Выставки современного искусства...  Что это такое? Какова их публика? Ее ожидания от встречи с искусством? 


Галеристы говорят, что раньше покупка произведения искусства была непременным атрибутом посещения выставки. Гульсина Валитова (уфимская галерея «Аймак») вспоминает, что в 90-е работы покупали рулонами, как обои.  По ее мнению, происходило это в том числе от дефицита товаров народного потребления, при котором найти оригинальный подарок или предмет для украшения интерьера, было сложно. Более  ограниченной была и сфера развлечений: кино, театр, музей. Сейчас галеристам стало гораздо сложнее конкурировать с разветвленной индустрией развлечений, которые предлагает современный город.

 



   В связи с этим в XXI веке более важной стала функция не встречи с предметом искусства, а встречи с другими потребителями искусства. Смена функций повлекла за собой и смену социального состава публики, как замечает уфимская журналистка «Афиши» Альбина Клименко в блоге: «Мне одна гламурная дива сказала так: мой стилист считает, что сейчас уже не модно ходить на вечеринки в ночные клубы, сейчас модно на выставки ходить!» И действительно, на любой современной выставке в уфимских галереях можно заметить представителей глянцевых изданий, делающих фотоотчеты с тем же рвением, с которым ранее они делали их для описания клубных вечеринок. Новый облик современной публики образно, но очень точно  описал и московский журналист Андрей Боборыкин при описании открытия выставки в Киеве: «Столь же привычно наблюдать в этой очереди достаточно разношерстную публику. Несмотря на то, что «хипстерских» очков и вечноскучающих лиц псевдоинтеллектуалов больше, чем энергичных старушек и огромных добродушных мужчин в маленьких кепочках…».

 



      «Любая выставка «современного искусства» - это одновременно и художественный музей, и дизайнерский салон, и «кунсткамера» (совокупность вещей, призванных прежде всего удивлять), и презентационная площадка концептуальных проектов, а в совокупности всего этого - еще и шоу. И так не только у нас – так везде, таков постмодерн, таковы правила жизни «современного искусства», -  говорит историк И. Аверкиев, описывая нашумевший проект «Русское бедное» в Перми


Искусство в целом – это тоже форма общения, не только между художником и зрителем, но и между посетителями галереи, люди приходят туда, чтобы пообщаться с теми, кто разделяет их интересы. 


    Являются ли эти посетители истинными ценителями искусства? Этот вопрос остается открытым. Куратор Виктор Мизиано обозначает это явление как тусовку, не имеющую ничего общего ни с богемой, ни с андеграундом, а существующей как некая «последовательность встреч». Для входа в такую тусовку, которую мы наблюдаем на каждом открытии выставки современного искусства «не надо обладать никакими априорными качествами или достоинствами, профессиональным или социальным статусом, надо быть в нужное время в нужном месте».

 



В то же время другая категория посетителей предпочитает оставаться с произведением искусства один на один, избегая дней открытия выставки и влияния оценок других посетителей на собственное суждение. Художник Андрей Устинов с отвращением описывает в своем блоге атмосферу открытия выставки: «Часто при посещении выставок «современного искусства» ловлю себя на мысли, что я в который раз трагически ошибся адресом. Шел посмотреть искусство, а попал на корпоративную вечеринку какого-то ущербного развлекательного бизнеса. Встречая там своих знакомых, с удивлением понимаю, что эти люди считают меня своим коллегой. С какой стати? Неужели я занимаюсь чем-то похожим? Я-то всю жизнь думал, что искусство это эксперимент, исследование, жертва и подвиг. Приходишь на выставку, а там cv, прайсы, деловые контакты, эротические знакомства, бесплатный алкоголь, снобизм и кубометры жилплощадей, заставленных скучнейшим поддельным антиквариатом».