Лекция о философском счастье гороского жителя. Лекция разбита на несколько статей. Целиком же она о том, почему йоги счастливы, гении тоже счастливы, а творческая молодежь больших городов - не очень. Оригинальное название лекции: "О чувстве долга перед обществом и путях достижения субъективного счастья в рамках системы ценностей общества потребителей".

Первая часть :: Вторая часть :: Третья часть

Автор фото: Таша Наириевна

Понятие о счастье человека формируется системой ценностей, в которой он воспитан. Если жизнь ценна – убивать нельзя.

 Если деньги ценны – их должно быть много или достаточно. Если лесть ценится – индивид должен уметь льстить, если наркотики запрещены – индивид, их употребляющий, считается не подходящим обществу. Человек счастлив тогда, когда разделяет принятую систему ценностей. Все люди, осознающие в себе систему ценностей, отличную от общепринятой, в душе считают, что их система лучше общепринятой. Не совсем понимают, чем лучше, но - считают. Многие даже уверены, что она представляет собой новую ступень эволюции человека в плане внутреннего развития и осознания своего места в мире. Однако эти же «многие» счастливо не живут.

Парадокс, в результате которого счастье системы ценностей потребителей не достигается такими уверенными индивидами, состоит в разнице восприятия денег: для общества деньги – это главный компонент счастья, а для индивидов деньги – средство к существованию. Причина отсутствия счастья инакомыслящего человека, живущего в обществе потребления, заключается в отсутствии у того понятия долга перед обществом за рождение и возможность существовать и познавать, при том, что в сознании его доминирует система ценностей, в рамках которой понятие долга перед обществом действует. Он же воспитан в этой системе ценностей. Под долгом здесь понимается необходимость постоянно оправдывать доверие и ожидания родителей в виде непрерывного достижения «денежного» счастья. 

При задаче адекватно существовать в обществе, достижение одного маленького индивижьего счастья возможно всего двумя путями.

 Пути такие: принятие индивидом общей системы ценностей или избавление от одного из составных элементов этой системы ценностей, а именно, от чувства долга. Когда чувство долга аннулировано, сама по себе исчезает и причина, мешавшая достижению счастья. 

Замечательные деньги

 Я предлагаю взглянуть на это с точки зрения ценностей общества потребления и в нем же оперировать. Очень и очень многие «инакомыслящие» несчастливы. Такая грустная штука. Они чувствуют, что идут на работу, чтобы выполнять ритуал зарабатывания денег. Они имеют ее, работу, имеют стабильный доход, но не имеют внутреннего спокойствия, которое с точки зрения потребителей выражается в осознании того, что твой достаток обеспечен на ближайшее будущее. Что в этот момент комфортно и что все не разрушится ни в ближайшие два дня, ни в ближайшие пять лет. Отсутствие спокойствия происходит из разницы системы ценностей их, уверенных инакомыслящих, и общества, в котором они живут. Отсутствие спокойствия заставляет их находиться в постоянном неосознанном поиске приверженцев аналогичной системы ценностей, с которыми им интересно проводить время. Они имеют счастье и удовлетворение, но с точки зрения потребителя в достатке они не живут. В общем, оно, с их точки зрения, и понятно. Талантливые ребята и девчонки, светлые головы, но лентяи. Их идеи замечательны, но воплощать их они ленятся и от того, считает общество, они не будут богаты. 

Общество считает таких индивидов «несостоявшимися», но имеющими большой потенциал, или «неуспешными».

 Проблема в том, что эти люди, живущие в обществе потребления по законам общества потребления, не признают себя его членами. Несмотря на то, что они понимают, что счастье не в деньгах и не в их количестве, они еще считают, что деньги для них – это единственно возможное средство удержаться в обществе потребления, в городе, где они живут. Кончаются деньги, и общество выбрасывает тебя из своей среды. Остаешься один – и умираешь. Так и обстоят дела в мире, действующем по системе ценностей общества потребления. Как только мы выносим предмет обсуждения за эту систему, определение денег меняется. 

Самая удивительная штука в мире, в рамках разговора об обществе потребления, это то, что там деньги являются мерилом даже доверия.

 Родившись, человек использует все, что ему доступно вокруг него. Это подарок общества потребления. Родители дают ему возможность вступить в их мир и учат существовать в нем. Со временем, по мере своего роста, он узнает о том, что за все, что он использует, необходимо платить. Он узнает это именно сам, и гораздо раньше, чем родители сообщают ему об этом, но молчит, логично решая, что ему лучше в своей сказке, где все появляется само. Родители тянут с этим, потому что в глубине души помнят момент выбора пути развития, на котором они решили развиваться именно в системе ценностей потребителя, то есть буквально – быть потребителями, – и сожалеют о нем. И все же понимание необходимости платить за блага неизбежно приходит. Количество и качество нужд растут, и общество, в лице родителей, говорит, что ребенок получит все блага для их удовлетворения, если сможет заплатить за них. И логично предлагает действенный инструмент для заработка средств к оплате благ - образование и работу. Образование - для оплаты благ, которые дают ему родители, работа - для оплаты благ, поставляемых обществом. Получая образование и зарабатывая деньги, человек доказывает родителям, что они не зря поверили ему, дав возможность расти и познавать. Это своеобразная сделка, которую совершает любой человек, рожденный в обществе потребления: возможность существовать и познавать в обмен на обеспечение средств к своему существованию в обществе потребителей. Смешно то, что в момент совершения сделки ребенок не осознает ни себя, ни сделки.  

>> Продолжение темы опубликовано во второй части "Долг за возможность счастья".