Разработана и внедрена авторская педагогическая технология «Анимационная композиция», для стимуляции изобразительного творчества детей в сфере дополнительного образования, способствующая повышению качества изобразительной деятельности и развитию личности учащихся.

Какие дети хотят сделать свой мультфильм? Ответ на этот вопрос очень простой - все! Наше исследование показало что практически все учащиеся детских художественных школ и многие студенты художественных вузов хотели бы изучить основы анимационного искусства. Опросы учеников общеобразовательных школ показали, что большинство детей, которые даже никогда не рисовали, хотели бы попробовать себя в роли Уолта Диснея.
Именно поэтому нами была разработана педагогическая технология, с помощью которой всесторонне развивается любой ребенок школьного возраста.

Целью нашей технологии является культурно-нравственное воспитание детей в возрасте от 7 до 17 лет с помощью анимационных и педагогических технологий.

  Самая главная задача, которую мы решаем - воспитание человека художественно образованного, умеющего ценить и понимать искусство и самостоятельно создавать произведения, несущие красоту и радость.

Кроме того, программа обеспечивает эффективное развитие художественного вкуса, чувства стиля, обучение учащихся пространственному мышлению, умению обобщать, стилизовать увиденное.

Каждое занятие имеет смешанный характер, первая часть урока сопровождается лекцией-беседой, иллюстративным показом и просмотром отрывков анимационных работ выдающихся мастеров рисованного мира, с последующим обсуждением. Во второй части урока, учащиеся приступают к практической работе. Программа для младшей группы отличается лишь упрощенными требованиями к сюжету, и технике исполнения.

Создание мультфильма включает в себя много ручной работы, поэтому выполнение заданий по живописи и рисунку обязательны для развития навыков академического подхода к анимационным техникам. Основное необходимое оборудование для занятий мультипликацией – это цифровой фотоаппарат и штатив. Для ускорения процесса создания мультфильма, в старших группах можно включить в учебный процесс изучение компьютерного монтажа, иначе процесс оцифровки и сведения отснятого материала ложится на плечи преподавателя.  Для этого необходимо не более 4-х компьютеров средней производительности на одну группу (8-10 человек). А для более удобного рисования и фотографирования могут понадобиться специальный анимационный стол с нижней подсветкой и сканер.

Использование на наших занятиях редкой техники анимации «Живопись на стекле» повышает заинтересованность детей. Повышенный реализм картинки живописного мультфильма позволяет сравнить ее с ожившим живописным полотном. Существует множество вариантов использования преимуществ этой техники, все зависит только от фантазии маленького художника. Картинка может быть как сверхъреалистичной, так и стилизованной, яркой «мультяшной» или же серьезной, сдержанной.

Лекция-беседа занимает 10-15 минут, на ней мы, используя различные пособия, сообщаем необходимые сведения из теории и практики изобразительной деятельности и основы мультипликации. Затем учащиеся приступают к практической работе.

Анимация является совершенно особым видом искусства, способным интегрировать в себе многие виды творческой деятельности, поэтому начинающие мультипликаторы могут применить в  мультфильме все свои таланты. Сюда относится литературно-сценарное мастерство, режиссура, живопись, композиция, музыка и многое другое.

Первыми практическими заданиями для учащихся каждого полугодия является простое применение основных принципов анимации Уолта Диснея. «Прыгающий колобок» – в первом полугодии, «летящая птица» – во втором, «шагающий человек» – в третьем, «скачущая лошадь» – в четвертом. Выполнение этих заданий занимает не более одного занятия, что позволяет учащимся быстро убедиться в своих анимационных способностях.

На самом первом занятии, по подготовленным нами примерам, каждый учащийся придумывает свой необычный образ колобка и делает простейшее движение – прыжок. После освоения основных принципов и получения наглядных результатов, ученики переходят к основному заданию – созданию короткометражного анимационного фильма.

В нашей технологии каждый учащийся является одновременно сценаристом, режиссером и художником своего фильма. Им предоставляется полная свобода в выборе сюжета. Мы лишь предлагаем алгоритм, технологию стандартного построения композиции фильма, следуя которой учащиеся выстраивают свой рисованный мир.

Прежде всего, начинающим аниматорам необходимо определиться с целью будущего фильма, определить зрителя, на которого они рассчитывают, и какую идею они хотят до него донести. Сюжет играет основную роль в анимационном фильме. Для того чтобы учащимся было легче определиться с выбором сюжета, им были показаны анимационные фильмы самой различной тематики. Для поиска идей, ребятам предлагается техника «мозгового штурма», которая активно применяется крупными дизайнерскими компаниями для создания выдающихся произведений художественного творчества.

Для своего мультфильма некоторые ученики придумывают сюжеты поучительной сказки, другие рисуют спортивные соревнования. Особой популярностью пользуется тема музыкального клипа. Учащиеся в качестве домашнего задания подготавливают сценарий в письменном виде, а на уроке изображают его в виде раскадровки – схематичной последовательности рисунков, служащей вспомогательным средством при создании мультфильмов, клипов и рекламных роликов. Когда раскадровка готова и согласована с преподавателем, выбирается самый насыщенный и интересный с точки зрения композиции кадр будущего мультфильма. Он старательно отрисовывается каждым автором на листе формата А3 с той подробностью, которая необходима в готовом мультфильме.

Для исполнения своего мультфильма дети могут выбрать практически любые художественные материалы: гуашевые или акварельные краски, цветные карандаши, гелиевые ручки, пластилин, а также масляные краски. Предлагаемое разнообразие обусловлено не только мотивацией, но и творческой индивидуальностью ребенка. Каждый материал позволяет по-своему подчеркнуть выразительность и стилистику сюжета.

Когда эскиз согласован с преподавателем и рекомендуемые изменения внесены, ученики определяют, в какой анимационной технике будет выполняться их мультфильм. На наших уроках мы предлагаем использовать основные классические анимационные техники: перекладка – метод плоских марионеток; покадровая анимация – где каждое движение рисуется на новом листе; живопись на стекле, которая выполняется масляными красками на световом столике с нижней или верхней подсветкой.

Детям младших групп мы рекомендуем выполнять свой фильм в технике перекладки. Работая этим способом уже на втором-третьем занятии можно увидеть результат. Старшие ученики могут попробовать свои силы в технике покадровой анимации. Это достаточно кропотливый процесс, он требует много терпения. Несмотря на это, некоторые достигают успехов и в этой сложной технике. В процессе работы каждый желающий опробовал свои силы в технике масляной живописи на стекле.

Очень сложно держать точный образ героя в памяти на протяжении длительного периода его перерисовки. Поэтому необходимо заранее разработать каждый персонаж, изобразив его: в фас, профиль и в движении. Когда точный образ персонажа определен маленьким художником, он приступает к разрезанию всех подвижных частей. Затем отрисовывается пустой фон, на котором будет подготовлена рабочая сцена для анимации. Каждая фаза движения фотографируется. Затем производится компьютерный монтаж для сведения последовательности фотографий.

На простой мультфильм продолжительностью около 3 минут необходимо более 1000 кадров. Но в технике перекладки это возможно в простых школьных условиях и каждый ученик справляется с такой задачей. По итогам каждого года обучения нами создается DVD-сборник работ учащихся, которые участвуют в кинофестивалях различного уровня и получают не только призы и грамоты, но и стимул дальнейшего творческого развития.