13.10.2013

Михаил Врубель вообще был специфичным художником. Только он мог написать «Царевну-Лебедь» с настолько реалистичным блеском глаз, со сверкающими каменьями в венце и с бархатными распушёнными перьями...

М. Врубель. Царевна-Лебедь. 1900 г. Государственная Третьяковская галерея. г. Москва

Всё дело в том, что художник очень тонко чувствовал и невероятно живо передавал декоративные свойства разных поверхностей. Причём не только в живописи. То, что было создано в керамической мастерской Абрамцевского художественного кружка, сияло, сверкало и поражало ничуть не меньше.

В этом вы можете убедиться сами, если посетите постоянную экспозицию Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ) и заглянете в один из залов, в которых собраны предметы конца XVII - начала XX вв.

Постоянная экспозиция декоративно-прикладного искусства кон. XVII - нач. XX вв. ВМДПНИ. г. Москва

На довольно большом пространстве стены находится это чудо: оно ослепит вас, и вначале только яркие краски, блеск и сияние произведут на вас первое впечатление. Невероятная игра светотени, блики и торжество орнаментальной композиции. Постепенно вы с удивлением начнёте узнавать в этом орнаменте какие-то знакомые черты и силуэты... Что это? А это и есть та самая дизайнерская вещь, которая достойна отдельного репортажа: керамическая облицовка камина "Встреча Вольги Святославовича с Микулой Селяниновичем", автор эскиза - М.А. Врубель, дата создания - 1899-1900 гг.

Керамическая облицовка камина "Встреча Вольги Святославовича с Микулой Селяниновичем". Автор эскиза М.А. Врубель. Абрамцево, худож. гончарная мастерская. 1899-1900 гг. Майолика, цветные глазури. ВМДПНИ. г. Москва

Камин создан по сюжету народной былины "Вольга и Микула Селянинович", в которой простой пахарь Микула оказывается сильнее всей дружины князя Вольги (дружинники все вместе не могут вытащить из пашни его соху, а он её одной рукой "повыдернул"), а кобылка Микулы - выносливей и быстрее богатырского коня Вольги. При этом между героями нет противопоставления, и они становятся друзьями, действуют сообща, и в конце Вольга даже жалует Микулу "тремя городами со крестьянами" и оставляет наместником, потому что тот поразил князя силой, смелостью и каким-то особенным величием (короче говоря, "харизмой") и к тому же защитил родной город от "разбойничков", которые в итоге захотели прийти и "извинитися".

Если вкратце, то идея превосходства Микулы - это идея превосходства труда, ценности традиционного русского крестьянского занятия - земледелия. Микула трудится на земле, и земля даёт ему особую, "эксклюзивную" силу, которой больше нет ни у кого. С ним и тягаться-то бесполезно... В этом сущность отношения русского народа к земледелию и труду вообще.

Вольга и Микула Селянинович. Открытка. 1963 г.

Однако давайте-ка подойдём поближе и продолжим рассматривать наше керамическое панно. Так это орнамент или всё-таки там ещё что-то есть?..

Взгляд скользит по как будто непросохшему от краски декору и начинает различать и крестьянина Микулу в праздничной рубахе, держащего в руках плуг:

и коня его, повернувшего свою любопытную морду в сбруе, и поле, и закатное небо, и солнце, уходящее за горизонт:

Необычно цветная, сияющая красками одежда Микулы Селяниновича по форме, тем не менее, традиционна для крестьянского быта: мы видим простую широкую рубаху, подпоясанную поясом-бечёвкой, штаны, онучи (что-то типа портянок) и шапку.

А вот и суровый воин Вольга Святославович на своём могучем коне:

Облачён богатырь в рельефную жемчужно-серую кольчугу, шлем и расшитый узорами коричневый плащ, застёгнутый на правом плече драгоценной застёжкой - фибулой. Булава, колчан со стрелами и лук составляют его вооружение, за спиной виден щит.

Одежда и доспехи героев панно - пример художественного переосмысления Врубелем-символистом русских народных традиций и новых веяний в искусстве Серебряного века. Одежда Микулы Селяниновича яркая и активная в общей композиции, отчего его фигура при взгляде на камин первой бросается в глаза и как бы находится на переднем плане по отношению к зрителю, что символично - потому что, по сюжету былины, именно богатырь-пахарь - победитель во всех импровизированных состязаниях между ним и богатырём-воином Вольгой. Яркие пятна стилизованного рисунка солнца на изумрудном фоне, с одной стороны, украшают панно, а с другой - за счёт броскости и доминирования - отсылают к основной идее - преимущества Микулы перед князем.

Удивление постигнет нас при дальнейшем рассмотрении облицовки: на самом деле, на первом плане находится богатырь на коне, а пахарь с плугом стоит спиной и оборачивается к всаднику. Интересно получается: символическое в изображении как бы вступает в противоборство с повествовательным и - побеждает. Таковы были веяния эпохи, в которую жил и творил художник - т.е., для своего времени (рубеж XIX-XX вв.) подобная трактовка и реализация были просто писком моды в искусстве. Врубелю удалось создать монолитное единство сюжетного и орнаментального в одном изображении.

Тут есть ещё вот такая двойная арка (каминный портал), на которой завязались в узлы позитивные улыбающиеся змеи-горынычи или драконы... с гребнем, хвостами-стрелками и огненными языками.

Звериными головами (тоже весьма позитивными), как капителями, венчаются несущие столбы арки; по центру разместилась традиционная архитектурная деталь - "гирька", здесь в форме шишки; а сам арочный абрис составлен из ромбиков и треугольничков. Графично!

Верхняя часть рамы-обрамления тоже в форме двойной арки, в центре которой - горизонтальный наконечник, украшенный на концах объёмными шишками и по поверхности - гибридом растительного и геометрического орнамента.

Вот такие птицы сирины поселились в самом верху: симметричные, с милыми косичками и в роскошных головных уборах:

Камин стоит на столбах - по три с каждой стороны:

Блестящий виноград зреет на верхних "ушках", и завитые виноградные "усы" тут имеются:

 

На последней фотографии хорошо видно, как играет светом керамика. Это особенность майолики - техники, в которой выполнено панно. Майолика - такой вид керамики, в котором объединены обожжённая глина с расписной глазурью. В Древней Руси она была известна уже в XI веке, но высокого расцвета достигла в XVII-XVIII вв. С её помощью изготавливались наличники для окон, порталы, фризы, изразцовые печи, посуда (Гжель и не только).

В той же экспозиции декоративно-прикладного искусства конца XVII - начала XX вв., а ещё в зале традиционного народного искусства России можно увидеть образцы посуды и изразцов, выполненные русскими мастерами.

Гжельская майолика. Вторая половина XVIII - начало XIX вв. ВМДПНИ. г. Москва

 

 

1-5. Скопинская керамика. Рязанская губ., г. Скопин. Глина, глазурь, гончарная техника. Конец XIX - XX вв. ВМДПНИ. г. Москва

6-16. Народная гончарная посуда с глазурями. Глина, глазурь, гончарная техника. XIX - XX вв. ВМДПНИ. г. Москва

Новым открытием Абрамцевской керамической мастерской, в которой работали мастер-керамист П.К. Ваулин и художник М.А. Врубель, стала техника восстановительного обжига: глина обогащалась окисями металлов и при обжиге приобретала глубокий цвет с разнообразными тоновыми переходами и необычный металлический блеск. Вот почему камин сияет и переливается.

Интересны некоторые исторические факты, связанные с ним. Известно, что таких облицовок было изготовлено не менее семи. Они различались по цветовому решению и некоторым деталям, что опять-таки делало каждый вариант уникальным, авторским и по-своему красивым.

В 1900 году один из вариантов (самый первый) поехал на Всемирную художественно-промышленную выставку в Париж, которая была грандиозным событием того времени (до сих пор она остаётся самой посещаемой выставкой в истории). Так вот, увидев камин "от Врубеля", ценители искусства, недолго думая, купили его. Перед этим, правда, эксперты, входящие в состав жюри, успели наградить русский декор золотой медалью. В общем, вещь оказалась трендовой, и следы её затерялись в доме какого-то европейца-счастливчика.

Камин в интерьере центрального зала Павильона кустарных изделий и рукоделий России на Всемирной выставке в Париже 1900 г. Фотография ВМДПНИ

До сегодняшнего времени сохранилось всего пять панно. Первое (1) - наше с вами, находится во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, г. Москва. Остальные можно увидеть (и сравнить) здесь:

2. Музей-заповедник "Коломенское", г. Москва;

3. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва;

4. Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург;

5. Библиотека им. А.П. Чехова (бывший доходный дом Ф.Г. Бажанова), г. Санкт-Петербург.

Необычные события происходили когда-то с русскими дизайнерскими вещами, и не только с дизайнерскими. На Всемирной парижской выставке 1900 года золотой медали был также удостоен железнодорожный мост через реку Енисей (в Красноярске), занявший первое место наряду с Эйфелевой башней. Большой успех имели представленные разработки в области электротехники, павильон-презентация Сибирской железной дороги и много-много ещё чего.

В газете "Liberte", под заголовком "Промышленная Россия в концерте народов", было написано: "Мы находимся ещё под влиянием чувства удивления и восхищения, испытанного нами при посещении русского отдела. В течение немногих лет русская промышленность и торговля приняли такое развитие, которое поражает всех тех, кто имеет возможность составить себе понятие о пути, пройденном в столь короткий срок. Развитие это до такой степени крупное, что наводит на множество размышлений".

(См. www.prometeus.nsc.ru/biblio/wex1900/ovchin90.ssi ; region.krasu.ru/article/335).