(Источник фото: Judy Baxter / flickr.com)

Представлять собой будет цикл мероприятий, разделенный на 4 направления для разных возрастных категорий.

Проходить они будут днем в выходные дни, каждую неделю.

Рассчитаны программы на детей четырёх возрастных групп:

- 5-7 лет (подготовка к чтению, обсуждение иллюстраций, возможность фантазировать)

- 7-10 лет (совместное чтение, развитие речевых навыков, опыт формулирования собственных мыслей, анализ, выводы)

- 11-14 лет (общение с другими «книжными фанатами», знакомство с писателями, возможность почувствовать себя писателем и поделиться результатом собственного творчества)

- 15-18 лет (встречи с «настоящими» писателями, возможность набраться у них опыта, узнать, как работают издательства, и решить для себя, стоит ли связывать свою жизнь с книгами)

Краткий обзор в презентации:

 

 

Подобный клуб будет актуален по двум причинам:

1.     Все мы слышали о проблеме снижения интереса к книгам у детей. Подобный клуб позволит с раннего возраста увлечь детей этим занятием, особенно если у родителей для этого не находится времени. Младшим школьникам он позволит выйти за рамки академического анализа текста (составления плана произведения, выделения темы, поиска эпитетов и пересказа на оценку). Для учеников же средней школы это будет уже скорее клуб по интересам, где они смогут обсуждать «Гарри Поттера», находить единомышленников и мечтать стать такими же писателями как те, что приходят к ним в клуб. Подросткам клуб поможет определиться с будущей профессией.

2.     Многие родители с радостью оставят детей на полтора часа в библиотеке, зная, что ребенок с пользой проведет время. Для детей 5-7 лет  (особенно тех, что не ходят в детский сад) – возможность научиться находиться в коллективе, сидеть и слушать педагога, а для родителей – возможность сходить в магазин без ребенка. Для 7-10 – возможность отвлечь ребенка от мультиков и компьютера, чем он или она часто занимается в выходные дни. 10-14 – каждый родитель будет счастлив, если его ребенок в этом трудном возрасте будет интересоваться книгами, а не прогулками с приятелями во дворе.

Child reading at Brookline Booksmith (Источник фото: Wikimedia Commons)

Вероятно, у Ленинки уже есть свой проект развития детских программ в библиотеке. Но именно проект клуба для разных возрастов кажется оптимальным, чтобы максимально отвечать интересам всех детей, которые захотят прийти. В отличие от других возможных мероприятий (таких как экскурсии по библиотеке или разовые тематические вечера), здесь важна систематичность. Как и любую привычку, любовь к чтению можно привить только таким образом.

В зависимости от возможностей библиотеки мы можем открыть либо все 4 группы разом, либо начать с одной. С другой стороны, возможно, деление по возрасту можно сместить, отказавшись от какой-либо из групп. Сами же группы не должны быть очень большими, поэтому при большом количестве желающих необходимо создавать параллельные «классы». Идеальное время начала работы клуба – 1 октября. Встречи клуба планируется проводить каждые  выходные в середине дня (12-14 часов). Это вовсе не означает, что каждая группа будет встречаться раз в неделю (детям 10-14, например, может понадобиться больше времени для подготовки к встречам).

 

Итак, что требуется для реализации проекта?

1.     Помещение небольшое, камерное (возможно, читальный зал №1 подойдет для этого), с возможностью поместить проектор и экран (либо со свободной белой стеной).

2.     Человеческие ресурсы.

      a.     Педагог(и), который(ые) заранее разработает(ют)        программу курса(ов).

      b.     Преподаватель из ЛитИнститута либо писатель, который будет заниматься со старшей группой писательским делом, давать советы, критиковать или хвалить.

      c.      Куратор-администратор, который будет связываться с родителями, рассказывать о клубе, договариваться с педагогами, писателями и издателями, составит требования к программам и будет согласовывать все четыре вместе с педагогами и авторами Открытой библиотеки.

      d.     Дизайнер, готовый разработать корпоративный стиль клуба, который будет использоваться на плакатах, листовках, программках клуба, а также разработает макеты самих листовок и т.д.

3.     Печать вышеописанных материалов, реклама на сайте, в библиотеке и реклама, которую могут предоставить партнеры.

 

В качестве партнеров можно привлечь издательства, в том числе, например, за какие-то достижения дарить детям книги этого издательства.

Другие партнеры – информационные. Раздел «Дети» есть, например, на «Дожде». В журнале «Большой город» есть «Выходные с детьми в городе». Можно попросить «The Village» написать об открытии нового проекта.

В общем, да, упор стоит сделать на молодых родителей (и интересующихся старшеклассников). Как показывает опыт, именно они особенно заинтересованы во всестороннем развитии ребенка и открыты для новых площадок (в отличие от тех родителей, которые готовы водить ребенка не дальше школы искусств на соседней улице).

 

В Детском Литературном Клубе могут выступать известные писатели. Это детские писатели для группы 11-14 (такие как Тамара Крюкова, Дмитрий Емец, Дина Сабитова и др.). Они смогут зачитывать отрывки из своих произведений и рассказывать, как им пришло в голову создать такого интересного персонажа, к примеру.

Для старшей группы это современные писатели, готовые поделиться опытом с молодым поколением (например, можно пригласить Дмитрия Быкова, Михаила Шишкина, Виктора Пелевина, Бориса Акунина и др.). Кроме писателей нужно звать и драматургов (Ваня Вырыпаев и др.) и поэтов (Вера Полозкова и др.)

 

Сама я готова поучаствовать в проекте, уделив ему максимум своего времени: в первую очередь заняться общими организационными моментами, а также в качестве куратора-администратора (но если проект станет активно развиваться, на роль администратора для связи с родителями может понадобиться уже отдельный человек). Конечно, особенно интересно мне было бы курировать встречи с писателями. Также могу предложить себя на роль педагога одной из младших групп.