Я работаю в одном из тех странных мест, где проводятся компьютерные курсы для пенсионеров, которым почему-то вздумалось эти самые курсы посетить. В чем причина? Зачем они это делают? Неведомо. Скорее всего недостаток общения или же замученные родственники, устав объяснять где на клавиатуре «эни кей», решили переложить эту проблему на плечи «профессионалов». Но помимо курсов мы порой оказываем «дистанционную помощь» и «телефонные консультации», так это называется. И после пары месяцев этих консультаций, я настаиваю, чтобы меня вскоре взяли на небо живым. Но не будем забегать вперед.

Утро. Люди уныло бредут на работу или же добираются домой после бурного ночного времяпрепровождения. Я прохожу мимо табачного ларька и сворачиваю в нужный двор. Ларек этот – наша последняя надежда, и когда по недомыслию или форс-мажору у нас кончаются сигареты, то можно сбегать и купить еще пачку.

Наконец, я выруливаю к нашим дверям. Естественно — открыто. Входя в эти врата, над которыми вполне уместно смотрелось бы известное «оставь надежду...» (фигушки, я не клиент, я из персонала...), я уже слышу... Я слышу ЕГО. Он поджидал меня, коварно затаившись, и вот теперь — торопит, как бы говоря: «Ага! Никуда ты от меня не денешься, я уже жду тебя, мне нужна твоя душа!». Стиснув зубы, перехожу на галоп.

Не успел. Трубку заходящегося издевательским звоном телефона уже взял Лешка. Он сосредоточенно смотрит на монитор, кивая головой и выстукивая что-то на клавишах. Значит, пока можно спокойно отдышаться, повесить шляпу и куртку на вешалку и пойти перекурить.

Я здороваюсь со всеми, вытаскиваю сигарету и иду в соседнюю комнату — ставить чайник. Возвращаюсь в кабинет. Глаза Лешки уже смотрят в одну точку, где-то в сантиметре от переносицы.

— Да... Я же говорю, включите его... Монитор. Что это такое? Что вы перед собой видите? Так, стол, хорошо... Клавиатуру... Мышку... Телевизор... Стоп! Вот, именно он. Не тот, что на тумбочке, а тот, что к компьютеру проводом подсоединен. Включайте! Как? Кнопочку на нем видите?

Черен был тот день, когда вместо маховичков для подстройки контрастности, яркости и других характеристик на мониторе появились кнопки. Раньше она была всего одна, и выбор у юзера был невелик: либо включать, либо нет...

— Нажимайте... Да, да... Нет, хуже не будет... Не бойтесь, я с вами... Ну же, смелее! Заработало? На мониторе появилась картинка? Боже, как я рад за вас...

Все, кто находятся поблизости, с облегчением вздыхают. Алексей проворно кидает трубку на рычаг... Я сажусь за соседний монитор и логинюсь. Теперь старушки мои. И начинается.

— Добрый день!

— Доброе утро.

— А? Да-да, еще утро... Ну, что дальше?

— А что — дальше? — не сразу понимаю я.

— Что мне дальше делать?

А-а-а... Это то существо, что только что монитор включало...

 

— Знаете, вы, очевидно, не со мной говорили, я только что заступил на смену... — Скашиваю глаза налево, где сидит Алексей. — Хотите поговорить с ним же?

Он отчаянно машет руками.

— Ах, какая жалость, он уже ушел... Так что давайте с самого начала...

— У меня не работает интернет...

Естественно, стала бы ты сюда иначе звонить... Однако, почему все считают эту фразу конечной и самодостаточной?

— А какие симптомы?

— Что?

— Ну, как себя при этом компьютер ведет? Сообщения об ошибках какие-нибудь есть?

— Знаете, сначала просто был темный экран... Но эту проблему мы уже решили... Теперь на экране есть картинка, но интернет не работает...

— А что за картинка?

— Ну... Такое серое... Прямоугольное... С двумя белыми черточками. И на нем что-то написано...

Я пытаюсь усилием воли вызвать в воображении описываемую картину. Но информации явно маловато.

— А что там написано?

— Понимаете, там не по-русски написано.

— Ну, постарайтесь... там, наверное, по-английски?

— Наверное... Я постараюсь... Вот, возле одной из белых черточек — э-э-э... ло... ло... Логин!

— А-а-а... А возле второй, чуть ниже — password?

— Ой, а как вы догадались?!

— В каждой профессии есть свои маленькие секреты, — вздыхаю я.

— Ну, и что вас смущает? Вы пытались ввести туда свой логин и пароль?

— А это как?

— Ну, вы же получили у провайдера свой логин? Давайте так: карточка учетная у вас есть? Там должно быть все написано.

— Да, есть! Ой, точно, написано! Логин есть, а пассворда нету...

— Как нету? Вы же должны были получить пароль?

— Да нет, ПАРОЛЬ есть, пассворда нету...

Я не знаю, чего мне хочется больше: зарыдать или засмеяться? А ведь рабочий день только начинается...

— Я вам сейчас все объясню. — Спокойствие моего голоса меня самого удивляет.

— По-английски «пассворд» — и есть пароль. Так что «пассворд» и «пароль» это одно и то же. Вот. Эти белые полоски — поля для ввода символов. Подведите туда мышку, щелкните левой кнопкой — чтобы там замигала черточка, и вводите. Логин — напротив надписи «логин», и пароль — там где «пассворд».

— А как это — «вводить»? — смущенно спрашивает голос из трубки.

Я резко закрываю трубку ладонью и беззвучно кричу в воздух «гусары ма-алчать» прежде, чем успеваю пуститься в пространные размышления на эту тему. Слегка успокоившись, объясняю назначение и тайный смысл клавиатуры...

— У меня не получается! — в голосе слышны слезы. Наверное, клавиатура сломана... Логин получился очень похоже, а пароль вообще не получился...

— В каком смысле — похоже? — слегка обалдев, спрашиваю я.

— Ну, на бумажке он от руки написан, а тут — печатные буквы...

— А-а-а...

— А вместо «пароль» выскакивают звездочки...

— Скажите, у вас давно компьютер? — я устало тру переносицу.

— Нет, только сегодня купили! Вместе с интернетом!

Я понимаю, что говорю с незаурядной личностью. Если уж она умудрилась вот так, походя, купить вместе с компьютером весь интернет...

— Понятно. Вы не пугайтесь. Это специально так сделано, чтобы кто-то не подсмотрел ваш пароль, когда вы его вводите... Постарайтесь ввести пароль вслепую. Только очень внимательно...

— Хорошо, я постараюсь... Ничего не получается!

— Что происходит?

— Ничего не происходит. Картинка как была, так и висит.

— Энтер нажимали? — у меня озарение.

— Что?

— Кнопка такая... Большая, с надписью «ЭНТЕР».

— Есть «Ентер»...

— Вполне подойдет. Нажимайте... Или вот что: подведите мышку к кнопочке «ОК»... Там ведь есть такая, на экране? Замечательно! Так вот, подведите к ней мышку и щелкните левой кнопкой...

И это только начало рабочего дня. Ладно-ладно, настолько тяжелых случаев мало, но и тех что есть – многовато для моих нервов. Но так или иначе, когда такая вот старушка через неделю звонит чтобы проконсультироваться по поводу э-мейла, а еще через две – про скайп, я понимаю что все было не зря и потраченные нервы не пропали втуне. Вот и славно