

Итак, давайте обсудим экранопланы. Время вполне подходящее, поскольку турецкая компания Solid Aero представила свою новинку под названием TALAY. Это дрон-экраноплан, способный нести полезную/боевую нагрузку до 30 кг и осуществлять полеты над морской поверхностью при волнении до трех баллов.
Турки действительно делают успехи в этом направлении. Они начали развивать беспилотники около 15 лет назад, когда Сельчук Байрактар создал свой первый аппарат. Все знают, как развивались события, и хотя «Байрактар» ТВ2 вначале стал известным, а затем тихо ушел в тень, концепция использования БПЛА не только для разведки прочно закрепилась в военном мышлении: «Если может — значит, должен!» или что-то подобное..
Поэтому, недолго переживая за «Байрактар» ТВ2, турецкие инженеры вздохнули и продолжили свои разработки. Направлений появилось так много, что глаза разбегаются. На выставке IDEF 2025, которая недавно прошла в Стамбуле, было представлено множество интересных проектов, включая беспилотное транспортное судно, способное погружаться на глубину до 15 метров. Конечно, некоторые данные вызывают недоумение, но… у нас есть экраноплан.
К сожалению, в сфере экранопланов мы были первыми. На самом деле, мы были не только первыми, но и вторыми, поскольку все, что создавалось в мире, было не более чем разными попытками, а первые действительно работающие экранопланы были советскими. Работы выдающихся инженеров Ростислава Алексеева и Роберта Бартини поразили весь мир.

Также стоит упомянуть Л. Н. Щукина, продолжателя традиций Алексеева и Бартини, который, без преувеличения, посвятил свою жизнь идее российских экранопланов.

Тем не менее, Бартини и Алексеев работали на основе обширных исследований, проведенных В. В. Голубевым, Я. М. Серебрийским, Ш. Я. Биячуевым и П. И. Гроховским, который в итоге разработал классическую схему аппарата с двумя двигателями.
Но сегодня экранопланы не совсем ассоциируются с Россией. Несколько энтузиастов продолжают работу в этом направлении, однако особого интереса не наблюдается. В 2018 году на выставке «АРМИЯ-2018» был представлен проект экраноплана с ракетным вооружением, вроде бы от ЦКБ имени Алексеева в сотрудничестве с рядом НИИ и КБ, но сейчас 2025 год, и над волнами ничего.
А турки восприняли идею как перспективную и создали свой проект.
TALAY – это беспилотная авиационная система, названная в честь первого в мире многоцелевого дрона для полетов над морской поверхностью. Она может развивать скорость до 200 км/ч и летать на высоте от 3 до 10 метров над водой, находясь в воздухе до трех часов и, как уже упоминалось, при волнении до трех баллов. У устройства новейшая система управления, позволяющая выполнять задачи по патрулированию, разведке, нанесению ударов или транспортировке грузов в зависимости от требований. Работа осуществляется как в автономном режиме, так и под управлением оператора.
Многоцелевой БПЛА WIG (Wing-in-Ground) относительно компактен для своего класса: размах его крыльев составляет 3 метра, а общая длина — 2,8 метра.
TALAY, по словам разработчиков, обладает высокой маневренностью (для экраноплана). Силовая установка дрона состоит из электродвигателей и литий-полимерных аккумуляторов. Дальность связи БПЛА достигает 200 километров. Компания утверждает, что дрон способен атаковать портовые объекты и поражать вражеские суда.
Беспилотный летательный аппарат имеет низкое радиолокационное сечение и конструкцию, ориентированную на малозаметность. Он способен выполнять высокоточные задачи благодаря усовершенствованной передаче данных или опираясь на заранее загруженные координаты. Разработчики утверждают, что в системе используется новый блок управления полетом с программным обеспечением на основе заложенных моделей и искусственного интеллекта.
Довольно компактное беспилотное летательное средство может нести полезную нагрузку весом 30 кг. С одной стороны, это немного, но давайте сравним TALAY с ПКР «Томагавк», который TASM.
Здесь стоит провести сравнение экраноплана с дозвуковой крылатой ракетой, так как это его основной конкурент.

TASM — это «Томагавк», на котором система наведения TERCOM была заменена активной радиолокационной, аналогичной ГСН ПКР «Гарпун». Ракета предназначалась для поражения надводных целей на больших дистанциях и была оснащена 450-килограммовой полубронебойной боевой частью.
Максимальная дальность применения TASM составляла 450 километров. TASM пролетал всё это расстояние на сверхмалой высоте (около 5 метров над уровнем моря) и не мог быть обнаружен корабельной РЛС на большом расстоянии.
Запомните: 450 кг БЧ, 450 км дальность, скорость около 800 км/ч, высота полета 5 метров. Это «Томагавк».
Что у нас у БПЛА-экраноплана? 30 кг БЧ, 200 км дальность, 200 км/ч скорость, высота полета такая же или чуть ниже.
Кажется, что крылатая ракета превосходит экраноплан по всем параметрам? А вот и нет.
Начнем с цены. Сколько может стоить пластиковое устройство размером с «Герань»? Аккумуляторы, электродвигатели, блоки управления — пусть 30 тысяч долларов. «Герань» стоит меньше, но не будем придираться. Сколько стоит TASM? 1 870 тысяч долларов. Таким образом, один TASM равен 62 TALAY. А TALAY может нести 30 кг взрывчатки, значит, в итоге это 1 860 кг. То есть, эквивалентно четырем «Томагавкам».
То есть калькулятор показывает, что за цену одной крылатой ракеты можно запустить целую группу БПЛА-экранопланов, которые понесут взрывчатку, как четыре крылатые ракеты.
Можно ли сбить крылатую ракету? Дозвуковую – без проблем. Особенно если ее на фоне волн подсветит самолет ДРЛО. Так вот, стоит сделать небольшое отступление о малозаметности.
Малозаметность ракеты — довольно условная, поскольку на всем протяжении своего пути ПКР сжигает топливо, обеспечивая полет и электроэнергию для своих систем. Это приводит к образованию теплового следа, который могут обнаружить оптико-электронные системы наблюдения, особенно с тепловизорами. TALAY обнаружить сложно, поскольку у него нет выхлопа, и, соответственно, теплового сигнала.
Кроме того, металлический корпус будет отражать радиоволны, что неизбежно. Кроме того, сам процесс пуска ПКР может быть зафиксирован с достаточно большого расстояния, чем обычно и пользуются. БПЛА на электротяге – действительно устрашающий объект с точки зрения незаметности.
И вот здесь возникает вопрос: представьте себя на месте капитана, скажем, корвета водоизмещением 4000 тонн. У вас есть радары, вертолет, пушка, зенитные ракеты и, возможно, пара стрекоталок на борту. Какую угрозу вы бы предпочли: от двух ПКР или 100 БПЛА?

Теоретически, любой корвет имеет шанс отбиться от двух ракет. Или от одной. Да, 450 кг в борт – это серьезная угроза, но есть шанс выжить и даже остаться на плаву. Примерно 50%, либо корвет утонет, либо нет. А вот 100 беспилотников с небольшими зарядами… Это все равно, что убивать: один удар кувалдой или 100 ударов молотком. В любом случае, вы умрете, но во втором случае это будет долго и мучительно.
На самом деле, такая группа экранопланов-камикадзе может представлять угрозу даже для кораблей более высокого класса.
Что можно сказать о экранопланах в общем?
Есть интересные преимущества в сравнении с БЭКами:
— быстрее катеров, не критично волнение;
— не боятся минных, боновых и сетевых препятствий;
— благодаря экономичности имеют больший радиус действия.
Сравнения с ПКР также имеют свои плюсы:
— определенно малозаметнее в радио-, ИК- и УФ-диапазонах;
— может использоваться как барражирующий боеприпас, способен менять цель и возвращаться на базу в случае отмены атаки;
— сложнее уничтожить;
— значительно дешевле.
Экраноплан-камикадзе действительно может быть трудным для уничтожения. Ракетам будет сложно наводиться из-за отсутствия активного излучения, а активным РЛГСН трудно захватить цель, в которой минимум металла. Возможно, неплохо подошли бы контрастные ГСН, как на «Джавелине», но есть проблема – экраноплан движется в 4–5 раз быстрее, поэтому у оператора не так много времени на наведение. Но на фоне воды БПЛА может представлять собой контрастную цель, на которую может навестись матрица. Не факт, но было бы интересно попробовать.
Конечно, есть и недостатки. Главный — низкая маневренность, поскольку экраноплан, как и самолет, для изменения направления движения должен создавать центростремительную силу, единственным источником которой является крыло. Однако, используя два двигателя, можно «поддерживать» крыло, и на турецких видео модель экраноплана выглядела довольно маневренной.
Далее — необходимость подготовки операторов. Управление экранопланом отличается от управления катером или воздушным БПЛА.
Также меньшая грузоподъемность, хотя это не является проблемой: согласно советскому опыту, экраноплан можно масштабировать до любых размеров.
Вообще считается, что по совокупности показателей экранопланы уступают обычным самолетам и кораблям: корабли значительно превосходят их по водоизмещению, самолеты — по скорости и гибкости использования.
Но в случае с беспилотными средствами ситуация выглядит иначе.

Существует мнение, что турки смогли уловить тонкую суть экранопланов и использовать ее на полную мощность. Действительно, экраноплан-камикадзе может стать весьма эффективным оружием, хотя и довольно специфическим.
На первый взгляд, зачем изобретать велосипед, если уже существуют БПЛА? Они могут лететь на большие расстояния, чем экраноплан, с большей скоростью и маневренностью. К чему усложнять?
На самом деле, все не так просто. У экранопланов высокая экономичность и грузоподъемность по сравнению с воздушными летательными аппаратами, так как подъемная сила складывается с силой, создаваемой экранным эффектом. Поэтому одинаковый по размерам и двигателям БПЛА и экраноплан будут отличаться по своим характеристикам.
Второй аспект – низкая высота полета экраноплана. БПЛА может лететь, но: расход топлива/энергии больше, поскольку воздух плотнее, а экран БПЛА не умеет. Он просто рассчитан на другие физические условия. И восходящие/нисходящие потоки воздуха, которые экраноплан использует при полете, для обычного БПЛА не самое приятное явление.
Третий аспект. Современные корабли, как показала практика на Черном море, практически не защищены от атак снизу. Все, что могли противопоставить российские корабли украинским катерам-камикадзе, – это немногочисленные МТПУ 14,5-мм и кое-что из малокалиберной зенитной артиллерии, которая изначально не была предназначена для стрельбы «вперед-вниз» под отрицательным углом.
В мире с тех пор кое-что изменилось, но не существенно. Мелкая скоростная цель (200 км/ч — это скорость, а не 40-50 км/ч у БЭКа), идущая чуть выше волн, будет очень проблемной для расчетов.

Время, конечно, покажет, особенно учитывая, что турки иногда показывают свои достижения в несколько приукрашенном свете. Но, возможно, им удалось снова создать что-то новое. Или это очередная восточная сказка из серии «Байрактар». Останется только наблюдать.
Выставка в Стамбуле была организована на высоком уровне. Умеют, что и говорить. Вопрос лишь в том, сколько из представленного — реальные прорывные изобретения, а что — всего лишь «гиперзвуковая» ракета, которая в итоге оказалась обычной баллистической. Однако в идее экраноплана-камикадзе есть что-то. И только время покажет, что именно.
- Роман Скоморохов
