

Запрещать не заливать
Когда недавно правительство объявило о полном запрете на экспорт бензина, на это мало кто обратил внимание. Паники не было – это всего лишь временная мера. Она связана с необходимостью подготовиться к традиционному осеннему увеличению спроса.
Такого рода успокоительные комментарии звучали от чиновников Минэнерго, которые, скажем так, не отличаются высокой значимостью. Какой с них спрос? Если бы вице-премьер Александр Новак начал успокаивать народ – вот это было бы другое дело.
Но у него есть сложности с экспортом в Индию, и ему снова нужно вести переговоры с ОПЕК. В комментариях не прозвучало ни слова о том, что НПЗ необходимо защищать от дронов и террористов, что враги наносят удары как по нефтебазам, так и по тем местам, где топливо еще не успели распределить по назначению.
Последние заявления контролирующих органов можно сравнить с созданием паники, но не стоит впадать в эйфорию после переговоров на Аляске и других местах?
Дорогой бензин недопустим, особенно на фоне первых успехов в борьбе с инфляцией. Хотя эти успехи не отражаются на ценниках в магазинах, а видны на рынках у известных вам лиц, а также в отчетах регулятора — Банка России.
Овощи подешевели и что-то еще, но как им не снижаться при падающем спросе из-за снижения доходов и невозможности увеличить предложение из-за чрезмерно высоких банковских кредитов. Ставки, следуя за объявленным повсеместным снижением инфляции, почему-то не спешат снижаться.
Заправляться наперёд
При растущей валюте, чего мы сейчас, к счастью, не наблюдаем, цены на бензин иногда снижались до 0,5 доллара за литр, но тогда немногие спешили заполнять канистры. В рублях изменения были незначительными, а топливо чаще дорожало и почти никогда не становилось дешевле.
Задержаться на достигнутом уровне цен — это легко, но сбрасывать цены — это нигде и никогда. Сейчас бензин сначала подорожал в опте, а когда это отразится на рознице — вы можете выбрасывать все свои отчеты о том, как ЦБ контролирует цены.
Больше всего при таком раскладе радуют ссылки экспертов на некие фундаментальные экономические факторы. Например, такие: нефтяным компаниям сократили выплаты по демпферу. Причем значительно — на 40% за первое полугодие. И что, разве это не было известно заранее?
Тогда почему не были предприняты меры, или опять же предпочитали зарабатывать там, где больше платят, а на своем родном рынке просто увеличивали объемы продаж? Или надеялись, что потом демпфер вернут, чтобы не пугать рынок?
Впрочем, не будем спешить — и такое возможно, и продление запрета на экспорт бензина после 31 августа — тоже возможно. Ведь среди причин подорожания как 92-го, так и 95-го, и дизельного топлива едва ли не главной называют сейчас такую: цены на внешних рынках на нефть и нефтепродукты снизились, укрепился рубль.

Интересно, что в антимонопольной службе до сих пор не обнаружили признаков нехватки нефтепродуктов и не фиксировали привычных сезонных жалоб от аграриев. Тем не менее вопрос о повышении нормы продажи бензина на бирже с 15 до 17% уже изучается в ФАС. Эксперты ведомства считают, что это поможет «обеспечить прозрачность ценообразования».
Научиться упреждать
Цены на бензин в России всегда были ниже, чем на внешних рынках, но разница варьировалась в зависимости от ситуации. Сейчас она стремится к нулю, хотя до Европы нам еще далеко. Но и сама Европа не так уж близка.
Выплаты того же демпфера снизились исключительно из-за уменьшения разницы. Нефтяным компаниям, чтобы спрос не упал, пришлось сокращать маржу от нефтепереработки. Теперь же им нужно восполнять упущенную прибыль.
Очевидно, что спрос вряд ли упадет даже при ценах 92-го ближе к 70 рублям за литр, а 95-го – на уровне 72–75 рублей. Это вполне реально уже в сентябре, и это не наш дилетантский прогноз, а оценка экспертов из Топливного союза.
Долгое время нефтяники компенсировали убытки на бирже, теперь же все начинает отражаться в рознице. Когда ситуация с поставками бензина на внутренний рынок не улучшается, а удары ВСУ по российским НПЗ продолжаются, это также ведет к дополнительным расходам.
Фактически за все ремонты, как плановые, так и экстренные, платит уже только потребитель, и задержки после биржи становятся все короче. Судя по всему, на рынок уже поступают данные от нефтепереработчиков, что излишков для продажи бензина на бирже больше нет.
Завершим этот тревожный обзор слегка запоздалым официальным сообщением. Из Минэнерго еще на минувшей неделе сообщали, что оптовые цены на бензин показали снижение. Это отмечалось «в результате выполнения нефтяными компаниями рекомендаций Минэнерго по объемам отгрузок топлива и продаж на биржевых торгах».
Ситуация с дизельным топливом, как считают в ведомстве, остается стабильной. Хотелось бы надеяться, что так и будет, не доезжая до АЗС.
- Алексей Подымов, Дмитрий Малышев
- tvc.ru, topwar.ru, yandex.ru
