ОТ АВТОРА: 

Я и не думал сочинять роман. Все случилось как бы помимо моей воли. Полгода назад я залез на социальные сайты, начал общаться с людьми. Потом это виртуальное общение переросло в беседы по телефону. Затем я увидел этих людей в жизни. А потом смог какое-то время следить за их судьбами. Совершенно неожиданно я понял, что среди этих людей есть потенциальные литературные герои. Вдруг сюжет родился сам по себе, а я начал сочинять, будто под диктовку, и не мог остановиться. Небольшой роман я написал примерно за 4 месяца. 



Интуитивно почти я пришел к убеждению, что создавать обычный реалистический роман о самых что ни на есть обычных людях уже невозможно. Мы (все наше общество) переступили какую-то черту. Нельзя вернуться назад. Нерв современности залегает там, где формируются виртуальные сообщества, где существуют не только люди, но и призраки. Осмелюсь сказать, что российского социума вне интернета в принципе нет. Социум раздроблен в высшей степени, а интернет создает некий его аналог или суррогат. Российский социум в интернете, социум виртуализированный. То есть российский социум является некоей квазиобщностью. И это, подчеркну, было только первым открытием. 

Мотивы пребывания людей на социальных сайтах до сих пор не изучены толком. Желание преодолеть бытовое одиночество с помощью одиночества в сети - лишь поверхностный слой. За ним скрывается куда более сложная и многомерная реальность. 

Особо следует сказать об анкетах на сайтах знакомств (российских датингах). Они меняют принципиально наше расхожее представление о сети. Анкеты содержат массу избыточной информации. Это, бесспорно, разновидность искусства, создаваемого самими пользователями, некая индивидуальная художественная акция, коллективный вид творчества. Вот почему социальные сайты давно превратились из обычных фейсбуков с чатами и дневниками в намеренный виртуальный перформанс. Люди самовыражаются в интернете, и это уже факт культуры нашего времени. Способы этого самовыражения обусловлены консерватизмом сети. Пользователи обращаются порой к общим местам, которые легко заимствуются и переносятся в новый контекст. Фотоальбомы также служат этой цели. Люди представляют себя в приукрашенном или нарочито уродливом виде, сопровождая аватары разнообразными короткими приветствиями. А это особый жанр. Я собрал впечатляющую коллекцию подобных текстов. Параллельно с сочинением романа проводил своеобразные полевые исследования. 

Сайты знакомств, безусловно, принадлежат к культуре постмодерна, они интертекстуальны, искусственно литературны, свидетельствуют о ценностном релятивизме пользователей. Это творчество вызвала к жизни сеть. 

Многие постояльцы сайтов знакомств просматривают такие анкеты как потребители нового вида искусства. И примеров подобного любопытства я встречал немало. Пребывание на сайте постепенно становится незаинтересованным (лишается практического смысла) и самоценным. 

Также интуитивно я вычислил, что рассказывать о жизни людей нельзя, минуя опыт постмодернизма. Нельзя после того, что уже свершилось в литературе, оставаться в измерении классической культуры. Мы больны постмодерном, хотим мы этого или нет. Мы сами до какой-то степени стали результатом постмодерна. 

Но в то же время не хотелось бы ограничиваться бесконечным воспроизведением постомодернисткого мироощущения. Необходимо движение вперед. Однако это невозможно сделать по заказу или по личному убеждению. Есть нечто, что можно только почувствовать. Любая намеренная выдумка обречена. 

Как мне кажется, опыт такого инсайта я пережил.

http://angelbook.ru/