Рубен Монахов - питерский художник, его картины можно посмотреть в галерее: http://rubenm.spb.ru. С Рубеном - мастером взглядов внутрь - беседовала Александра Прохоренкова.

 

Простой, но неизменно задаваемый вопрос: как Вы стали художником?

Я, наверное, всегда любил рисовать. Я не очень помню себя в детстве, поэтому не могу сказать с уверенностью.
Тем не менее, когда мне было шесть лет, родители отвели меня в детский ИЗО кружок при ЖЭКе. Были такие в Советском Союзе. В этом кружке преподавал молодой студент Академии. И надо сказать, преподавал хорошо — с терпением и добротой. И вот, однажды я услышал, как он спрашивает моих родителей: "А как бы Вы посмотрели на то, чтобы Ваш сын стал художником?". С этого момента всем моим планам стать космонавтом пришлось уйти на второй план — я уже знал, что буду художником.

Как Вы можете себя определить? В смысле, художник, автор, человек...

Знаете, у меня есть друг, которого за широкую эрудицию и систематизированность знаний, друзья зовут Мэтром. Однажды я задал ему подобный вопрос. Так вот Мэтр определил меня, как стоящего на грани постимпрессионизма и фовизма.
Но, по большому счету, как художника, я себя определяю как реалиста. Как автора — как оптимиста, не потерявшего способность восхищаться красотой окружающего мира. Ну а как человека мне себя определить сложновато. Оно, наверное, со стороны виднее...

Есть несколько картин: вид в окно, внутрь. Это подглядывание, а ВЫглядывание есть? Окно, как взгляд внутрь - почему именно внутрь, а не наружу?

Ну, это совсем просто! Дело в том, что большинство людей подглядывают в окна. А те, что не подглядывают, просто хорошо воспитаны. Но им тоже очень хочется... Я, в общем-то, ничем не отличаюсь от большинства людей. Ведь это же очень-очень интересно, что там происходит, за окном. Это как телевизор, по которому показывают фильмы из жизни разных людей.



Что такое цвето-глубина и свето-глубина? На картине "Шляпка" очень глубокая полянка по обе стороны дорожки, зачем? Меня она очень отвлекла от шляпки...

Я не разделяю свет и цвет. Для меня это, практически, одно и то же. Цвет — это атрибут света. Для меня, по крайней мере.

Будь я концептуалистом, я бы рассказал Вам о том, что эта картина — история о мыслях, которые далеко-далеко...
Но, так как я отнюдь не концептуалист, то, признаюсь честно, мне была интересна именно плановость мизансцены: залитый светом передний план, и все остальное в некоторой глубине... А глубина — она всегда манит и притягивает.

Цвет вообще - для художника это осознанный выбор для каждой картины, или нечто естественное, что получается само собой?

ИЗО, по крайней мере фигуративное, — это анализ и переработка визуального ряда. Художник сначала представляет себе картину, и только потом пишет ее. Конечно, художник думает руками, поэтому, представляя себе картину, он делает эскизы. Но, все равно, прежде, чем что-то появится на бумаге, или холсте, или еще на чем-нибудь, оно сначала появляется в голове. И чем мастеровитее художник, тем больше возникшее в голове похоже на то, что потом выходит из-под рук....
Это в полной мере относится и к цвету.
Ну и определенная доля случая, конечно, всегда есть — это, ведь, все-таки, творчество.



Натюрморты со временем становятся более монохромными, строгими по цвету и геометрии, более светлыми. Зачем вообще художник пишет посуду, в чем интерес?

Насчет монохромности не знаю — не замечал за собой такого...
А интерес в том, что натюрморт — это универсальный жанр. Он дает возможность попробовать практически все. Для кого-то натюрморт — это посуда, для кого-то — портреты предметов, для кого-то — пейзаж, и так далее до бесконечности.
У меня, например, есть серия натюрмортов, которые я называю "бесперспективными". Я стараюсь исключить из этих натюрмортов перспективную составляющую, за счет фронтально-верхней точки зрения. Это здорово влияет на восприятие и узнаваемость предметов. Получается своего рода игра с самим собой и со зрителем. А предметы, использованные для составления натюрмортов, позволяют создавать совершенно разные сюжеты. Уже второй год я работаю над этой серией, и пока мне это по-прежнему интересно.


Отличие Вашего взгляда на кувшин и человеческое лицо?

На мой взгляд отличия нет. Вовсе не потому, что человеческое лицо так же просто, как кувшин, а потому, что кувшин так же сложен и интересен, как человеческое лицо.

На автопортрете вы похожи на казака-китайца - я в этом понимаю, живу в "казачьем крае", (простите за невольную рифму!). Это, конечно, субъективное мнение. Вы таким видите себя, или хотите, чтобы Вас так видели другие?

На автопортрете я, по-моему, похож на себя. Вполне может быть, что в жизни я похож на казака-китайца, но пока Вы первая, кто мне об этом говорит!

Очень нравится "Портрет жены". В написании картин какую роль играют чувства?

Первостепенную! А как Вы себе представляете бесчувственные картины? Кому они такие нужны? Зачем?
Я, конечно, понимаю, что в современном, так называемом "актуальном", искусстве правит бал эксперимент в ущерб изобразительности, а чувственность подменяется инстинктивно-рефлекторными физиологическими реакциями, но мне это кажется категорически неправильным. Именно с точки зрения изобразительного искусства...

Портреты городов: что для Вас значат города? Это места сами по себе, или места, связанные с..?

Это, конечно, и места, и места, связанные с... Как-то так получилось, что меня не очень вдохновляет природа, как таковая. Мне гораздо интереснее продукты созидательной жизнедеятельности человечества. У меня совершенно урбанистическое сознание — наша планета для меня — это не реки-озера-леса-горы-степи, а города-памятники-музеи-здания-предметы...
Ну и, разумеется, пишу я только то, что видел сам. Никакая фотография никогда не заменит личного контакта с городом.

"Субъективный набор взглядов на изобразительное искусство" - Ваше выражение. Опишите, пожалуйста, что же это за набор.

Это довольно сложная система, доскональное изложение которой будет скучно читать...
А если в двух словах, то для меня в изобразительном искусстве на первом месте и во главе угла стоят изобразительность и красота. И, конечно, очень важна эмоциональная составляющая. Многие художники увлекаются депрессивностью в искусстве, но мало у кого это получается по-настоящему интересно и красиво. Чаще — просто неприятно. Вот это я очень не люблю.

Есть ли разница в общении и сотрудничестве с русскими и зарубежными кураторами выставок?

Принципиальной, думаю, нет. По крайней мере, все различия, которые я для себя отмечал, характеризовались, скорее, личностными качествами, чем гражданством.

Бывают ли у Вас "творческие кризисы"? И как Вы с ними справляетесь?

Творческих кризисов у меня не бывает. Бывают ситуации, когда тяжело идет работа. Но это связано, как правило, не с "творческим кризисом", а с нехваткой душевных или физических сих. Но это быстро лечится.

Что Вы можете посоветовать людям, которые хотят стать художниками — вот возникло такое желание у человека, и все?

Я могу посоветовать только одно: хотите стать художником — станьте!
Нужно-то совсем немного — возможность для творчества (время, силы и место) и чуткий наставник, способный помочь личности развиваться творчески, не перегружая, например, парадигмой академизма, а помогая советом в покорении собственных вершин. Мы с друзьями, к слову, давно вынашиваем планы сделать специальную школу-студию для тех, кто хотел бы самореализоваться в различных творческих форматах. В живописи, например, или, скажем, в литературе... Ведь если мы говорим не о профессиональной карьере, а о самосовершенствовании и саморазвитии, то здесь каждому открыты все пути.
Я искренне верю, что все без исключения люди способны видеть и чувствовать красоту. А художник отличается только тем, что он может своим видением и чувством поделиться со зрителями. Но это — навык. Причем, приобретаемый.

Участие в  CityCelebrity это желание стать знаменитым, более знаменитым, чем сейчас? Зачем: чтобы больше людей увидели Ваши картины, или в определенном практическом смысле?

Художники подвержены тщеславию больше, чем представители многих других профессий. И надо честно это признавать.
А причина этому проста — я не знаю другого метода использования картин, кроме как их демонстрация. А зачем еще они нужны? Конечно, они должны радовать глаз. И чем большему количеству людей, я например, смогу порадовать глаз, тем более удовлетворенным я буду себя чувствовать.
Ну, а в практическом смысле, чем больше людей видят картины, тем больше людей хотят их иметь. Почему нет? И людям приятно, и художник может создавать себе комфортные условия для жизни и творчества.


И что посоветуете участникам CityCelebrity?

Посоветую больше глазеть по сторонам и не переставать восхищаться красотами окружающего мира.
Да, и, конечно, меркантильный совет: интересуйтесь искусством и коллекционируйте его! Это сделает Вас богаче во всех смыслах, а Ваши внуки скажут Вам спасибо!

 PS Блог Рубена Монахова: http://rmonakhov.livejournal.com