Существует известный факт – детей и животных не переиграть. Я долго размышляла над тем, что так привлекает внимание при просмотре фильмов Шукшина (Печки-Лавочки, Калина Красная), Лиозновой (Три тополя на Плющихе), Кончаловского (История Аси Клячиной) пока не поняла, что тут дело не в главных героях, безусловно, интересных, ярких, профессионально исполненных талантливыми артистами. В картинах о сельской жизни самое интересное – это массовка, составленная, как правило, из непрофессионалов, привлекательных своей естественностью и непосредственностью.  Живая, давно забытая, русская речь, песни в застольях и причитания на похоронах, фактурная внешность: рабочие мозолистые руки, морщинистые и неравномерно загорелые лица, нескладные фигуры. Они по-своему симпатичны и даже красивы, но не в стандартном понимании красоты, а в своем естестве, в том, чем их наделила природа и сама жизнь. Герои Кончаловского – самые настоящие сельские жители (в фильме задействованы жители сел Горьковской и Владимирской областей, и только две актрисы Любовь Соколова и Ия Саввина). Его главная героиня – хромоножка, председатель колхоза – неказистый горбун, тракторист – беспалый фронтовик. Режиссер сделал их такими, какими их могла придумать только их судьба. У него – каждый человек со своей историей, зачастую невеселой (монологи героев о нелегком послевоенном времени, придуманные сценаристом Юрием Клепиковым, дополнены подробностями из реальной жизни, что добавляет фильму оттенок документальности). Каждый интересен сам по себе, а вместе они составляют тот самый пресловутый колхозный коллектив, которому песня «строить и жить помогает». У Кончаловского герои, выполняя пятилетку, живут! Его реальность, хоть и не лишенная своих неотъемлемых деталей (залитые солнцем поля пшеницы со стрекотанием кузнечиков, незамысловатый колхозный быт), не имеет ничего общего с мифическим благополучием лубковых советских картин («Трактористы», «Кубанские казаки») про «рабочих и колхозниц», имеющих своей главной целью показать, как весело живется в Советском Союзе. Нет, автор не противопоставляет свой правдивый мир выдуманному, сделанному под заказ, но показывает его с искренней симпатией, с любопытством ребенка, наблюдающего за муравейником.

Действие фильма происходит в послевоенное время на фоне жизни колхоза. В центре сюжета – повариха Ася (Ия Саввина), которая любила одного и не вышла замуж за другого. Ее возлюбленный – беззаботный шофер Степан (Александр Сурин), утомленный любовью Аси, от которого она ждет ребенка, ко всем безразличный, безучастный к происходящему, нечуткий к материнским переживаниям главной героини. Его полная противоположность – Саша Чиркунов (Геннадий Егорычев), работящий, ко всем открытый и дружелюбный, давно и безответно влюбленный в Асю. Каждый из героев этого любовного треугольника переживает собственную драму. Саша, не нашедший взаимности в любви, находит утешение в усыновлении местного сироты. Степан переживает осознание отцовства. Ася с рождением ребенка приобретает новый смысл.

Кончаловский придает любви большое значение. Своя история любви есть у председателя, у тракториста Прохора, и  даже у Деда Федора. Но любовь в картине не ограничивается рамками человеческих взаимоотношений. Герои живут по истинным принципам гармонии, которые провозглашает мудрый Дед: с Любовью ко всей русской земле и Родине, с Верой в то, что жизнь будет лучше и с Надеждой на свои собственные силы. Зрителю открывается истина. Советский колхоз представляет собой коллектив не советских, а самых настоящих Русских людей, культивирующих из поколения в поколение Русскую Землю, с любовью, а не по Госплану, выращивающих хлеб, уповающих только на свои силы, и живущих при этом в более, чем скромных условиях, ведь русский народ не прихотлив и не требователен, все прощает и все терпит.    

Для 1967 года такие откровения о жизни советского общества были непозволительной роскошью, и картина, через три недели после сдачи, легла на полку на долгих 20 лет. Но, не смотря на это, фильм не потерял своей значимости. Кончаловский зафиксировал фактическую, почти документальную жизнь, пронзительную нелегкую судьбу простых людей из народа, тружеников села, любящих свою землю и трудящихся на благо Родины во имя навязанных идеалов коммунизма.