Говорят, профессия определяет личность человека, а ее выбор выдает характер. Медики, мол, циники, а геологи - романтики. Выбор нашей героини - фотография. А вот о чем он свидетельствует, мы попытаемся разобраться вместе с ней, тем более, что Ольга Салова (ранее известная как Елистратова) - человек известный в фотокругах, для многих являющаяся признанным мастером дела. И подобно тому, как Ольга, глядя через объектив, раскрывает людей, вынося их черты и характер наружу, мы постараемся раскрыть и ее, общаясь через призму профессии. Орфография автора и настроение (передаваемое смайликами) сохранены.

- Привет, :).

- Привет ))).

- Спасибо, что согласилась ответить на несколько наших вопросов. И, разумеется, нельзя не спросить, почему именно фотография и как все началось?

- 7 лет назад, т.е. с момента взятия камеры в руки (цифровой), хотя в детстве вместе со своими дядями-близнецами я даже проявляла пленки в темной комнате с красной лампочкой, когда мне еще и 4х лет не было )). Позировала с трех лет, у меня даже фотки сохранились ))). А мое любимое дело стало приносить доход совсем недавно, когда я поняла, что уже можно и нужно )).

- С чего началась твоя карьера фотографа?

- Карьера фотографа началась с того, что я поняла: без этого не смогу жить дальше.

- Почему ты работаешь под псевдонимом? И откуда взялся собственно LaCesLice?

- Под псевдонимом я работаю с конца 2005 года, потому что уже тогда (а тогда я еще не умела хорошо снимать) у меня в Интернете воровали снимки и выдавали их за свои. Нужно было их как-то "метить", а подписывать своей длинной фамилией было не очень удобно, ну и еще я думала о том, что когда-то моя фамилия обязательно изменится.. Поэтому я решила придумать что-то запоминающееся, короткое и узнаваемое. 2 недели промучилась =))), но придумала. И теперь в широких фотокругах известна как LaCesLice (c англ. lace- кружево, slice - лоскуток, т.е. кружевной лоскуток, а буквы большие, чтобы всех запутать =))).

- В своем сообществе в одной из социальных сетей ты позиционируешь себя как "русский фотограф". Подобный акцент действительно важен?

- Акцент именно на том, что я "русский фотограф", очень важен для работы с русскими эмигрантами, проживающими за пределами нашей родины. Для съемок свадебных торжеств, к примеру, русским где-нибудь в Германии будет удобнее с русским фотографом =). Хотя, к слову, я хорошо владею и разговорным английским )).

- Есть люди, чьи работы в данный период времени для тебя являются примером? 

- В данный период на меня огромное влияние оказали работы Хельмута Ньютона и Дэвида Гамильтона. Эти скандально известные личности произвели фурор в моей голове своими работами. Их работы обсуждали с самого начала деятельности до смерти и наверняка будут обсуждать еще не один десяток лет. Их фотокниги продают миллионными тиражами по сей день. Я считаю, что это высшая похвала для настоящего мастера своего дела. 

Еще Ричард Аведон. После посещения его выставки в Амстердаме я поняла: "хочу снимать портреты так же!" Четко и ясно показывая и отражая именно личность, характер, эмоции человека. Его хорошие и плохие стороны. Пока я только учусь этому. Но, думаю, эмоции отражать я научилась )).

- Насколько мне известно, ты находишься в постоянном движении между Россией и Европой, перемещаясь от съемки к съемке из одной страны в другую. Это образ жизни, необходимость или желание что-то доказать?

- Это образ жизни, любовь, учеба, страсть к искусству и всему новому. В мире так много всего! Хочется все посмотреть, снять, показать.

- Где ты больше всего любишь снимать?

- На плэнере. 

- Насколько мне известно, ты не занимаешься студийной съемкой. Почему?

- "Cтудия" убивает фотографа, белая стена опустошает кадр, я никогда не работаю в студии!" так говорил Хельмут Ньютон и так говорю я ))).

- Что могла бы сказать про самарский фотобизнес?

- В Самаре сильно развилось фотодвижение (если это так можно назвать), но хороших мастеров можно пересчитать по пальцам. Тех, кто не стоит на месте, двигается вперед, постоянно ищет что-то новое и создает… Таких мало.

- Есть ли у Самарской фотографии лицо? 

- Для меня это очень сложный вопрос. Т.к. тут я могу выделить только некоторых, работающих в этой сфере людей: Frant & Fifa (Антон Синчуков и Ксения Ткаченко), Саша Воронков, Елена Елеева, Настя Калмыкова и Ксения Куранова. Их можно в одно лицо объединить? Я люблю их творчество просто. На вкус и цвет все фломастеры разные ))).

- Что бы ты сказала фотографам?

- Я даже задумываться не буду ))). Развивайте свое творчество, никогда не останавливайтесь на достигнутом, чтобы не стать автором одного шедевра. Ищите новое, создавайте новое. Учитесь. Это важно.

- Как ты думаешь, с какого момента в человеке начинается фотограф? С покупки камеры? Первых удачных снимков? Диплома об окончании профильного заведения?

- Фотограф начинается с того момента, когда ты смотришь вокруг, а видишь уже готовые фотографии, смотришь на жизнь будто сквозь видоискатель. Ага, вот тут классное дерево, какие ветки, какая мощь и фактура! Около него я бы поставила рыжеволосую красавицу вот в такой вот позе, чтобы отразить ее хрупкую натуру, рядом с таким сильным дубом, вот какая гармония вселенной откроется на снимке, а потом она бы вот так вот села вот возле этой стены, а еще вот тут вот и вот тут хорошие кадры получатся... нет, восхитительные получатся! Осталось найти модель подходящую. Вот и сходила за хлебушком ))). Это я про поход в магазин, к примеру.

- Вне рабочего процесса ты часто достаешь камеру? Чтобы снять что-то для себя, или своих близких, или какие-то события?

- Вне рабочего процесса снимаю )). Семейные праздники, путешествия, вечеринки... Правда, сейчас подумываю прикупить "мыльницу" для таких дел. Все-таки страшно с оборудованием на сноуборде по черным трассам кататься, например ))). А то было дело: в Андорре началась жуткая метель в горах, а я забыла маску в отеле. За спиной полный рюкзак аппаратуры (мне о-оочень хотелось снять наикрасивейший горный пейзаж). Из-за полного отсутствия видения, что там впереди, заехала на черную трассу, по которой сама не помню, как спустилась, но было страшно. И самое смешное, что не за себя, а за технику переживала.

- Какие жанры съемки наиболее интересны тебе сейчас?

- Из жанров на данный момент для меня очень важны портреты и свадебная съемка. Через портреты я узнаю людей, отражаю их сущность, показываю личность. Свадьбы. Очень сложно, но каждый раз хочется снимать по-новому. Каждую пару. Отразить на фотографиях то, что они чувствуют друг к другу. Любовь.

- Ты хотела бы иметь собственную студию? Или галерею?

- Собственную студию? Нет. Галерею? Я пока не задумывалась об этом. Каждый день что-то меняется в жизни. Так что я думаю только о ближайшем видимом будущем.

- Как далеко простираются амбиции?

- Амбиции? Иметь свой стиль, потрясающий и неузнаваемый. Чтобы каждый раз, глядя на снимки, люди спрашивали: «ммм, а кто это снял? LaCesLice? Да ладно!». А не то что посмотрел на снимок и говоришь: "А-а, это Марсин Тишка (Marcin Tyszka) снимал, да, у него везде вот свет такой". 

- Ты готовишься заранее к фотосессиям (помимо встречи с заказчиком и выбора места)? Листаешь книги, продумываешь какие-то сюжеты? Или все происходящее по ту сторону объектива - сплошная импровизация?

- У меня в голове полно идей и я очень рада, когда заказчики соглашаются на такие эксперименты. Наверное, именно поэтому обычно они сами себя не узнают в итоге :) Или иногда при встрече с человеком в моей голове рождается какая-то ассоциация (связанная именно с этим конкретным человеком), о которой я рассказываю, и мы вместе подводим эту идею-ассоциацию к реализации. И как говорил великий Картье-Брессон: "Думать следует до или после съемки, никогда во время неё". Я даже выучила эту цитату, т.к. она стопроцентно выражает мой подход к работе.

 

- Ты получаешь второе высшее в Amsterdamse Hogeschool voor de Kunsten. Насколько мне известно, одна из курсовых работ, состоящая из десятка фотокартин, еще не показана публике, но уже овеяна паутиной слухов. Что ты можешь про нее сказать?

- Там одиннадцать фотографий. Фотографии о смысле "одиночества", которое нужно было показать посредством архитектурной съемки. Пока я показывала их только своим родителям и одному очень важному для меня фотографу, Виктору Николаевичу Евдокимову, чье слово было последним в моих терзаниях "показать - не показать" народу. И за это я ему безумно благодарна. Он просто сказал мне: "Это нужно показать! Обязательно".

И я покажу. Обещаю.

- Есть вещи, которые ты не будешь снимать, профессиональные табу?

- Примерно года два назад я напрашивалась фоторепортером в одно известное издание, чтобы поехать в горячие точки, снимать войны... Но мне не было сорока пяти и я не была сильным мужчиной. Это были лишь некоторые пункты в пожеланиях работодателя. Я обдумала свои действия и поняла, что никогда не хотела бы снимать Войну. Боль. Зло… Страдания. Бедность. Грязь. Этого слишком много вокруг нас. Хочется показывать окружающим только светлые эмоции, только Любовь, Доброту, Силу и Красоту нашего мира. Просто на тот момент у меня было иное внутреннее состояние. Просто тогда я так чувствовала.

- А сейчас?

- Сейчас все иначе, :)

Беседовала Усольцева Ольга, фото из личного архива героя