Текст: Ярослав Тимофеев, председатель "МолОта"

 

22 марта в Зеленом зале старейшего кинотеатра Москвы собрались композиторы и музыковеды двух поколений ― те, кому за 60, и те, кому еще нет 30. Встречу организовал клуб «Арт-контакты» совместно с МолОтом (Молодежным отделением Союза композиторов России). 

Вначале Виктор Екимовский, один из лидеров российской композиторской школы, показал два своих опуса ― мультфильм «Потец» по абсурдистской поэме Александра Введенского и «Девятый вал» для органа и двух фортепиано. От второго сочинения оттолкнулся в своем выступлении друг и оппонент Екимовского ― музыковед, доктор искусствоведения Рауф Фархадов. Он обвинил коллегу в профанации: по его словам, «Девятый вал», состоящий всего лишь из соответствующего количества динамических волн, мог бы сочинить не только любой композитор, но и любой обыватель. «Девятый вал» вымывает профессионализм из современной композиторской деятельности. В результате в музыку идут все подряд: композиторов стало слишком много, и нет Ирода, который мог бы решить эту проблему.

Фархадов убежден, что главным устремлением нынешних творцов стала не композиция, а акция ― намеренное воздействие на публику броскими техническими приемами (зачастую немузыкальными), рассчитанное на один раз. Кому будут нужны все эти акции через несколько лет? С таким выпадом в адрес современного искусства музыковед обратился к композиторской молодежи (потому его доклад и назывался «Избиение композиторов как младенцев»). Но главными ответчиками стали «младенцы» вполне великовозрастные ― ровесники Фархадова Александр Вустин и Виктор Екимовский. По мнению последнего, композитор не должен думать о будущем своей музыки ― иначе его ждет судьба рефлектирующей сороконожки. Дальнейшая дискуссия (о том, хорошо ли иметь свой стиль, или это признак закостенелости, об исчерпанности авангардного движения, о невозможности продолжать писать «ши́́пы и стоны») показала, что главные баталии разыгрываются не столько между «отцами и детьми», сколько внутри поколений, и мнений зачастую оказывается даже больше, чем людей.

Встречи с яркими музыкантами в «Художественном» продолжатся, и вполне возможно, что амбиции царя Ирода вспыхнут еще в ком-нибудь. Останется ли в живых тот единственный «младенец», который спасет современную музыку?

www.artcontacts.ru