Все большую популярность у российских предпринимателей набирает деловой туризм. Такие поездки позволяют не только путешествовать, но и обрастать новыми связями, приобретать навыки в процессе участия в обучающих программах. Об одном из таких туров рассказала нашей редакции основатель и руководитель международного проекта “Кузница инвестора”, эксперт по личным инвестициям и финансовой грамотности, Ольга Кузнец.

- Ольга, расскажите, как Вы придумали “Инвестиционный тур”?

- Мой проект работает уже не - первый год. Я провожу это мероприятие совместно с партнерами, проживающими в Силиконовой долине. С их помощью, мы выстраиваем диалог с владельцами венчурных и инвестиционных фондов, с фондами недвижимости. Раньше это был бизнес-тур, в рамках которого мы посещали топовые американские компании (Google, Facebook, Uber, Apple). Цель была именно изучить зарубежный опыт, посмотреть, что пользуется спросом здесь и конечно же вдохновится. Такая программа подходила больше тем, кто еще в процессе становления себя, как предпринимателя. Со временем поменялась аудитория и программа тоже трансформировалась. Сейчас это именно инвестиционный тур.  

- Поделитесь, что ждет участников тура?

-  Мы общаемся с инвесторами, посещаем хедж фонды, фонды прямых инвестиций, венчурные фонды, ассоциации бизнес-ангелов, объекты инвестиций (жилая и коммерческая недвижимость, гостиницы, дома престарелых), изучаем краудфандинговые платформы и рынок криптовалюты. В рамках тура с участниками мы также прорабатываем стратегию, финансовый план, составляем инвестиционный план на 5 лет и подбираем варианты и инструменты для инвестиций. Помимо ценных знаний по инвестициям, участники получают уникальный круг общения успешных предпринимателей и инвесторов. В процессе общения происходит обмен идеями, появляются новые совместные проекты. Я считаю, что бизнесмены вовлеченные в деловой туризм всегда будут успешными руководителями, так как мобильность — ключевой фактор успешного ведения дел. Зачастую, именно благодаря таким поездками, наши участники на шаг впереди своих конкурентов.

- Чем отличается инвестиционный рынок США от российского?

- Отличие очень большое. Долгое время в России не было рыночной экономики. В этой сфере мы опаздываем лет на 60. И в плане законодательства, и в плане опыта. Негативно влияет на инвестиционный рынок в России и удешевление рубля. То есть внутри страны ты можешь быть и богатым, но выезжая за ее пределы, из-за того, что доллар дорожает, чувствуешь себя беднее. В этом плане инвестиции в американской валюте выглядят стабильнее. Что касается инвестиционных инструментов - то американский рынок обладает большим спектром возможностей. Те же хедж фонды в России только зарождаются. Рынок инвестирования в малоэтажное строительство тоже только начинает набирать свои обороты, когда как в США это вполне обычная практика. Подход к венчурным инвестициям у американцев также отличается от нашего. Там работает принцип - вложить сразу в десять проектов, т.к. один из стартапов обязательно выстрелит. Еще одной отличительной особенностью является то, что в Америке компания создается чтобы ее продать. У нас же - чтобы получать дивиденды. Поэтому в России бизнесы продают и покупают редко.

 - Какие самые перспективные инвестиционные инструменты в США на Ваш взгляд?

- Я буду говорить только про то, что применяю сама. Венчурные инвестиции, ассоциации бизнес-ангелов, краудфандинговые платформы - все это очень перспективно. Зависит от порога входа. Если говорить про венчурные инвестиции- это минимум 1 миллион долларов, в ассоциации вход меньше, в проект краудфандинговых платформ - вход начинается от 100 долларов. Очень интересным инструментом считаю коливинги. Вы покупаете большое помещение, делаете маленькие комнаты и сдаете в аренду. Все вышеперечисленные инструменты - это именно мой личный опыт.

- С какими подводными камнями можно столкнутся при инвестировании в США?

- В первую очередь это конечно законодательство. Оно разительно отличается от российского. Поэтому при совершении сделок очень важно иметь своего юриста. Но юрист в Америке - это дорого. Обычное на первый взгляд составление договора там стоит 800-1000 долларов. Но Вы получаете не шаблонный документ. Юрист проводит большую работу, учитывает все нюансы, судебную практику, чтобы к Вашему договору и сделке не было никаких вопросов ни сейчас, ни годы спустя. чтобы снизить риски оспаривания в суде. Еще для меня большим открытием стало то, что даже если у тебя есть деньги, очень большие деньги, далеко не факт, что у тебя их возьмут. Ключевым фактором для сотрудничества является еще и репутация, связи, коммуникации - все то, что может также помочь в развитии проекта.