Текст: Кристина Абрамичева

 

Недавно группа уфимских художников вернулась с грандиозного фестиваля "Белые Ночи" в Перми. Уфе было предложено выставиться в рамках программы «Культурный Альянс», которая объединяет разные российские города для обмена выставками, создания общих арт-проектов, преобразования городской среды и прочих вариантов взаимодействия.

Так как одной из сверхзадач фестиваля является развитие института кураторства в регионах, организаторами фестиваля был отобран мой кураторский проект «Молиться своим рекам», в который вошли работы большинства художников нашей делегации, а также персональные выставки Рината Волигамси, Тимофея Дорофеева, Максима Холодилина и Олега Шишкина.

Возвращаясь к художникам, нужно отметить, что по приезду в Пермь перед ними стояла непростая задача - художественно освоить новое пространство, а именно бывшую детскую больницу дореволюционных времен. Естественно, что больница не приспособлена для развески работ, в помещениях бывших палат не было ни системы крепежей, ни правильного точечного освещения. Но за два дня вся работа была сделана, конечно, не без помощи специальных арт-прорабов и волонтеров. Итак, наша экспозиция заняла пять залов в здании больницы на Орджоникидзе, 95А, которая в дальнейшем станет постоянной Арт-резиденцией для художественных проектов.

 

В нижнем, самом большом зале разместился грандиозный триптих Тимофея Дорофеева «Перемещение». Он представляет собой абстрактную мегакартину, в которой впечатления художника за годы творческой жизни сведены в одно целое. Высказывание Пабло Пикассо «Законченная картина – мертвая картина» заставило молодого уфимского художника задуматься о том, стоит ли ставить финальную точку. Не означает ли это остановку на большом пути познания? Символом этого пути становится и материал, который выбирает художник для своей мегакартины – доски от ящиков из-под аргентинских груш, повидавших несколько стран, прежде чем попасть на уфимский рынок. И вся эта кипучая жизнь укладывается в гигантский разноцветный паззл, детальки которого будут подбираться художником еще многие годы. Прямо на выставке Тимофей продолжал работать над картиной, что вызывало у публики большой интерес и сопереживание.

В этом же зале разместилась нежная серия Айрата Терегулова «Мелодии» (графика на металлических пластинах), Евгения Севастьянова «Реставрация» - фантазии на тему африканских масок, небольшие фотографические серии Олега Шишкина «Meat» и Ольги Галанцевой «Музы», а также арт-объекты Фирданта Нуриахметова «Красные врата» и «Два окна» из металла и дерева.

Четыре зала на втором этаже, соседствуя с насыщенным кураторским проектом «Первые на Марсе» из Екатеринбурга, предполагали некоторое взаимодействие со зрителями. Проект «Рыбный день» (графика Радика Мусина, инсталляция Максима Холодилина), который с успехом прошел в апреле этого года в уфимской галерее «Х-МАХ», был воспроизведен в одном из залов.

Рядом на фоне серии Рината Миннебаева «Геоглифы» из бумаги ручного литья был показан перформанс «Адам и Ева».

В оставшихся двух залах разместились экспозиции Рината Волигамси «Советский альбом», Олега Шишкина «Сплаттерпанк-2» и заглавная фотосерия Максима Холодилина «Молиться своим рекам».

Отметились наши художники и на других площадках города: в галерее GreenArt пермские зрители увидели знаменитую серию Рината Волигамси «Неофициальный альбом» - альтернативную историю Владимира Ульянова и его брата-близнеца Сергея. Несколько лет назад эта серия была показана в Уфе, в Малом зале Союза художников. Наиль Байбурин в соавторстве с Максимом Холодилиным соорудили на площади Перми двух не-зверей из бревен и камней в рамках параллельного фестиваля лэнд-арта.

Больше фотографий с фестиваля "Белые ночи" можно посмотреть здесь: http://public.fotki.com/criticessa/2011/