Николай Алексеев из Воронежа делает объектами искусства брутальные конструкции из железа и бетона. Искусством может стать все, что угодно.

Расскажите о вашей последней железобетонной серии работ. Как они были созданы или найдены? Где?


Последняя сделанная мной серия работ представляет собой аналоговую бром-серебряную печать на обломках железобетона. Это начало большого выставочного проекта, исследующего, грубо говоря, "память о будущем". То есть с одной стороны, это исследование, с другой - рефлексия и даже некая сентиментальность. Но о самом проекте пока говорить суеверно опасно, потому что он пока никак не артикулирован. Скажу только, что он будет включать в себя не только бетонные объекты, но и скульптурные формы и видео.

Собственно, о найденности. Действительно, мне нравится работать именно с найденными объектами, и этот бетон не исключение. Это бывшая прокладка между шпалами Северного моста.

Насколько это было трудно?

Сделать искусство, используя найденный кусок бетона, нисколько не сложнее (и не проще), чем сделать искусство, используя холст и краски. Сложно именно сделать искусство, а из чего и как - уже дело техники.


Сколько они весят и какие они по размеру?

Размер от 30 до 150 см. Весят  соответственно. Когда я перевозил часть работ в Москву (их взвешивала служба доставки), 6 работ весили что-то около 40 кг.


Где вы их будете выставлять? Можно ли их купить и сколько они стоят?

Их я уже показывал на ярмарке художественных сообществ "Универсам" в рамках 3 московской биеннале современного искусства. Собственно, там их можно было купить по цене от 500 до 1000 евро. Планирую показать что-то из этого проекта в Москве на "Винзаводе" (в декабре) и Биеннале молодого искусства "Стой! Кто идет?" (летом). Хотелось бы, конечно, репрезентировать это в Воронеже, но пока непонятно, насколько это возможно.


Я прочитала у вас в жж, что вы готовы бесплатно отдавать свои работы. Но почему?

Готов, но не все. Вообще, мне кажется, что делать искусство "для чего-то", например, чтобы получить финансовую или символическую (музей) прибыль, нельзя. Искусство должно делаться не "для чего", а "зачем". Чтобы быть.


Кстати, как вам кажется, может ли стать произведением искусства предмет, найденный вами где-то? Что для этого надо с ним сделать?

Да может. Собственно, большая часть искусства 20 века состоит из ready-made (готовых объектов). Это и футуризм, и дада, поп-арт и arte povera, и многое другое. Что сделать, чтобы бревно или зонтик стали искусством? Какого-то рецепта на все случаи жизни нет. Я думаю, для этого нужно то же, из-за чего картина или скульптура становятся искусством - некая избыточность. Либо это жест художника, как  у Дюшана или Уорхола,  либо "выстраданность", как у брошенных больных в психушках.


Где в Воронеже можно найти что-то интересное?

Если Вы имеете ввиду объекты, которые могут стать искусством, то это может быть все, что угодно. И, соответственно, где угодно, это зависит от цели. Лично мне импонирует "мусор" - некий продукт, который вчера был частью культуры. Здесь могу порекомендовать контейнеры ТБО перед любым подъездом.


Определяете ли вы как-то жанр, в котором вы работаете?

Нет. Мои работы в какой-то мере традиционны. Это заимствование методов русского авангарда, дадаизма и флюксуса, минимализма и  итальянского arte povera с попытками создания собственного изобразительного языка. Но, к сожалению, он пока не артикулирован. Поэтому жанровая классификация представляется мне невозможной.


Противостоите ли вы каким-то направлениям в искусстве или не чувствуете себя в
оппозиции?

Ну, что-то в истории искусств мне кажется более значимым, что-то менее. Но неприятия чего-то  за собой не наблюдал. Как бы есть искусство, а есть "не искусство", и если эту виртуальную границу все время очерчивать, то никаких проблем быть не должно.


Какие воронежские художники вам нравятся? Какие - нет?

Чтобы никого не обидеть, я не буду называть конкретных имен. Могу только констатировать достаточно плачевную ситуацию в "воронежском  искусстве". Потому что его просто нет. Несмотря на то, что в Воронеже огромное кол-во художников (три воронежских учебных заведения в год выпускает несколько сотен специалистов в области изобразительного искусства + гигантские цифры членов Союза художников), а создают искусство, в лучшем случае, всего десяток человек. Вот этот десяток мне в той или иной мере нравится, остальные, соответственно нет.


Есть ли в городе творческая среда? Как вам вообще дышится тут, насколько вольно?

Творческой среды в городе, к сожалению, нет. Но в этом Воронеж не уникален. Большой художник работает с большим контекстом, а в провинции контекст по ряду причин всегда локальный. И когда в такой пустоте каким-то образом появляются "большие" художники - это феномен. Но феномен чаще всего  коротковременный, т.к. они либо не развиваются, либо эмигрируют в столицы (вспомнить хотя бы Крамского или Платонова). С проблемой локального контекста и отсутствием творческой среды по мере сил борется Воронежский центр современного искусства (организованный весной этого года). Подробнее о нем можно прочитать здесь: http://vkontakte.ru/club8789995 (или если нет регистрации вКонтакте, то небольшой текстик здесь: http://vcsi.ru/). Помимо выставочной деятельности, которую проводит ВЦСИ, организуются, что особенно важно, образовательные программы. В рамках которых, я, например, читал лекции о современном искусстве в музее им. И.Н. Крамского.


Вы учились где-то искусству? Расскажите немного о своем детстве и отрочестве.
Были ли у вас выставки и где? Каковы их итоги?

Учился рисовать в художественной школе и художественном училище. Искусству же учился вне учебных заведений. Благо книг сейчас в достатке, а с помощью интернета можно послушать лекции лучших современных художников, не выходя из дома.

Выставки были. За последние два года участвовал +\- 20 проектах в России, в основном, в Москве и Воронеже. Особенно результативными мне кажутся большие международные проекты, на фоне различных контекстов и пластических практик отчетливей проявляются ошибки, которые ты допустил.




Есть ли у вас поклонники? Нужны ли они вам? Нужно ли вам признание в принципе?

Есть люди, которые поддерживают то, что я делаю. Это друзья-художники, коллекционеры и другие, любящие искусство люди, но я не назвал бы их поклонниками (ни мой возраст, ни статус этого не позволяют).  А признание, безусловно, нужно, потому что сложно заниматься искусством, когда нечего есть. Когда этого признания больше, чем нужно, то это тоже плохо, но в России с этим не должно быть проблем.


Знакомитесь ли вы с творчеством других художников? Каких? Кто вам нравится
вообще из воронежских и не только?

Я, конечно же, слежу за творчеством других художников, потому что это неотъемлемая часть обучения. Причем хожу на выставки и к тем, кто мне нравится, и к тем, кто нет, потому что и у тех, и у других есть, чему поучиться.

Из воронежских художников хочется отметить молодое поколение: Иван Горшков, Илья Долгов (его персональная выставка, кстати, впервые откроется в Вронеже в середине ноября) и Михаил Лылов. А вообще, последним художественным потрясением для меня была живопись Ансельма Кифера.


Какие в городе главные ярмарки и фестивали? Что вы о них думаете? В каких вы
участвовали?

В городе есть какие-то фестивали, проводимые управлением культуры, но они не заслуживают хоть сколько-нибудь пристального внимания. А единственный стоящий фестиваль на сегодняшний день - это ежегодный фестиваль лэнд-арта в музее-заповеднике "Дивногорье". Этот фестиваль несколько лет назад организовал воронежский скульптор Сергей Горшков. А в этом году его поддержал ВЦСИ, и в "Дивногорье" на неделю съехались передовые российские художники молодой генерации, чтобы поработать вместе в режиме лаборатории.  И буквально месяц назад этот фестиваль, усилиями искусствоведа Марии Чехонадских, с успехом репрезентировали в Москве. Надеюсь, что с каждым годом этот фестиваль будет развиваться, а может быть, появятся и другие.


Какие вообще есть интересные места и галереи в Воронеже?

Интересных мест, связанных с культурой, в Воронеже не так много. Это "Камерный театр", кинозал "Иллюзион" и, может, еще несколько мест или событий. А изобразительным искусством в городе занималась только галерея "Х.Л.А.М.", и просуществовала она полтора года, исключительно благодаря энтузиазму и даже безумию Алексея Юрьевича Горбунова. Галерея была очень ярким событием в жизни города и, надеюсь, когда-нибудь она возобновит свою работу.


И наконец, каковы ваши ТВОРЧЕСКИЕ ПЛАНЫ?

Работать.