Синергетический город.

Проект не предполагает конкретного функционального решения пространства города , но , скорее,  систему и методологию, опираясь на которую, возможно его развитие. Саморегулирование развития  определяется свободой заполнения структуры на основе синергетических принципов. Цель градостроительного проекта сводится к созданию  своего рода генетического кода универсальной  матрицы, которая не ориентируется на субъективную  вечно меняющуюся реальность города,  но представляет  уменьшенную модель мироздания. Не геометрически , но по сути — символически.

 

Cинергетические принципы проекта:

 

Гомеостатичность

 

Всякая система имеет цель существования.

Идея  проекта : попытаться включить хаос человеческого существования, иррациональные жизненные явления в процесс проектирования , превратить их в «единство разнообразия».

Создать гибкую систему, при этом сохранив синкретичность (целостность) образа.

 

Не замкнутость

 

Структура города существует как изменяемая во времени, на каждом временном отрезке являясь одновременно завершенной и одновременно открытой к дальнейшему развитию.

«Идеальный город XXI века - это открытый город, который никогда не остановится в росте.

Нам нужна система, которая сможет гибко реагировать на перемены. Говоря о генеральном плане будущего, следует иметь в виду собственно генеральную систему».(Kisho Kurokawa).

Это определило равномерность и равнозначность частей целого в проекте.

Город однороден по горизонтали.

 

Иерархия

 

Как один из определяющих принципов порядка и мироздания.

Горизонтальная иерархия классического города с одной стороны демократична, но в ней изначально заложена некая инерция развития, вынужденная самоорганизация. С некоторого момента город формируется хаотично и становится невозможно остановить его беспорядочное разрастание.

В проекте горизонтальное зонирование присутствует, но основное распределение функций происходит по вертикали.

Вертикальная иерархия становится основополагающей.

Структура предопределяет значимость явлений.

Реализация генеральных планов городов в среднем составляет лишь 20-30 % - и это считается нормальным. Остальные 70-80% продиктованы самой жизнью, её непредсказуемостью и какими либо факторами которые не были, а скорее всего и не могли быть заведомо учтены при проектировании. Синергетическая система дает возможность включить в процесс проектирования  хаос, воспринимая его как разнообразие целого.

 Проект

 

Экология

 

Зеленый покров

компенсационный принцип

Площадь застройки = площади озеленения

Функции зеленого покрова:

·       защитить от перегрева и УФ-излучения

·       снизить температуру воздуха в городах в летнее время ( до 10С);

·       исключить выделение опасных для здоровья человека летучих веществ и соединений из битумных кровельных материалов;

·       снизить загрязнение воздуха (растения способны улавливать из проходящих над поверхностью потоков воздуха до 50 % пыли и снижать концентрацию вредных микроорганизмов);

·       обеспечить поступление кислорода (газон площадью 150 м2 выделяет за год кислорода, которого достаточно для дыхания ста человек);

·       снизить общий шумовой фон от 2 до 10 дБ;

·       повысить за счет медленного испарения влаги из почвы влажность воздуха в городах, что благотворно влияет на здоровье человека;

·       исключить быстрое распространение огня при пожаре .

Символическая и социальная - покров, защита , в то же время город трактуется как  археологический слой - создается пускай и искусственно история места- то, чего лишены

современные города

Природное пространство , для которого не определены ни режим управления, ни какое либо народно-хозяйственное назначение. место уравнивающее всех. Здесь природа выступает  как средство социального единения.

 

Композиция города. Синтез искусств

 

Город развивается вдоль определенного вектора регулярно и равномерно с периодическим волновым сгущением и разряжением образующих  элементов.

Основные общественные функции встроены в стилобат города, который , одновременно, является основанием для ландшафта , развивающегося на его поверхности.

Наиболее значимые социальные объекты выделены композиционно пространством площадей и находятся на близком к поверхности уровне. Над поверхностью возвышаются только жилые башни и духовные центры ( распределение значений на основе иерархических принципов)

Информационные и транспортные потоки пронизывают стилобат на уровне второго этажа соединяют основные узлы городской ткани. Нижний уровень предназначен для пешеходов.

В плане композиция интерпретирует нотную запись - графически и  символически.

На линии улиц нанизаны площади и здания. Перпендикулярные пересечения символизируют таким образом границы тактов ( кварталов)

Роль градостроителя  становится сходна роли композитора.

Построение городской среды становится подобным сочетанию аккордов в музыке.

Выявляя диссонансы и консонансы формируется разное по характеру « звучания » пространство. Аналогично можно апеллировать применительно к городу такими значениями как размер, ритм, длительность, доля,  пауза, тембр

Оставаясь в рамках определенной для конкретного города тональности возможно его полифоническое развитие - проведение одной темы на разных уровнях.

Как и в музыке, этот метод позволяет из ограниченного набора элементов создавать

различные по эмоциональном у и смысловому значению композиции

Так реализуется в проекте идея синтеза искусств.

 

Время

 

Город развивается линейно по горизонтали. Вертикальные образующие его элементы или группы элементов имеют основной набор функций.

Поэтому после создания уже одного квартала (такта) он функционирует как город.

Он одновременно закончен и открыт к дальнейшему развитию.

Его развитие  и превращение при благоприятных экономических и политических условиях в крупный  город возможно менее чем за 25 лет.

Масштаб

Это экспериментальный город  для изучения внутренних синергетических процессов.

Своего рода небольшой фрагмент возможного мегаполиса. Поэтому количество жителей не должно быть более 70000-100000 человек.

 

Транспорт

 

Только общественный экологически чистый транспорт.

Сеть общественного транспорта соединяет жилые башни и общественные пространства в единую систему, с локальными центрами управления. Только единая система позволяет планировать свое развитие и регулировать влияние на окружающую среду.

 

Место

По проекту город распологается на восточном пологом берегу озера Байкал.

Первые русские поселения на берегу Байкала появились в конце XVII—начале XVIII века.Развитие территории происходило хаотично и слабо.В советское время на юге Байкала был построен город Байкальск и бумажный  комбината, не учитывающие значение и экологию места.

Этот проект - альтернатива хаотичному и не экологическому развитию территории. В тоже время он ориентируется на  Российские традиции планирования городов .

традиционно при выборе места для строительства поселения  большое внимание уделялось не только стратегическому значению , но его пейзажному окружению. Архитектура городов и монастырей  с высокими вертикалями церквей подчеркивала покой окружающего пейзажа, дополняя и одухотворяя его.

Этот прием перешел в проект и лег в основу его композиционного и формального решения.

Природный покров накрывает город и являяется продолжением окружающего пейзажа.

Жилые башни и церкви  взвышаются над поверхностью, создавая  современный образ города, ориентированный на традиции места.

 

Климат

 

Водная масса Байкала оказывает влияние на климат прибрежной территории. Зима здесь бывает мягче, а лето — прохладнее, близость к открытому водному пространству будет способствовать  проветриванию улиц в городе и увлажнению воздуха.

Район Байкала отличается большой суммарной продолжительностью солнечного сияния и является рекордным для России - 310-330 солнечных дней в году.

Это имеет важное значение с точки зрения создания психологической атмосферы города, фактора, который редко учитывается ри проектированиии современных городов. 

 

«Поистине это противоречит всякой логике, когда площадь, равная целому городу, не используется, и шиферу остается любоваться звездами!» (Ле Корбюзье)