Мы же сегодня поговорим о еде, которая самыми различными способами украшала – и украшает по сей день – места человеческого обитания.

Огурцами по обоям.

Как утверждают специалисты, наши пещерные предки окорока мамонта и питательные коренья не только ели, но и запечатлевали в первобытных натюрмортах. Которые, в свою очередь, украшали скромные жилища наших пращуров. Однако  наука (позволю себе цитату) «пока не нашла достаточное количество иллюстраций и интересного материала, чтобы рассказать вам об этом». Мы, конечно, не посмеем бежать впереди науки, а обратимся к уже проверенной ею информации. Совершенно достоверно известно: пять тысяч лет назад, в Древнем Египте, изображения еды украшали стены жилища. Правда, это было жилище уже умершего человека – усыпальница. Но это не страшно – ведь, во многом благодаря пирамидам и захоронениям нам и по сей день доступны произведения высокого древнеегипетского искусства.

История  так же утверждает, что одним из первых растений, которым наши предки начали разбавлять свое мамонтово-корешковое меню,  был какой-то прародитель современных бобовых. Подтверждение этому дает очень древний орнамент – турецкий боб, (он же пейсли, он же индийский огурец). Каплеобразный рисунок только человеку с очень развитой фантазией напомнит боб (или огурец). Однако, со времен колонизации Индии этот «пищевой» орнамент  прочно утвердился сначала в английских интерьерах (на подушках, столиках, портьерах и обивке мебели), а потом и по всему миру. Пока  фирма Etro украшала восточным орнаментом текстиль, английская марка Cole & Son выпустила с ним несколько коллекций обоев, которые сразу же стали классикой. Затем подтянулись и другие дизайнеры, в том числе Дом Kenzo. Теперь «огурцы» растут везде — от штор и обоев до фарфоровой посуды: по-восточному изысканные, щедрые и роскошные.

Не прочь похрустеть огурцом были и древние греки. Античный народ солил и мариновал огурчики, а так же  ел их сырыми. А в целом же, еду эллины (а за ними и римляне) запечатлевали не только в графике и живописи, но и  в скульптуре, и в архитектуре. Многим известен символ рога изобилия, cornu copiae. Он «извергал из себя» не только абстрактные блага, но и все содержимое древнегреческой продовольственной корзины – плоды, коренья, овощи, и пр. Вкладывался в свободную скульптурную руки богини Фемиды (интересно, вместо меча или вместо весов?) Фортуны, Плутоса, Геи, и Геракла. В архитектуре использовался для украшения капителей, арок  и карнизов. В общем,  яблоки, виноград, оливки, чеснок и лук, пряности (а может, и огурцы тоже)  вполне справлялись с украшением древнегреческого жилища.

Эпоха римлян дарит нам образец креативного решения проблемы обилия мусора после шумных вечеринок. На полу изображали мозаикой … объедки. И  - вуаля! Можно вообще не убираться!

 К слову сказать, в Японии как таковых художественных произведений, воспевающих еду, практически нет. 53  видов станции Токайдо - есть, 69  видов станций Кисокайдо" – есть, не говоря уже о ста видах Фудзи… Это связано с тем, что умеренность в еде – одна из главных японских добродетелей. Зато в стране восходящего солнца существуют несколько иероглифов, обозначающих слово «рис». Свитки с каллиграфически написанными иероглифами, обозначающими эту национальную Еду (именно с большой буквы!) и являлись подлинным украшением аскетичного японского жилища.

 То, что я ем....

Но перенесемся чуть ближе к нашим дням.  В XVI-XVII вв. нидерландские живописцы создали восхитительную, невероятную, немеркнущую в веках  живописную оду «на счет пожевать чего-нибудь». Жевали, то есть, писали они вкусно, обильно и с размахом. Полупрозрачные фрукты, мерцающие бокалы, перламутрово-опаловая селедочка и благоухающие окорока. Примерно в это же время в этом же месте распространилась теория `beast-machine’, повествующая о том,  что у животных нет души и они созданы лишь для самовоспроизведения и обеспечения потребностей человека. Можно предположить, что в связи с этой анти-животной программой и возникли натюрморты, безжалостно и цинично изображающие смерть наших братьев меньших. На них громоздятся ворохи пестрокрылых фазанов, безжизненно вытянув шеи лежат олени, косули и лебеди, пучками развешены на крюках зайцы и кролики. Такие картины украшали вовсе не кухни, где, казалось бы им самое место, а гостиные, столовые и кабинеты. Дето в том, что кухня в те времена была помещением утилитарного назначения. Там  слуги готовили еду, и ни о каком украшении  «подсобки» речи не шло.

Отдельно отметить стоит «вкусные» портреты Джузеппе Арчимбольдо.  Его «Садовник» с щеками-луковицами, бородой-дайконом и глазами-орехами задолго предвосхитил идеи сюрреализма. Своими картинами Джузеппе пытался  сказать: все взаимопроницаемо – космос, вещи, человек… Или, возможно  - «Я то, что я ем»?

 Следуя этому постулату, художники молодого Советского Союза состояли из  тощей селедки, черного хлеба и водки. В те времена с другими натурщицами – то бишь, едой – было туго.

 Ударим продовольственной корзиной по интерьеру!

Зато сейчас  мы можем позволить себе украсить дом или квартиру каким угодно изображением еды. И пусть у большинства нет возможности приобрести подлинники нидерландских живописцев, копии их картин широко растиражированы. Есть и более простой вариант. Можно найти в интернете фотографии  перчиков, лимончиков, пиццы, колбас – распечатать в студии, вставить в рамку – и повесить на стену. Это вариант хорош еще тем, что можно легко менять картинки в зависимости от вашего настроения. Кроме того, современные технологии позволяют распечатывать цветное изображение прямо на холсте. Несколько мазков краской по такому «принту»  - и вы уже обладатель «картины маслом».

 

Барельефы из гипса продаются почти во всех более-менее приличных строительных магазинах. Главное, чтобы пухлощекий амур с яблоком  и виноградом вписался в ваш интерьер.

 Но на этом варианты «внедрения» еды в современный интерьер не исчерпываются. Можно сделать самому, или заказать флористические композиции с кофейными зернами, палочками корицы, сушеными лимонами и яблоками. Такой топиарий или гирлянда будут не только выглядеть симпатично, но и приятно пахнуть. Они уместны и на кухне, и в гостиной, и даже в спальне. Только выберите запахи, которые не будут раздражать вас и ваших близких. Если на большинство запахов – аллергия, замените натуральные материалы в композиции пластиковыми вишенками или грибочками.

 

Вместе с детьми можно склеить макеты еды из бумаги. Картонные суши и роллы, а так же спаржа и капуста могут стать ходовым товаром в «магазинчике»  при детской комнате.

На кухне в «пейзанском стиле» можно, не мудрствуя лукаво развесить связки лука, чеснока и жгучего перца. Или спланировать полку, на которую выставить домашние заготовки. Кумачовые  помидоры, маринованные огурчики, янтарное варенье – ну ведь роскошество! Или – крупы в прозрачных контейнерах? Горох, бобы, макароны – разве они не достойны того, чтобы ими любоваться?

 Еще один вариант – свечи. В виде безе. Бананов. Ананаса. Клубники… вариантов множество. А еще и кухню, и детскую можно украсить пирожными и булками из… ткани. Пончик из флиса. Пироженка из ситца. Пицца связанная крючком… Фантазируйте в свое удовольствие!