Я счастлива представить вам интервью с настоящим, живым кинорежиссером! Его зовут Душан Глигоров, в кино его привела судьба, его первый  полнометражный фильм "Ночь бойца" мы имели возможность видеть в кинотеатрах осенью-2009, он умеет и любит снимать кино - и ниже вы сможете узнать о том, как же, собственно живут режиссеры и что это вообще такое.


О профессии

        - Мою жизнь изменил фильм Триера "Танцующая в темноте", а что Вас привело в кино?


        Моя жизнь в кино началась в чем-то случайно: близился конец 11го класса и нужно было выбирать, что дальше делать, но вот куда идти
учиться у меня совершенно не было представления. Я очень точно представлял, чего НЕ хочу и совсем не представлял, чему хочу учиться. А в последние годы школы я смотрел много фильмов (в основном, некоммерческие, классику кино артхаус, как сейчас говорят), причем при просмотрах мне часто было скучно, но упорство было огромным в начале каждой недели я внимательно изучал ТВ программу, ручкой обводил интересные фильмы, дальше записывал все на видеокассеты и смотрел. Наверное, тут большое влияние на меня оказали старшие братья, которые были знатоками кино и меломанами. Если подумать, наверное, в этом упорном "смотрении" фильмов было желание завоевать уважение братьев и, вообще, старших. Кстати, надо отметить, что русское телевидение тогда показывало гораздо больше хороших фильмов, чем сейчас, притом, что тогда не существовало канала "Культура". Я очень редко ходил в видеопрокаты, потому что не успевал пересматривать все хорошие фильмы, которые шли по ТВ.

В общем, я заикнулся перед родителями, что "вот, мол, я люблю кино смотреть", и было решено, что буду поступать во ВГИК. При этом я совершенно не имел представления о том, что такое профессия режиссера. Еле-еле прошел творческий конкурс (благо, для иностранцев он был весьма условным, потому что они в обязательном порядке платили за обучение, а в 1997 ВГИК нуждался в деньгах) и попал в мастерскую режиссуры игрового кино. Первые три года практически ничего не делал голова была занята совсем другим: дискотеки, тусовки, компьютерные игры... вообще, нельзя поступать на кинорежиссуру в таком юном возрасте, потому что элементарно не хватает жизненного опыта, чтобы заниматься режиссурой. Пытался бросить на втором курсе и перейти в архитектурный, но меня удержали словами "сначала закончи первый институт, а потом поступишь во второй". А уже на третьем-четвертом курсе втянулся, снял курсовую работу "Маме", получил несколько призов, и мне это понравилось. Самое главное, я понял, что могу заниматься режиссурой, потому что до этого я совсем не был в этом так уверен – даже наоборот.

Снял дипломную работу "После дождя", поездил по фестивалям в Европе и России. Получил диплом в 2004 году и понял, что теперь надо действительно учиться снимать кино...

Что это вообще за профессия кинорежиссер?

Она разная. Важно понять, что, кроме творчества, кино это еще и производство. Куча людей, сроки, большие затраты... такая огромная машина, которой надо как-то управлять, хотя многое из этого делают и продюсеры, и другие люди на площадке. Научиться производству можно только на практике и мне в этом очень помогла работа ассистентом режиссера и вторым режиссером у моего мастера по ВГИКу Андрея Андреевича Эшпая.

Работу кинорежиссера, в принципе, можно разложить на составляющие. В процессе работы над сценарием - это работа с историей и драматургией, представление будущего фильма во всех деталях: как будет выглядеть каждая секунда экранного времени. В подготовке к съемкам и во время съемок организация людей (съемочной группы) и старание донести свое "видение" фильма до членов группы, потому что кино дело коллективное. Монтажно-тонировочный период, или, как говорят, пост-продакшн это исправление ошибок, которые были допущены на предыдущих этапах работы над фильмом. Тут важно забыть все, что у тебя было задумано ранее и реально смотреть на отснятый материал, найти, что там есть, что получилось, а что нет, и правильно сложить фильм, смонтировать.

Кто-то из классиков кино сказал, что фильм рождается трижды: первый раз на бумаге (написание сценария), второй раз на съемочной площадке, третий на монтажном столе. Это очень точное высказывание! И каждый из трех этапов очень важен. А вообще перед кинорежиссером задача всегда стоит одна максимально подробно и точно представлять себе будущий фильм и воплощать его в реальность, будь то на бумаге, площадке, на озвучании, в монтаже и т.д.

А чем отличается должность "второй режиссер"? Каково, например, было работать "вторым" у Андрея Андреевича Эшпая?

Второй режиссер главный организатор на съемочной площадке. Он должен сделать все, чтобы режиссер мог не думать о мелочах и заниматься творчеством (работой с актерами, выстраиванием кадра с оператором, репетициями и т.д.). Ведь на площадке находится минимум 30, а иногда и до 100 человек, и у каждого из них есть какие-то проблемы, вопросы, желания. Поэтому нужна организация и разделение труда. У режиссера есть его главный помощник второй режиссер, у оператора есть второй оператор, и так далее. В общем, второй режиссер помогает во всем режиссеру и еще делает одну важную вещь составляет график съемок.

Работа "вторым" это очень хороший способ учиться быть "первым". Легко и незаметно перенимается опыт у уже состоявшегося режиссера, узнается кинопроцесс изнутри. Хотя далеко не все вторые режиссеры хотят становится режиссерами – постановщиками. Это две разные профессии.

С Андреем Андреевичем Эшпаем работать очень интересно и полезно он щедро делится своим знанием, он очень хорошо работает с актерами, всегда снимает фильмы из разряда Киноискусства. Иметь такого учителя, работать у него вторым или помощником большая удача. А работать было не очень сложно: была маленькая и слаженная группа, а кроме того, я по сути замещал второго режиссера Юрия Крючкова, который заболел во время съемок. Крючков - великий второй режиссер старой мосфильмовской закалки. Вообще, в съемочных группах А.А.Эшпая всегда большие профессионалы, гениальные актеры и это очень важно – здóрово учиться у настоящих мастеров своего дела.

 

О «производстве» кино

Что Вам дается легче (или сложнее): написать сценарий, или экранизировать его?

Лично мне легче снимать по чужому сценарию, потому что когда сценарий не твой, ты меньше к нему привязан эмоционально, соответственно, более "трезво" смотришь на него. Не боишься менять, перестраивать, перекраивать, не больно, когда приходится выкинуть очень хорошую, но совсем не нужную сцену. И, честно говоря, я пока плохо пишу сценарии, только учусь.

Вообще, сценарист и режиссер это две разные профессии, но очень здорово, когда режиссер сам и пишет.

Кадр из фильма "После дождя"

И что сложнее: формулировать идею и снимать, то есть воплощать ее, или уже после съемок эту идею сохранить, не имея возможности что-то переснять?

Все, что касается идеи фильма сложно. Главное, чтобы идея не была банальна и пробуждала в тебе какие-то чувства, желание воплощать ее. А иногда приходится и менять идею, когда имеешь на руках отснятый материал, а переснять нет возможности. По разному бывает...

Как быть организатором на площадке, сделать так, чтобы все эти люди понимали, что делают, и, главное, в кадре было именно то, что нужно?

Упорство, терпение, умение доносить свою идею, настойчивость, компромиссы, ссоры, иногда помогает поорать, мат, полезно умение быстро находить общий язык с разными людьми... у кого что лучше получается из вышесказанного.

 

Фильмография

Каким Вашим фильмом Вы гордитесь?

Можно сказать, что горжусь своими студенческими работами, но стараюсь это чувство особо не развивать. На мой взгляд, гордость одна из самых пагубных черт для творческого человека. Когда гордишься, теряешь представление о том, когда ты хорошо делаешь свою работу, а когда плохо. "Крышу сносит", и человек потерян. Когда так происходит, теряется способность к самоиронии, а мне кажется, что нельзя к себе слишком серьезно относиться. Мне скромные люди и скромные творцы гораздо более симпатичны.

Расскажите о Ваших короткометражных фильмах "Маме" и "После дождя".

Фильмы надо смотреть... Если вкратце, "Маме" это лирическая история про любовь с первого взгляда парня Сергея и девушки Кати. А "После дождя" драма о том, что иногда наши лучшие намерения приводят к трагическим последствиям, что бывают ситуации, когда всех наших стараний оказывается недостаточно, и мы бессильны что-либо изменить, как бы не пытались. Эти два фильма очень разные, и на каждом я многому научился.

Кадр из фильма "Маме"

Опыт

Вы были членом жюри Гамбургского фестиваля короткометражного кино, по каким критериям судили? Что нужно фильму, чтобы быть "хорошим фильмом"?

Судить фильмы всегда очень сложно, потому что в конечном счете это дело вкуса. Кому-то нравятся зеленые яблоки, а кому-то красные. То же и с фильмами. Оценка у каждого человека очень тесно связана с его жизненным опытом. Он находит там что-то интересное, потому что у него было такое в жизни, а я не нахожу, потому что у меня такого не было.

Короче, судить было сложно, и мы с членами жюри часов шесть решали кому дать призы. Сначала просто голосовали и когда посчитали голоса, то все оказались недовольны результатом. Потому стали дальше разговаривать и искать критерии судейства.

Вообще, в коротком метре это немного не так, как в большом кино короткометражки – это в основном студенческие фильмы, и для каждого студента, начинающего режиссера важно получить поддержку в начале своего творческого пути. Поэтому в некоторых случаях смотрели биографию режиссера, судьбу фильма до фестиваля и определяли кому приз "нужнее" в тот конкретный момент.

На съемочной площадке фильма "Ночь бойца", слева направо: Душан Глигоров, Анастасия Пронина, Сергей Чугин

«Ночь бойца» – несерьезное кино о серьезных вещах

Какой Ваш личный посыл фильма "Ночь бойца"?

Посыл фильма в том, что любое чрезмерное увлечение человека чем-нибудь - наркотиками, алкоголем, компьютерными играми, чтением книг, деньгами – все это может быть опасным, потому что обрывает связь с реальностью. Человек перестает контролировать, что можно и что нельзя. Мы выбрали компьютерные игры, как тему, самую близкую современным подросткам, и тему безрассудной погони за деньгами. А кроме посыла мне было очень интересно "поиграть" в "Ночи бойца" в разные стили кино – черная комедия, трэш, фарс, триллер.

Я бы сказал, «Ночь бойца» – это несерьезное кино о серьезных вещах. Чтобы достучаться до тинэйджеров, мне хотелось говорить с ними легко, не совсем серьезно.

 

Анастасия Пронина о том, какой она видит свою героиню Лизу:

– Лизе в целом наплевать на всех и вся. Она живет в мире компьютерных игр. Но когда появляется герой, который превращает виртуальный мир игры в реальность, и предлагает Лизе играть и в жизни по ее правилам, она в итоге одумывается и к финалу перерождается. Мне была очень интересна ее трансформация.

 

Ангел Смерти: альтер-эго девочки Лизы

          Евгений Цыганов:

          Во всех нас накапливается какое-то количество всякой дряни, и если есть возможность ее куда-то сливать, это только приносит облегчение. Для меня как-то безобидно прошел весь съемочный период. Бывает, ты приходишь на площадку, и думаешь: «Куда я влип? почему я сейчас здесь?» А здесь – крыша «Красного октября», ванная, горы сахара, какие-то цеха, переходы, лифты. Но на самом деле я играл альтер-эго главной героини. Ангел смерти, такое животное, чудовище, вылезло из ее сознания, это просто ее фантазия… «Ночь бойца» - кино о девочке Лизе, которая способна породить вот такое существо, такого монстра, но способна его же и уничтожить. Девочки рулят – такое тоже случается. Это милый анекдот, сказочка про девочек. Кто мне еще предложит сыграть маленькую девочку? А вот предложили. У меня у самого маленькие девочки, я в этом чуть-чуть разбираюсь. Но они этот фильм посмотрят нескоро…


Настоящее и будущее

Отслеживаете ли, что происходит в кинематографе на Вашей родине?

Понемногу слежу, но происходит мало хорошего, потому что в стране тяжелая экономическая ситуация в год снимается несколько фильмов всего. Хотя периодически появляются любопытные фильмы. Надеюсь, будет лучше когда мир выйдет из финансового кризиса.

Какие планы на будущее, что снимать собираетесь?

Есть сейчас в планах снять одну социально-психологическую драму. Надеюсь, это случится в конце 2010 и 2011 году. Вообще, мне везет, что удается работать в разных жанрах. Все мои три фильма (2 коротких и один полный метр) - они все совершенно разные друг от друга. И по теме, и по стилистике, и по истории...как будто их делали разные люди! И если этот следующий фильм удастся реализовать - это для меня снова будет совершенно другой жанр, другая стилистика, тема, герои... и такое разнообразие очень радует!

 

Что Вы могли бы посоветовать тем, кто хочет стать CityCelebrity?

Любить свою профессию, быть искренним в ней и доверять себе.

На съемочной площадке "Ночи бойца", слева направо: Душан Глигоров, Евгений Цыганов, Сергей Чугин