Андрей Кончаловский о кризисе Европы, молодёжи и семейных ценностях: почему мы вступаем в век идиотов

"Мы вступаем в век идиотов. Это видно в политике". Андрей Кончаловский высказался об упадке Европы, современной молодёжи и своей семьеАндрей Кончаловский о кризисе Европы, молодёжи и семейных ценностях: почему мы вступаем в век идиотовАндрей Кончаловский

Андрей Кончаловский, которому 20 августа исполнилось 88 лет, дал редкое интервью своей дочери Наталии (от четвёртой жены, теледиктора Ирины Мартыновой). Разговор публикует журнал «Правила жизни», в котором режиссёр поделился воспоминаниями о детстве среди известных родственников, обсудил упадок Европы и высказал критику в адрес современной молодёжи. Spletnik собрал главные цитаты.

«Молодёжи позволено знать очень мало. Есть «Алиса»

Интеллектуальная деградация очевидна. Современные молодые люди, мягко говоря, неграмотные и не воспринимают знания. Им позволено знать очень немного, [им] фактически ничего знать не нужно. В ответ есть «Алиса», различные кнопки, интернет… Я полагаю, что на физиологическом уровне у людей происходит изменение. Люди всё больше начинают напоминать животных. Я испытываю сожаление к этому поколению, лишённому цивилизацией. Мне очень жаль поколение моих детей, которые попадают… во-первых, под воздействие европейской цивилизации, которая исчерпала себя.

«Мы вступаем в век идиотов. Это видно в политике»

В Европе культура переживает упадок. Процесс деградации печален. Мне жалко Европу и её жителей. Америка навязывала смыслы, что привело к исчерпанию культуры. Возникли принципы чудовищной диктатуры политкорректности — это действительно страшно. Происходит эрозия памяти. Особенно это заметно у западных политиков. Интеллектуальные и когнитивные способности пугают своим низким уровнем. Как говорил Серёжа Капица, мы вступаем в век идиотов. Это заметно в политике. Печально. Я говорю о том, что происходит на Западе, ведь Запад впереди нас.

В последние годы Кончаловский стал последовательным критиком Запада, хотя ранее открыто признавал, что был «увлечён» им. В начале 1980-х он эмигрировал из СССР, взяв фамилию матери, чтобы не ассоциироваться с отцом, который на тот момент был депутатом Верховного Совета СССР. В США он снял несколько фильмов (например, «Одиссею» с Изабеллой Росселлини и боевик «Танго и Кэш» со Сильвестром Сталлоне и Куртом Расселом), был женат на француженке (сейчас имеет двойное гражданство — российское и французское), общался с западной интеллектуальной элитой. В 90-х он решил вернуться на родину, однако продолжал много времени проводить за границей, где владеет недвижимостью. После начала спецоперации РФ в Украине Кончаловский стал частью вновь созданного «Культурного фронта России».

Андрей Кончаловский о кризисе Европы, молодёжи и семейных ценностях: почему мы вступаем в век идиотовАндрей Кончаловский и Юлия Высоцкая

«Православная культура сопротивляется»

Мы на грани того, чтобы попасть под это [западное] воздействие. Особенно учитывая, что интернет полностью овладел человеком. Консервативные культуры, в том числе православная, в определённой степени сопротивляются эрозии памяти. Но Запад стремительно движется к пропасти. Как говорил Олдос Хаксли, мы движемся в пропасть на «роллс-ройсе», а русские едут в трамвае… Трамвай может даже сломаться. (На самом деле эта цитата, широко распространённая в российском сегменте интернета, не принадлежит Хаксли, хотя в своих произведениях писатель исследовал проблемы негативного влияния технического прогресса на общество.)

«Ограничение информации ведёт к знанию. Парадокс»

Я сейчас участвую в реформе образования и хотел бы ввести урок чтения. Дети сидят в тишине и читают, а второй час — когнитивный анализ прочитанного. Я надеюсь, что государство примет твёрдое решение. Запретить телефоны в школах — это уже сделано. Но это большой серьёзный процесс, где ограничение информации ведёт к знанию. Изобилие информации порождает неграмотность. Парадокс.

«Мы не виноваты в том, где родились»

Это называется «страшно повезло». [Вообще] никто не ценит своё окружение. Я жил в художественной среде, поэтому для меня это было естественно — запах красок, палитра, мыть кисти дедушке и так далее. Это было частью быта. У других людей быт совершенно иной. В этом смысле мы не виноваты в том, где родились.

Андрей Кончаловский с братом, оскароносным режиссёром Никитой Михалковым, — представители российской творческой династии. Они родились в семье культового советского писателя Сергея Михалкова и поэтессы-переводчицы Натальи Кончаловской. Дед по материнской линии — художник Пётр Кончаловский (в предках также — русский живописец Василий Суриков). Сейчас Михалковы — Кончаловские являются одним из наиболее влиятельных семейных кланов в отечественном кинематографе.

Андрей Кончаловский и Юлия Высоцкая

«Рядом с ними чувствовал себя пигмеем»

Я не ощущал себя свободным в музыке. Со мной учились выдающиеся музыканты: Наум Штаркман, Воскресенский, Володя Ашкенази, Митя Сахаров. Я рядом с ними чувствовал себя пигмеем — я не мог достичь их уровня. У меня нет абсолютного слуха, нет такой памяти и механизма. Связи между мозгом и пальцами. Это создавало комплексы.

Кончаловский по настоятельной просьбе родителей с раннего возраста занимался музыкой, после школы поступил в консерваторию, но бросил учёбу и перевёлся в ВГИК.

«Решил — я могу даже лучше»

Я смотрел на фильмы и решил: «Я тоже могу так и даже лучше». Дома разразилась драма из-за того, что я бросаю консерваторию. Я боялся, что мама будет разгневана. Так и случилось, произошла большая драма. Это было ужасно. [Но] когда я понял, что могу создавать кино, я стал абсолютно свободным. Во ВГИКе я чувствовал себя как дома, в конце первого курса начал писать сценарии с Тарковским.

Кончаловский снял множество фильмов в России и за границей (среди его работ — «Сибириада», «История Аси Клячиной…», «Романс о влюблённых», «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», «Рай»), которые были награждены российскими и международными премиями, включая Венецианский кинофестиваль.

«Порнография не даёт пространства для воображения»

Самое простое изображение секса — это порнография. Она не оставляет места для воображения. Дальше мы можем начать рассказывать о сексе через детали: руки, чувственные моменты, которые становятся эротическим искусством. А если мы отойдём ещё дальше в соседнюю комнату, и человек будет слушать, как за перегородкой занимаются сексом, это станет искусством, потому что разбудит воображение.

«Читайте книги»

Если говорить о совете: пересиливайте себя. Пишите от руки и читайте книги. У людей, которые не читают, развивается косноязычие.

«Оставлю после себя детей и фильмы»

Если что-то останется после меня — это дети и мои фильмы.

Андрей Кончаловский о кризисе Европы, молодёжи и семейных ценностях: почему мы вступаем в век идиотовЮлия Высоцкая с сыном Петром от Андрея КончаловскогоКончаловский женат на актрисе Юлии Высоцкой, которая на 36 лет младше него, у пары есть сын и дочь. Этот брак стал пятым для режиссёра, всего у него семеро детей от разных отношений. Осенью 2013 года Андрей и Юлия с детьми попали в аварию на юге Франции — как сообщалось, 76-летний режиссёр за рулём арендованного Mercedes не справился с управлением, и машина столкнулась с встречным авто. Старшая дочь пары, 14-летняя Мария, которая сидела на переднем пассажирском сиденье и не была пристёгнута ремнём безопасности, получила тяжёлую травму головы и впала в кому. Кончаловские пытались вылечить дочь за границей, но несколько лет назад вернули её в Россию. Они тщательно скрывают информацию о её состоянии.

Фото: vysotskayaofficial/Telegram
Vittorio Zunino Celotto/Getty Images
Segretain/Getty Images
архивы пресс-служб

Источник
Оцените статью
Сitycelebrity