атаманом являюсь я, это, скорее, означает, что "моя ж*па, если что, принимает на себя все пинки". Все решения как о проектах, так и распределении ресурсов между ними принимаются совместно, обсуждением и голосованием. Я считаю, что набирать команду надо из близких тебе по духу людей, особенно если это не разовый проект. Я вообще против привлечения лансеров к работе. Если нам нужен программист, мы не будем брать дядю незнакомого, чтоб отстреляться и забыть. Мы найдем подходящего нам кодера и будем работать с ним на постоянных условиях. Потому что мы создаем семейную и дружескую атмосферу в нашем бродячем цирке, и личные качества, и эмоции каждого члена студии важны.

Что самое сложное в работе над комиксом с точки зрения сценариста?

Формат это самое сложное для меня. Когда тебе нужно каждый раз умещать часть повествования на определенное количество листов таким образом, чтобы последнюю страницу занимал "крюк" на следующий выпуск... Это просто "развал бошки". Сложно так делить уже готовый текст, поэтому я пишу сценарии по "якорям". Это когда ты не придумываешь сценарий от начала до конца, а делаешь типа схемы из элементов, которые обязательно должны быть: "Чтобы показать не безразличность персонажа А персонажу Б, нужна *ЭКШН СЦЕНА*, в которой будет происходить их взаимодействие". И вот ты садишься делать выпуск и только тогда начинаешь детально описывать, что будет происходить в выпуске перед этой экшн сценой. В этом случае ты свою большую историю делишь на небольшие отрезки, которые легче укатывать в свой формат (12, 24 листов или т.п.), и крюк уже сам получается в большинстве случаев. В этом деле каждый др*чит как хочет. Могу посоветовать только на большие экшн сцены, ключевые и трогательные моменты выделять весь выпуск. Предыдущий должен быть подводкой, а последующий уже по плану...

Опишите, с чего вы начинаете работу. И к чему стремитесь, создавая сценарий?

Обычно все начинается с вопроса "что мы будем говорить" или "о чем мы будем говорить". Я думаю, о чем бы я порассуждал или что бы высмеял, придумываю тему или собираю набор из тем. Дело в том, что в моей голове ежеминутно рождаются какие-то истории или сценарии, этот процесс он... только записывай и делай! Но обычно я набираю несколько концептов и, когда их количество достигает нужного, появляется комикс. Например, "Изи и Чучо" сначала родился из видео-клипа, который я собирался нарисовать на песню группы CUM4ATKA. И я пытался придумать персонажа, который бы не терялся в кадре, но которого было бы не очень сложно анимировать. Так родились первые концепты персонажа Чучо. Через какое-то время родилась идея сделать комикс про сильную девченку, хотелось сделать что-то в духе Tank Girl, но по-своему. Это наложилось на прототип персонажа Изи, осталось только придумать, как ее нарисовать. Косуха, тяжелые ботинки, очки и смешная шапка, все родилось как-то само, однако лица не было. В итоге за неделю рисования комиксов про прототип Изи я нашел, как должна выглядеть героиня. А дальнейшая ее проработка на три главы вперед сделана в виде якорей в тот же день, когда я сидя на балконе понял, как нарисовать простое и милое женское личико.

Как сделать комикс захватывающим?

Избавься от мусора в тексте. Если у тебя идет долгий монолог, он должен быть оформлен красочно. По-хорошему, если ты делаешь экшн комикс, то почти любой важный диалог можно сопровождать перестрелкой/погоней/дракой и прочим. Не пытайся придумать картинку, пытайся увидеть свою историю так, если бы это было кино. Используй нестандартные ракурсы, играй с перспективой, с положением фреймов. В комиксе абсолютно все может как играть тебе на руку, так и смачно навалить на нее. Ищи свой стиль во всем, сочетай все подряд, делай тупые штуки, ошибайся, слушай лекции, не слушай лекции о комиксах, слушай лекции о кино, и используй операторские фишки в своем комиксе. ТАК ты будешь делать по-настоящему захватывающие комиксы. Ну и не стоит забывать: если ты написал банальную, посредственную, скучную историю, то никакой супер стиль рисовки не спасет ее, в лучшем случае тебя будут просить залить твой комикс без блоков с текстом. А это не очень приятно, хотя тоже может играть на руку, если ты слушаешь лекции художников постановщиков.

Как сделать комикс понятным?

Работать на правильную аудиторию - лучший выход. Если ты делаешь какой-то люто психоделический комикс, то сообщество любителей "золотого века" тебя воспримет как дурачка. Но если это показать любителям такого контента, там можно и до гения дорасти, там это любят. Конечно же, нельзя забывать, что, если ты пишешь комикс, чтобы написать комикс, у тебя может получиться клевый комикс... один. И больше про него никто не вспомнит. Надо ставить себе понятные цели твоей истории. Что ты хочешь рассказать? Кому ты хочешь это рассказать? Зачем им знать то, что ты предлагаешь? Если ты нацелен на массовость и мейнстрим, то ищи себе фандомы, и потом отделяйся от них, но всегда помни: комиксы ни о чем, даже в мире CG - просто макулатура.

Как придумать интересного персонажа?

Не надо придумывать персонажа. Когда ты придумываешь персонажа, у тебя получается рисунок с описанием бэкграунда этого рисунка, а по страницам твоего комикса скачет абсолютно каменная сьюха с эмоциональным диапазоном твоих скиллов рисовать выражения лиц. Придумывай людей. Когда ты придумываешь комикс, то придумываешь не комикс, ты придумываешь мир, ПРО КОТОРЫЙ потом рисуешь комикс. Вот так это работает лучше всего, на мой взгляд. Придумай человека: каким он был? Каким стал? Как на нем отпечаталась история его жизни? Помни, что интересно смотреть только за тем персонажем, который ПРЕОДОЛЕВАЕТ трудности, а не перешагивает их по мановению пера рассказчика. Твой мир - твои правила, которые нельзя нарушать тем, кто твой мир населяет. И конечно, обилие здравого смысла может сделать историю скучноватой, так что не стоит забывать об условностях. Главное, чтобы помимо них в твоей истории хоть что-то работало по каким-то понятным читателю правилам.

Верите ли вы вдохновение? Что больше всего мотивирует на работу?

Вдохновение бывает, но в интернете некоторые не очень грамотные люди распространили заблуждение, что вдохновение это когда ты хочешь рисовать. Это большая ложь, потому что желание рисовать или писать - обычная потребность художника или писателя, их естественное поведение. А вдохновение это когда тебя громом бьет и ты со спущенными штанами подрываешься с унитаза в комнату за блокнотом, чтобы как можно точнее и подробнее описать и зарисовать то, что тебя только что ОЗАРИЛО. Я верю в это, и частенько меня так озаряет, обычно на глупости, но все самое крутое из того, что я делаю, в основном влияние вот такого озарения.

Вы сами часто читаете комиксы?

Я очень редко читаю комиксы, потому что мне не интересно. Да это ужасно прозвучит, особенно после всего, что я написал, но это чистая правда. Супер героика для меня - верх скуки, я могу оценить только качество исполнения, а истории, которые рассказывают комиксы других жанров, в большинстве своем я уже сотню раз слышал в кино, сказках и музыке. Мне больше нравится рассказывать истории, чем слушать, потому что я стараюсь делать то, что и сам бы с удовольствием читал.

Про российский комикс что можете сказать?

Об отечественных комиксах скажу следующее. Давайте, ребята! Я очень рад любому успеху любой отечественной студии. Все, кто делают что-то в пику сложившимся условиям для реализации, большие молодцы и я желаю всем молодым студиям успехов и стойкости. Мы способны на великие вещи, мы не раз это доказывали и еще не раз докажем, хватило бы только пороху!

Спасибо!

Вам спасибо, было очень интересно отвечать на вопросы. Надеюсь, кто-нибудь найдет в них что-то полезное, ну или хотя бы просто поржет. Аллоха!