Всем привет! Меня зовут Анастасия, я начинающий журналист, и в своей колонке буду делиться с вами своим ещё небольшим, но интересным опытом.

Однажды я решила создать школьную газету. И вроде бы знала как, знала зачем, но как только дело доходило до непосредственного её создания, все идеи казались давно измыленными, неактуальными. Создав группу в соц. сети, я стала выбирать наиболее интересные идеи, которые предлагали мне школьники. Этот метод оказался намного плодотворней, чем мозговой штурм в одиночестве. Даже самые умные эксперты всегда будут более ограничены, чем множество энтузиастов. И такой коллективный метод поиска идей называется краудсорсингом.

Чем дальше идёт технический прогресс, тем совершеннее становятся методы работы с информацией. Результатом мозгового штурма толпы может стать всё что угодно, кроме практических областей, требующих определённые навыки.  Чаще всего краудсорсинг применяется в некоммерческих проектах. Пожалуй, самый яркий пример извлечения идей из масс - создание Википедии, хотя он не относится к журналистике. Мне удалось пообщаться на эту тему со специалистом, председателем союза журналистов Челябинской области Александром Юриным, который помог разобраться не только в самом понятии, но и рассказал о собственном опыте.

«Вся журналистика последних 10-15 лет держится на этом явлении. Самый банальный пример краудсорсинга на телевидении —  это программа «Сам себе режиссёр». Она базируется на том, что люди сами снимают интересные материалы, присылают в редакцию, где они чуть-чуть редактируются и совершенно не затратно выдаются в эфир. Сейчас очень много подобных проектов. Например, на ГТРК Россия есть рубрика «Мобильный репортёр».

Почему такое происходит? Технический прогресс идёт семимильными шагами. И если я 20 лет назад не мог помыслить о том, что мой семейный бюджет позволит мне сделать более или менее приличное видео, то сегодня, обладая определённым задором и талантом, можно снять приличную художественную телевизионную работу на мобильный телефон. Такие акции уже есть. Правда, пока они проходят в рамках рекламы сотовых телефонов.

Вся рубрика НТВ «Чрезвычайные происшествия» тоже строится именно на том, что люди становятся очевидцами каких-то событий, и у них уже сформирована не просто потребность заснять увиденное, а даже показать это как можно большему количеству людей. Практически во всех новостях каждый день вы можете увидеть какой-то репортаж, помеченный лейблом «любительская съёмка»».

Сегодня всё больше появляется свободных блогеров, которые, кстати сказать, составляют достойную конкуренцию профессиональным работникам СМИ. Некоторые редакции вообще оставляют корреспондентов за бортом, считая, что новости очевидцев выглядят гораздо интереснее, чем у профессиональных журналистов. Например, проект ChicagoNow  публикует исключительно материалы волонтёров-блогеров. А так как они получают деньги в зависимости от трафика, то и самостоятельно продвигают свои наработки как онлайн, в соц. сетях, так и офлайн, на встречах с читателями.

Для журналистов проводится множество конкурсов, в том числе и по части краудсорсинга. Например, недавний Масс-Медиа Перспектива. Номинация: "Энергия толпы".

            Ещё один проект, достойный внимания и участия в нём, совместный проект Ивана Охлобыстина и Вадима Демчога под названием «Оператор реальности» http://citycelebrity.ru/citycelebrity/Post.aspx?PostId=53261  . Это предполагаемый первый в мире фильм формата реалити-кино. Теперь сценарии могут создавать не только звёзды шоу бизнеса или выпускники ВГИКа, но и пользователи Интернета. Действие будущей картины происходит в современной России, подвергнувшейся вторжению инопланетян. Что представит нам воображение россиян и звезд ситкома «Интерны», узнаем позже. 

 Участие в таких проектах позволяет не только подняться на новый уровень, испытать какие-то возможности, но и узнать что-то новое, что так необходимо в журналистике. Александр Юрин отмечает, что «организовывать профессиональные региональные фестивали очень скучно, потому что все работы предсказуемы, все я их видел на экране, от каждого канала я знаю, что я увижу. Когда несколько лет назад мы впервые сделали масштабный фестиваль любительского видео в Курчатовском районе (г. Челябинск), мы собрали за достаточно короткий срок около 100 работ. А самый удачный фестиваль, проводимый нами, назывался «Мобильный город». В последствии мы из разных фрагментов работ создали уже профессиональный клип, единое художественное произведение. На церемонии награждения у нас присутствовали все деректора телекомпаний Челябинска, они видели на экране то, чего не видят в профессиональной работе, ведь в любительских работах важно не воплощение, а идея. Сейчас мы проводим фестиваль Центрального района (г. Челябинск)». По мнению Александра, «качественные конкурсы для журналистов должны создавать федералы, потому что городские СМИ ежедневно конкурируют между собой за рейтинги, актуальные новости, за аудиторию». Смысла выводить это ещё раз на экран Александр не видит. Точно так же, по его словам, как бы далеко не шагнул технический прогресс, насколько бы не был актуален краудсорсинг, Интернет — это платформа, открывающая возможности любителям, непрофессионалам, а профессиональная журналистика всё-таки остаётся как данное.