ДИСКЛЕЙМЕР.

В требованиях конкурса черным по белому написано - рецензии на любой российский фильм. К сожалению, мало какой фильм, выпущенный после развала Союза, можно назвать Интересным с  нескольких точек зрения (фабула, техническая реализация, саундтрек etc.). Поэтому я пропустил российское кино, многие представители которого интересны только с одного бока и начинаю разговор о фильме 1986 года.

Мнение автора может не совпадать ни с чьим другим, однако никого оскорбить не стремится.

 

РЕЦЕНЗИЯ.

1986 год, фильм "Курьер". Союз нерушимый тихонько лихорадит, но Карену Шахназарову, как сильной творческой единице, это не мешает снимать, снимать и еще раз снимать. По собственной же повести он ставит фильм про паренька, о котором отец главной героини говорит: "Эдакая смесь нигилизма с хамством".

Молодой человек Иван и впрямь ведет себя вызывающе: не моргнув глазом врет и дерзит старшим, да еще и не хочет быть, как все. Да, быть не как все, нести знамя белой вороны, которая после школы не особо стремится ни работать, ни поступать в ВУЗ. Конечно, вести себя не так, как вели себя твои родители, это порицаемая обществом (и самими родителями) стратегия жизни. Поэтому мать главного героя устраивает сына курьером в издательство, где в первый же день работы он успевает навлечь на себя гнев маститого писателя, пофлиртовать с его дочерью и между делом покататься на скейтборде. Все это Иван проделывает с выражением poker face и за словом в карман не лезет.

Возникает вопрос: а хам ли этот молодой человек? Мне кажется, ответ кроется в ироничном высказывании: "После стольких лет вежливости должно было наступить время честности". Молодой человек не хочет заниматься тем, что предписывает ему социум и ему откровенно скучны пуританские взгляды старших. Поэтому он постоянно фантазирует, но не как Хлестаков, уносясь в облака своих фантазий, а как... Как постмодернист, уставший от серости и предопределенности "хомячковой" жизни. 

Кстати, о жизни. О, фоном для основной линии фильма выступают настолько красочные, едва ли не кричащие эпизоды, которые стоит хотя бы перечислить.

Мы видим:

- родители главного героя разводятся. В самом начале фильма. Отец уходит жить с "молодухой", затем и вовсе уезжает работать в Африку (Из-за этого Ивану перманентно мерещатся африканцы, леопарды и т.д.)

- нереализованные амбиции матери Ивана (она трижды поступала в театральный ВУЗ, но актрисой так и не стала)

- фарсовые разговоры в офисе, простите, в редакции ("Да этим дыроколом можно убить..!")

- "заветные" мечты коллег/друзей Ивана (у кого-то - постоянно удачная рыбалка в Подмосковье, у другой - удачное замужество, у третьего - зимнее пальто)

 

Этот грустный фарс интересен сам по себе, но даже он выступает лишь как некий наполнитель, фон для событий в жизни Ивана. При этом в эпизодах я узнавал ныне живущих людей - то есть актуальность сценария не потерялась за прошедшие годы. Люди неизменны. В этом ракурсе Шахназаров... Пожалуй, что его можно сравнить с Чеховым. 

 

Пару слов о стилевой и технической сторонах фильма. Господа, все сошлось, теперь я знаю,  на кого равнялся Николас Виндинг Рефн, когда в юношестве решил заниматься кино! *смеется* Стиль, который много позже выработал Виндинг Рефн, прослеживается в фильме «Курьер». Поясню.

В фильме происходят события. Герой перемещается, ведет диалоги, взаимодействует с миром - как вдруг! - неожиданно начинает играть synthpop , мы видим стильно снятый эпизод, который не кажется инородным, отнюдь, он освежает восприятие и заставляет восторгаться. Примеры: катание на скейтборде и андеграундные танцы Breaking , Locking, Popping (уверен, что теми, кто далек от танцев, эпизоды с танцами воспринимались с не меньшим интересом).

Интересен музыкальный монтаж: не в каждом Советском фильме мелодия "перекочевывает" из эпизода в эпизод, начавшись в одной локации и продолжаясь уже в другое время и другом месте. Про OST я уже упоминал, стоит добавить, что не синтпопом единым жив "Курьер" - нашлось место и для БГ, и для Scorpions, и для бессмертной "Травы у дома", которую рефреном исполняет главный герой.

Что мы получили в итоге? По сути, это фильм о поиске себя и - конечно же - о проблеме отцов и детей, приправленной харизмой романтического постмодерниста. Я бы рекомендовал фильм всем тем, кто еще в поиске, и тем более людям, кто уже нашел себя. Оглядываться никогда не поздно, ведь однажды станет поздно не оглядываться.