В детской городской больнице № 1 все так же, как и в других лечебных учреждениях – очередь за бахилами, сосредоточенный персонал и задумчивые посетители. На первом этаже мамы и папы общаются со своими детьми; в гардеробе на всю больницу плачет какой-то рассерженный малыш. Атмосферу больничных будней разрушают клоуны, которых всегда здесь ждут.

Я встречаюсь с Машей, Юлей и Альбиной на первом этаже. Девочки учатся на втором куре факультета журналистики, часть своего свободного времени они посвящают больничной клоунаде. (Альбина же отправилась с нами, чтобы пофотографировать детей и клоунов). Началось все с того, что год назад Маша решила написать материал об этом  проекте, и для интервью встретилась с Натальей Шиминой, которая сегодня является руководителем автономной некоммерческой организации содействия социально-культурной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Партнеры по радости». Вместе с Машей была и Юля, просто так, за компанию. Студенткам так понравилась мысль о помощи детям, что они начали посещать школу больничных клоунов, где их обучили фокусам, пальчиковым играм, нанесению грима; рассказали о нюансах общения с детьми. Уже почти год Маша – это Доктор Лелик, а Юля – Доктор Кулема.

- На первом выезде было не особо страшно, мы только наблюдали. Сказали, что мы друзья клоунов, которые в тот день выступали перед детьми. Наш первый самостоятельный выход был в СибГМУ, мы не сильно волновались. Тогда за нами только Наташа наблюдала, - вспоминает Юля.

Вскоре за нами приходит  Юлия Юнусова, старший воспитатель эндокринологического отделения. По витиеватым коридорам она проводит нас в игровую комнату.  Здесь по сторонам стоят стульчики, по стенам развешаны детские рисунки, тепло и уютно. На стулья и стол падают пакеты с реквизитом. Волонтеры начинают перевоплощение – рисуют желтые реснички, румяные щеки, красные губы… Стремительно переодеваются во все цветастое, поверх которого – белый халат с надписями имен на спине. Ну и конечно, не забывают про непременный атрибут образа клоуна – красный нос!

Воспитательница предупреждает, что вот-вот появятся дети. Девушки начинают обдумывать, с чего начать развлекательную программу.

- Что мы будем делать, рисовать? Я не буду лежать, я буду сидеть на полу!

- Так, я взяла пузыри? Да, они с собой!

- Ты же «белый»! Командуй мной!

Клоуны практически всегда работают в паре. Случается, что клоун работает один – например, Константин Седов, первый доктор-клоун в России, художественный руководитель АНО «Больничная клоунада». Но это высший пилотаж. В основном все же больничная клоунада – занятие парное, в котором очень  важно чувствовать партнера, в нужный момент придти на выручку. К тому же  работе вдвоем есть несомненный плюс - можно играть увлекательные сценки.

В паре клоунов один «белый» - тот, который командует, а другой «рыжий», он подчиняется.

- Вообще в нашей паре  я должна быть «белым» клоуном, потому что я маленькая, и это будет смешно, если я буду командовать высокой Машей. Но у нас все меняется, - рассказывает Юля.

Дверь открыта, и в комнату начинают заглядывать дети. Робко-робко. Но клоуны-волонтеры бодрыми голосами (голоса у обеих поменялись, это помогает войти в образ), зовут присоединиться к рисованию розовой елки.

- Вообще-то елки зеленые, а розовое – это платье! А небо голубое, - одна девочка не выдерживает такого незнания элементарных вещей.

Дети садятся на стулья. Их 17 человек, они больны диабетом. Есть одна девочка на костылях. Совсем маленькая девочка Алиса лежит в больнице с мамой. Все дети предвкушают веселье и с любопытством смотрят на клоунов.

Сначала – знакомство с маленькими пациентами. Доктор Кулема и Доктор Лелик здороваются за руку и общается с каждым, все происходит очень быстро. Потом начинается первая игра – в ход идет коробка, внутри которой находятся буквы. Клоуны вытаскивают их, а дети называют слова. Первая буква - «Р».

- Рыба!

- Ракушка!

- Раковина!

- Крыса!

- Ой, ну это Ркыса наверное, - шутит Доктор Кулема.

Выясняется, что дети знают много слов  и на букву «Д», и на «О», на «Л». С буквой  «У» сложнее – в детской памяти всплывают только улитки и утконосы.

Доктор Лелик проголодался. А это значит, что нужно приготовить салат!  Волонтеры читают стихи и показывают определенные движения руками, которые повторяют дети.

Это что еще за куст?

Это что еще за хруст?

Как же мне без хруста,

Если я капуста?

Мы капусту режем,

Мы капусту мнем,

Мы морковку трем.

В банки закатываем..

О, вкусненький салатик!

- А салата-то нет! - кричит недоверчивая девочка.

- Почему же? – спрашиваю клоуны.

- Да это просто пальчиковая игра такая, - отвечает девочка.

- Ну я же наелся! –говорит Доктор Кулема.

Но тут уже не до выяснений, ведь появляется запоздавший мальчик Михаил, который назначается главным поваром. Дети все вместе придумывают салат, ингредиенты там самые разнообразные – рыба, молоко, йогурт, капуста, шоколад.

- Дети, вы только дома такой салат не делайте, - предупреждает доктор Лелик.

- Надо курицу еще! –добавляет мальчик.

- А потом мы заворачиваем салат! Закрываем полотенцем! Ставим в холодильник! – с энтузиазмом кричит белокурая девочка Кристина.

Все дети уже находятся в каком-то радостно-активном состоянии. В следующей игре девочки хлопают, мальчики топают. Кто громче, того и больше.

- Вы даже лучше футбольных фанатов «Томи», - удивляются  клоуны.

Наступает время подвижных игр – дети и клоуны водят хоровод, читают стихи и обнимаются. Во время всего этого дети активно путают право и лево. Во всеобщем веселье не участвует только девочка, что с костылями – она сидит на стуле, наблюдает и улыбается; а также девочка Оля, которая сидит впереди меня. Она просто не хочет играть, и почему-то постоянно оборачивается ко мне и очаровательно улыбается. Оле 11 лет, она подстрижена под мальчика и губы у нее розовые от помады.

- Тебе клоуны нравятся? – спрашиваю я.

- Да, я уже один раз видела их выступление. Я ждала их, - говорит Оля.

Девочка в черном сарафане и белой блузке повисает на шее Доктора Лелика и что-то долго шепчет.  Одна любопытная девочка снимает шапку с головы Доктора Кулемы. Шапка попадает в руки к мальчику Мише, который примеряет ее.

- Да ты как рэпер! – восхищается доктор Лелик.

Игра со скакалкой требует перевоплощения в обитателей подводного мира. Почему-то многие дети заявили, что они окуни. В ходе игры Доктору Кулеме удалось поймать многих.

В игре в зоопарк дети изображаю животных – кошек, волков, лошадей, и даже крокодилов, которые дуют мыльные пузыри!

Напоследок клоуны показывают еще одну пальчиковую игру, прощальную.

Раз цветочек, два цветочек,

Ёжики, ёжики!

Наковали, наковали,

Ножницы, ножницы!

Бег на месте, бег на месте,

Зайчики, зайчики!

Ну-ка дружно, ну-ка вместе:

«До свиданья!»

Дети веселые, они совсем забыли о болезни и скучных буднях в  палате. Все смеются, и, кажется, совсем не против, чтобы развлекательная программа продолжилась. Но уже изрядно повеселевшие девушки-волонтеры  торопятся на пары, и воспитательница быстро  уводит всех детей по палатам.

- Смехотерапия очень помогает! Я десять лет здесь работаю, только в последний год начались посещения клоунов. Дети после выступлений долго ходят с хорошим настроением. Мне нравится, что игры продуманные, что программа меняется, ведь волонтеры ходят к нам раз в неделю. Детям очень важно знать, что они кому-то нужны, - рассказывает Юлия Юнусова, старший воспитатель в эндокринологическом отделении больницы.

Действительно есть люди, которым нужны дети, у которых есть потребность дарить радость. Они делают это совершенно бесплатно. Просто за улыбки.

Лилия Третьякова