«Пищевой дизайн» или «Food-design» - одно из новых направлений в культуре проектирования XXI века. Он обычно ассоциируется с двумя отдельными направлениями: дизайном упаковки или гастрономическими экспериментами шеф-поваров. В Европе под этим термином подразумеваются не только эстетические приемы, но и целая культурно-философская концепция, включающая комплексный подход к презентации и изготавлению блюд или продуктов общественного питания, сотрудничество и обмен опытом между различными специалистами: дизайнерами, технологами и шеф-поварами. Под их руководством еда, как одна из самых древних форм самовыражения, превращается в объект и средство комуникации.

Анализ и исследование в контексте «Пищевого дизайна» основываются на следующих ключевых словах, зафиксированных в официальном манифесте «Food-Design» (2006), который разработал автор направления «пищевой архитектуры» Паоло Барикелла (Paolo Barichella): функциональность, эргономичность, практичность, технологичность, прогресс, инновативность, экономия, соотношение цены и качества, потребительский спроси тд. 

Различаются три концептуальных подхода в «Пищевом дизайне»: 

1.«дизайн вокруг еды»: проектирование интерьеров и предметов обстановки коммерческих заведений и мест общественного питания, дегустационных залов, базирующихся на определенной гастрономической тематике (так называемые “Foodpoint”);

2.«дизайн и еда»: дизайн продуктов из съедобных материалов;

3.«дизайн для еды»: дизайн предметов, необходимых для потребления пищи.

В последнее время создаются многочисленные творческие союзы архитекторов, дизайнеров, фирм-производителей и известных шеф-поваров, которые разрушая традиционные каноны и стереотипы, превращают свои эксперименты на кухне, в студии и в лаборатории в проекты «Пищевого дизайна» для дома, ресторанов или для полок супермаркетов. Примером такого вида сотрудничества являются совместная работа пивного брэнда «Перони Настро Адзуро» (Peroni Nastro Azzuro) и дизайнерской марки «Алесси» (Alessi) в проектировании коктельных аксессуаров или альянс архитектора Массимилиано Фуксаса (Massimiliano Fuksas) и одного из авторов молекулярной кухни Феррана Адриа (Ferran Adria). 

Не все коллекции столовых приборов или кухонных аксессуаров, спроектированные дизайнером для определенной марки, могут являться проектами «Food-design». Главное отличие «Пищевого дизайна» от промышленного или от предметного - это связь формы, функции с определенным продуктом питания, рецептом. Это своеобразный поиск новых моделей отношений в культуре потребления и анализ изменений в пищевых отраслях, разработка новых ритуалов и оформлений. Такой метод проектирования основан на гармоничном сочетании разнообразных вкусовых ингредиентов и формальных признаков, которые должны поддерживать равновесие между блюдом и едой.

В процессе работы над проектом «Food-design» используются те же принципы, что и в любом другом типе форматворчества: геометрическая композиция, продуманные цветовые сочетания, соотношение холодного и горячего, использование контрастных элементов и световых эффектов. В рамках направления «Пищевого дизайна» необходимы знания не только истории кухни, рецептов, правил дегустации, этикете стола, но и изучение стилей, понятие о моде и рассмотрение новых тенденций, принципов проектирования, микробиологии, маркетинга и PR.

Следует помнить, что дизайн стоит на службе еды, а не наоборот. «Еда» - главный компонент проекта, в котором используются продукты из «еды» и разрабатываются предметы для «еды». Стильная упаковка, красивые столовые приборы и функциональные кухонные аксессуары влияют на способ ее потребления, усиливая вкусовые ощущения и аппетит. Глазами мы воспринимаем форму, а ртом ощущаем вкус.

В основе любого проекта «Food-design» лежит «функциональная концепция». Тарелка проектируется для конкретного блюда, которым славится некий ресторан; упаковка разрабатывается, чтобы подчеркнуть характеристики определенного продукта, бокал -для потребление коктеля во время мероприятия, организованного алкогольным  производителем. Можно привести пример многофункциональных подносов, которые позволяют во время дегустаций или вечеринок одновременно использовать и держать при себе тарелку, бокал, вилку и общаться с друзьями (концепция «K-wine» Маттео Бертанелли (Matteo Bertanelli) и Микеле ди Монте (Michele di Monte). 

Футуристический проект «Din-ink», предложенный итальянскими дизайнерами Андреа Чинголи (Andrea Cingoli), Паоло Эмильо Беллисарио (Paolo Emilio Bellisario), Кристиан Челлини (Cristian Cellini) и Франческа Фонтана (Francesca Fontana), представляет собой столовые приборы для обеда будущего: шариковые ручки с колпачками, заканчивающимися в форме ножа, ложки и вилки. Они являются идеальным решением, чтобы быстро перекусить в офисе, во время  поездки или на свежем воздухе.

В дизайне упаковки или в проектировании дегустационных одноразовых наборов большое внимание удиляется использованию экологически чистых материалов, поддающихся биологическому разложению или повторной переработке: пластик на основе протеинов кукурузы, джут, древесная пульпа, крахмал тапиоки и тд. Другое направление - «съедобная» посуда, призванная заменить предметы из одноразовой бумаги, которая служит также в качестве закуски: коллекция из рисовой муки, воды и соли японского дизайнера Нобухико Арикавы (Nobuhiko Arikawa) или тарелки, сделанные из фруктово-овощной массы, голландца Гека Воутерса (Geke Wouters). 

Одним из самых интересных мероприятий, котором больше всего отражается философия «Пищевого дизайна», не с читая разнообразные мастер-классы, конкурсы, конференции, шоу-кукинги, является «Архишеф» (“ArchiChef”), проводимое в Италии. На этом мероприятии какой-нибудь известный архитектор или дизайнер устраивает в своей студии или в другом общественном месте вечеринку, для которой сам лично выбирает меню, участвует вместе с шеф-поваром в приготовлении блюд как «конструктор» формы, ароматов и вкусов в сопровождении определенной музыкальной атмосферы. Здесь встречаются креативность и гастрономия, что позволяет оригинально провести время в компании друзей и коллег, обсудить проекты, поговорить о вкусах, стиле и о культуре вообще. Это своего рода неформальный салон, где современное общество получает вдохновления от вкуса и стиля.  

В России профессия «архитектор», замкнутая в своей серьозности и суровости, до сих пор воспринимается в традиционном смысле. «Food-design» не призывает всех архитекторов и дизайнеров кинуться готовить для публики. Необходимо немного раскрепоститься и пустить творчество в повседневную жизнь, создавая новые гибридные формы художественного самовыражение. Ведь талантливый человек - талантлив во всем.