Знакомство

  «Люди приходят в кино, чтобы разделить одну и ту же мечту», - сказал однажды Бернардо Бертолуччи. Можно долго размышлять на эту тему, но я знаю точно, - режиссёры снимают кино, чтобы сделать людей более счастливыми. При этом, конечно,  понятие о «счастье» у каждого мастера своё. Наладить диалог между теми, кто говорит, и теми, кто воспринимает - одна из главных задач директоров фестивалей. Несколько лет назад мир кинематографа изменил мою жизнь, повернув её на все 180 градусов, сделав меня директором Международного молодёжного фестиваля короткометражного кино и анимации «METERS» - http://www.meters-fest.ru/.  И теперь мне бы хотелось разделить с вами мои наблюдения и выводы. В данной колонке будем обсуждать людей, процессы и механизмы, которые приводят в движение кинематограф. 

Три золотых правила короткометражного кино 

Свой первый пост я решила начать с того, что мне ближе всего – короткометражное кино, а точнее взгляд на него со стороны фестивальных экспертов. И поговорим, прежде всего, о работах молодых начинающих авторов, за которыми еще не тянется нафталиновый блеск славы и популярности Имени.

 Не буду касаться о трехчастной структуре, техническом воплощении идеи и т.д. Уверена, что эти азы вы знаете. Коснемся вопроса первого впечатления. Ведь именно общее восприятие во многом играет решающую роль при решении пропускать фильм на другой этап конкурса или же попрощаться с автором до следующей его работы. Можно выделить три золотых правила удачной короткометражной работы: 

1) Чёткость

2) Краткость

3) Яркость 

 1. Чёткость. Первый вопрос, который должен задать себе автор «Зачем я снимаю этот фильм? Что я хочу показать? Что сказать?». Чётко поставленная цель и не менее лаконичный ответ на неё – это ключ к созданию короткометражки. При этом фильм может быть многослойным – за одним смыслом первого уровня может следовать другой  второго уровня  и т.д., но все они должны быть четкими и ясными для автора. Если же при попытке определить смысл картины даже для себя самого вы пускаетесь в долгие философские размышления, то и ваш фильм будет представлять собой вялотекущее произведение искусства сомнительной степени. Чешская режиссер Aneta Kyrova Vladi в анимации CHEBISKA SE VLOUDI рисует, казалось бы, простой сюжет: аисты поменяли местами детёныша медведей и человеческого малыша. В результате родителям приходиться воспитывать необычных детей, выпутываясь из комичных ситуаций. В финале фильма семьям предлагают поменяться малышей «обратно», но те выбирают иное – оказаться в мире, естественном для «своего» ребенка: люди отправляются с медвежонком в лес, а медведи – в город людей. Фильм о безграничности жертвы родителей для счастья своего чада, о кардинальных переменах, вытекающих из статуса папы и мамы - это смысл первого уровня. Но мой знакомый киноман усмотрел в этой работе и еще один смысл – о культурной и социальной интеграции: как человек, попавший в ту или иную среду, приспосабливается. К этому выводу подтолкнула его не только история, но выразительные средства – арабские мотивы в композициях и т.д. Чёткость не исключает философствование, но оно должно не «разжевываться» в ленте, а подаваться зрителю в виде бутона, готового вот-вот распуститься при контакте со зрителем – адресатом как неотъемлемой составляющей диалога. Зритель, а особенно фестивальный, чаще всего не глуп. 

2. Краткость. Ошибкой многих авторов является попытка вместить в короткометражную работу полнометражный трактат. Вот и получается, что вместо рассказа А.П.Чехова перед нами кастрированная эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого. Ответ на вопрос в первом пункте «о чем хочу сказать?» должен дать вам и ответ на вопрос о главном персонаже или максимум двух действующих лицах, которые возьмут на себя основное действие и главную смысловую нагрузку. Линии второстепенных персонажей вводите при необходимости, сделайте их портреты настолько яркими, чтобы зритель при одном взгляде, при наблюдении за один жестом героя, понял кто перед ним. А для этого, естественно, нужны точные актерские задачи и решение внешнего облика героя с художественной стороны.

Так, например, немецкий режиссёр русского происхождения Максим Кашеваров всего за 6 минут в своей работе «Семейный симулятор» (FamilienSimulator) сумел рассказать об одиночестве и старости, о подлинности виртуального мира и состоянии человека мегаполиса (1-ая премия на 2.Halveraner Kurzfilmnacht "Tanke Shots"). 

3. Яркость. Короткометражный фильм должен быть как натянутая вена, как мощный импульс энергии и идеи. Тогда после просмотра зритель почувствует, что увидел нечто невероятное, буквально чудом укомплектованное автором в рамки всего лишь нескольких минут. Именно это в первую очередь удивляет зрителя в малых формах. Профессора киноакадемий в один голос не устают повторять «Больше действия, меньше – слов». Иногда один взгляд героя может сказать больше чем пятиминутная лекция о смыслах и чувствах. Задача молодого режиссера – не бояться делать ставку на действие. А для этого нужно, во-первых, уметь говорить языком поступков, во-вторых, доверять актерам, команде и доверять себе. Помните, что каждый ваш фильм – ваша визитная карточка. Не бойтесь искать себя, пробовать, если используете штампы – то играйте с ними. В кино не бывает «так сойдет», камера в стократ увеличит ваш «халтурный элемент». Но в  поисках стиля трудно давать советы, это уже область не столько техники, сколько таланта.

 Вот так, предельно кратко, я обозначила три правила. Конечно, их гораздо больше. Но для начала держите эти три в своей голове. До новых встреч на пространстве CITYCELEBRITY! И помните – мы часто мечтаем жить как в кино, но ведь кино созданО на основе реальной  жизни, а значит…

  Ссылки упомянутых видео (только для он-лайн просмотра!)

 CHEBISKASEVLOUDI,
автор - AnetaKyrovaVladi
http://www.youtube.com/watch?v=OdodpJB4HfM

 «Семейный симулятор» (FamilienSimulator)

Режиссер - Максим Кашеваров, Оператор – Данил Черкашенко
http://vkontakte.ru/video23418693_80301556