Садовое кольцо является экономическим, социальным и культурным центром города Москвы. Это приводит к ежедневной массовой миграции населения с «окраин» . Транспортная система не справляется с такой нагрузкой. На дорогу уходит много сил и времени. Основная идея проекта – ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ.

 

Необходимо рассредоточить «потоки» города. «Размыть» четкие кольцевые границы – МКАД, Третье транспортное кольцо и Садовое кольцо. Отказаться от сквозного использования территории Северного административного округа. Идея децентрализации основана на создании в каждом административном округе новых общественных центров, включающих в себя деловую, социальную, культурную и рекреационную функцию. Эти комплексы позволят разгрузить центр города, а созданные рабочие места позволят жителям спальных районов быстрее добираться до места работы. С экономической точки зрения данные центры будут привлекать инвестиции, которые позволят развивать округа в целом и делать их более престижными. В САО такой комплекс можно расположить в районе р.Лихоборки на месте промышленной зоны. Децентрализация позволит сократить транспортные и людские потоки, направленные в центр, а создание нового наземного экотранспорта  позволит добираться до центра без использования личного авто, что, в свою очередь, тоже будет благоприятно сказываться на автомобильную транспортную систему.

 

 Экотранспорт – «подвесная транспортная система», отличающаяся своей экологичностью и относительно дешевым строительством и эксплуатацией. Преимущества данного вида транспорта очевидны:

1.       Быстрый и мобильный - транспортная система проходит над землей, продуманная система пересадочных узлов позволит легко сменить способ передвижения.

2.       Экономичный - позволяющий использовать сетку цен для различных социальных групп (студенты, туристы, пенсионеры и т.д.). 3.       Комфортный – предусмотрена организация удобных остановок, пересадочных узлов и перехватывающих парковок.

4.       Строительство данного вида транспорта не требует дополнительных дефицитных земельных ресурсов.

5.       Экологичный – система будет полностью автономной, а энергию будет получать от световых батарей расположенных на верхней части конструкций.

Второй аспект децентрализации в нашем проекте заключается в создании социально значимых мест в районе с самостоятельными экономическими и социальными функциями. Для этого было проведено функциональное зонирование территории округа, определены маркеры среды: исторические, социальные, культурные т.д. Полученные данные помогли организовать «социальные центры», каждый из которых имел определенный имидж, помогающий идентифицировать его среди остальных. Северный округ по нашему замыслу будет состоять не из спальных районов, гаражей, «не знаем, что здесь находится», а из определенных «мест», центров. Так, например, планируется создать образовательный центр - ВУЗы на территории Тимирязевского района (РГАУ-МСХА, МГУП и др), культурный центр в районе Сокол – МГХПА им. С.Г.Строганова, «Поселок художников», спортивный – Ходынское поле и т.д.   Правильная организация таких центров поможет аккумулировать среду на местном уровне. Такие общественные места станут точками притяжения местного населения, помогут организовать местное сообщество. Это могут быть не только здания, но и открытие пространства: парки или улицы, соединяющие остановку общественного транспорта с жилыми районами.  Идентификация городской среды также поможет при организации и проведении международных конференций, выставок, музыкальных фестивалей. Это привлечет жителей из других районов и туристов. Связанная транспортная система, в свою очередь, позволит быстро и комфортно добраться до любой из точек проведения мероприятий. Таким образом, районы Северного округа станут привлекательным местом для экономического и культурного развития.

Проект территория Речного вокзала и парка «Дружбы» является примером организации социально значимого пространства для северных районов САО. Работа над проектом началась с исследования территории. В результате были получены следующие данные: точки притяжения района (места отдыха, развлечений, определены исторические и культурные объекты), выявлены слабые и сильные стороны планировки парка, определены основные пешеходные маршруты и пожелания людей (приезжающих и местных жителей). Полученные данные позволили составить функциональное зонирование территории, схему использования территории, предложить проект экоустойчивого развития территории Речного вокзала и парка «Дружбы».

Три основных аспекта развития территории парка – экологический, социокультурный и экономический.

В рамках экоустойчивого развития всей территории округа и парка в частности были выбраны следующие направления :

- Энергоэффективность. Активное использование световой и солнечной энергии. Внедрение нового энергосберегающего оборудования в существующие здания. На территории парка планируется разместить альтернативные источники получения энергии: ветрогенераторы (вдоль Ленинградского шоссе) и солнечные батареи (на крыше павильона).

- Материалы. Использование безопасных для здоровья человека материалов. Предпочтение отдается быстровозобновляемым и легкоутилизированным: таким как дерево. Находящийся в парке павильон выполнен из экологически чистых материалов: дерево и стекло. Он вписан в окружающую среду с учетом рельефа и существующей растительности для обеспечения естественной вентиляции и освещения. Павильон находится вдоль и на пересечении основных пешеходных путей. Своей конструкцией он объединяет восточные и западные части парка.

- Вода. Особое внимание будет уделяться тому, как происходит сбор, очистка и вторичное использование воды. - Раздельный сбор и переработка мусора. Общественные территории будут оборудованы контейнерами для раздельного сбора мусора. На территории округа предусмотрены пункты приема материалов для вторичной переработки.

- Качество среды: освещенность, загрязнение и т.д. Комфортное пребывание людей в парке обеспечит защитный экран из растений вдоль Ленинградского шоссе, выполняющий шумо- и пыле- защитную функцию. 

-- Информирование населения о различных экологических программах, о методах утилизации, об альтернативных источниках энергии, о возможностях снижения воздействия на окружающую среду, об энергосберегающих технологиях. В парке для этого предусмотрена сцена.

Дополнительно рекомендуется укрепить откосы по периметру парка с помощью кустарников, неинтенсивно используемые дорожки накрыть деревянным настилом в целях сохранения естественного почвенного покрова.   Для создания единого пространства парка «Дружба» и территории Речного вокзала спроектирован подземный переход с открытыми торцевыми частями. Все элементы парка: - торговые ряды, - спортивные площадки (футбол, волейбол, баскетбол, бейсбол, теннис), - детские площадки, - площадки для занятия спотом людей старшего возраста, - танцплощадки, - открытый кинотеатр, - места тихого отдыха, - скет- вело- парков - миниатюрный музей кораблей - пирсы с лодками и катамаранами - батут, аэротруба, скалдром - площадка для выгула собак - большой конструктор - площадка для домино и шахмат - городок на деревьях - беговые и велодорожки - велорикши и т.д.    выполнены с учетом рельефа, интенсивности использования различных частей, социальных факторов, равномерного распределения нагрузки по всей территории парка.

Экоустойчивое развитие не может существовать без третьей составляющей (помимо экологической и социо-культурной) – экономической. С этой целью на территории парка располагается прокат велотранспорта и аренда спортивного оборудования. В здании Речного вокзала предусмотрены кафе и смотровая площадка. На стойках ветрогенераторов предусмотрено размещение рекламы.

Представленный проект развития Северного административного округа решает три основные задачи:

1.       Увеличивает функциональность районов, включает их в общую сеть города.

2.       Повышает значимость и престиж районов САО.

3.       Повышает функциональность и значимость округа не только в рамках города.

 

Илья Семенов

Наталья Стеценко

Марина Рукавишникова