За стеклом

 

Не секрет, что наше общество массового потребления становится все более и более медийным. Именно медийность и массовая культура предрешили развитие такого явления современности, как реалити-шоу. Они получили распространение в 90-е годы прошлого столетия, и популярность их растет до сих пор, ведь в основе таких программ лежит врожденная склонность людей к вуайеризму – страсти к подсматриванию за другими. Почему-то иногда людям важнее и интереснее судьба телевизионного персонажа, чем своя собственная. В те же 90-е годы на экраны вышел ставший впоследствии культовым фильм «Шоу Трумэна».

 

Идея фильма проста и гениальна, так же как и проста и гениальна идея реалити-шоу. Главный герой – молодой человек по имени Трумэн, менеджер среднего звена, имеет небольшой уютный загородный домик и жену-красавицу. Каждый день он едет на работу, по пути покупает газету, здоровается с пожилыми близнецами, выполняет свою рутинную работу, а вечером общается со своим школьным другом. Не жизнь, а американская мечта. И все было бы хорошо, но только с неба вдруг начинают падать софиты, радио начинает следить за каждым его движением, а в шахте лифта обедают телевизионные операторы. Этому есть одно простое объяснение, – на самом деле, жизнь Трумэна – огромный телепроект, идущий уже тридцать лет, со специально построенными декорациями города и многотысячной массовкой.  

 

Проект «Шоу Трумэна» из фильма намного реальнее всех современных реалити-шоу, где зачастую прописан сценарий, а отношения участников основаны на главных законах драматургии. Складывается ощущение, что некоторые эпизоды подобных шоу списаны из учебника для поступающих на режиссерские курсы. Здесь же в центре внимания находится ни приглашенная звезда, ни участник, прошедший кастинг, а настоящий человек с настоящими эмоциями.

 

Трумэн является лишь марионеткой в руках телевизионных боссов. Несмотря на видимую свободу героя, его жизнь фактически прописана на годы вперед – поступление в колледж, знакомства с людьми, свадьба и даже смерть фиктивного отца – все является частью сценария. Для шоу построен огромный стеклянный купол, настолько большой, что его видно из космоса. Чтобы лучше понять ощущения героя, можно представить, что вы находитесь в громадной банке с огурцами. Каково же будет ваше удивление, когда вы узнаете, что вы не только окружены со всех сторон стеклом, но и вас окружающие огурцы, на самом деле, даже не огурцы, а вовсе помидоры.   

 

В мире Трумэна дождь оказывается струей из брандспойта, небо – картонными декорациями, и даже трогательные слова лучшего друга – лишь подсказкой главного режиссера. Невольно начинаешь задумываться, а что, если ты тоже герой телешоу, и каждое твое действие, каждое слово становится достоянием общественности. Твои друзья – актеры, твоя работа и семья – фикция, и ты ждешь, что из шкафа сейчас выпадет камера или осветительный прибор.

 

«Шоу Трумэна» - это конечно, гипербола, преувеличение, сказка, если хотите. Но, как ни странно, это самый правдивый фильм о телевидении. Ведь телевидение сейчас не столько средство массовой информации, сколько множество медиа-корпораций, борющихся за рейтинг и рекламодателей. Эту телемашину олицетворяет Режиссер и создатель шоу. Огромный стеклянный купол представляется в его руках новогодней игрушкой, при встряхивании которой внутри начинает идти снег. Через стекло он смотрит на свое детище, и кажется, что жизнь не только Трумэна, но и всех остальных «жителей» города зависит от него. И даже финальный разговор Режиссера и главного персонажа его шоу больше похож на разговор Всевышнего и смертного.

 

Трумэн - звезда, самый известный человек в мире, но только нужна ли ему эта известность? Ответ отрицательный. Трумэн хотел бы иметь все те же дом-работу-жену, но не искусственные, а настоящие. Он стремится найти ту девушку из колледжа, пытавшейся рассказать, что «все это лишь шоу», потому что она была единственным «настоящим» в его жизни. Злая ирония судьбы: чтобы стать обыкновенным человеком, Трумэну необходимо совершить поступки человека необыкновенного – решить кардинально поменять свою жизнь, побороть страх перед водой, выжить в шторме, хоть и не настоящем, но от того не менее опасном.

 

Однако конец фильма вряд ли можно назвать позитивным. Трумэн сумел вырваться из телевизионных оков, в одиночку противостоять целой корпорации, но жить в настоящем мире он уже не сможет. Об этом говорит и Режиссер, который сам лишил его такой возможности. Трумэн остался на границе двух миров – настоящего и телевизионного, - в одном он лишний, в другой же он уже никогда не вернется. 



p.s. спасибо мистеру герману ;)